Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Бизнес Отслеживать:

Мне сверху видно все. Мониторинг грузового автотранспорта


Мария КОРОЛЕНКО, фото автора и производителей
Словосочетание «мониторинг автотранспорта» стало основанием для развития не просто сферы бизнеса, а огромного пласта деятельности различных компаний — от разработчиков программного обеспечения до продавцов пластиковых корпусов для всевозможных датчиков.


Россияне не сразу привыкли к тому, что установка дополнительного дорогостоящего оборудования на автомобиль — это способ экономии средств. Однако возможности систем мониторинга и контроля уровня топлива таковы, что их владельцам предоставляется полный спектр статей экономии: предотвращение саботажей и сливов топлива водителями, контроль режима труда и отдыха (а следовательно — профилактика ДТП с участием автотранспорта предприятия), своевременное обнаружение неисправностей подвижного состава, оптимизация маршрутов и загрузки транспорта и т.д.

Главные герои

Что представляет собой такая система? Как и многие контролирующие установки, это аппаратная часть, которая монтируется на автомобиль, и программное обеспечение, устанавливаемое на рабочем месте руководителя предприятия, оператора-диспетчера или других ответственных лиц в офисе компании. Вне зависимости от конкретного исполнения, блоки аппаратной части всегда одинаковые: датчики работы транспортного средства, регистратор данных от всех датчиков, приемник беспроводной связи. Принцип работы основан на сборе информации о работе от разных систем автомобиля, передаче ее на компьютер оператора и анализе данных с получением отчетов в наглядном виде (таблицы, графики). Каждая система настраивается в зависимости от требований заказчика и его задач. Это касается как программной части, так и аппаратной. Например, для бензовозов датчики расхода топлива устанавливаются не только в собственном баке автомобиля, но и в цистерне. А анализ данных для магистральных перевозок будет отличаться от анализа таковых в строительной сфере, например, включением в отчет информации о сохранности груза (датчик проникновения в контейнер).


Пример отчета, сформированного программной частью системы мониторинга

Рынок

Особенностью мониторингового бизнеса является то, что причастными к нему могут быть все, кто может разрабатывать и/или продавать хотя бы один компонент сложной системы. Поэтому игроков на этом рынке очень много. Однако не все они одинаковы. Каждая фирма специализируется на определенном виде услуг. Есть среди них и настоящие доки — те, кто зарекомендовал себя с самой выгодной стороны в разных направлениях, имеет богатый опыт за плечами, работает над интересными проектами и снабжает своими разработками даже своих конкурентов.


Легендарные датчики уровня топлива Omnicomm

Так, например, компания Omnicomm разработала датчик расхода топлива, который стал стандартом и поставляется многими продавцами систем контроля, а также устанавливается производителями автомобилей. Как говорят в компании, «иногда те, кто ездит на грузовике, сами не знают, что фирменная «голова» в топливном баке — это наше детище». Датчики LLS разработаны в цифровом и аналоговом вариантах. Также существует специальный взрывозащищенный датчик уровня топлива, применяемый на автоцистернах и топливозаправщиках. Устанавливаются с блоком искрозащиты для обеспечения требований безопасности. Для контроля уровня топлива из кабины водителя можно установить индикатор, который позволяет определить количество ГСМ отдельно по каждому компоненту, где установлен датчик, а также суммарное количество.

Компания предлагает решение для автопарков — систему мониторинга FAS, которая включает регистратор для сбора данных, датчик уровня топлива LLS и программу обработки данных Autocheck SE. FAS использует протоколы ГЛОНАСС и GPS, а также может передавать данные через Wi-Fi с помощью специального регистратора.


Регистратор Omnicomm, оснащенный модулем Wi-Fi


Первая помехоустойчивая малогабаритная адаптивная антенная решетка, российская разработка. Предназначена для защиты навигационных сигналов от преднамеренных и непреднамеренных помех

Данные о транспортном средстве обрабатываются оператором в программе Autocheck SE, которая позволяет не только следить за движением автомобиля, но и получать информацию о работе дополнительного оборудования (кран-манипуляторная установка, плуг, ковш, второй двигатель и т.д.). Такие возможности, а также приспособленность оборудования для работы в тяжелых условиях позволили компании Omnicomm завоевать популярность в добывающей промышленности и строительных автопарках.

Датчики Omnicomm с успехом использует один из крупнейших специалистов в области мониторинга транспорта — компания ГЛОСАВ. И хотя в своих рекламных буклетах они тщательно скрывают имя разработчика, факт остается фактом. ГЛОСАВ славятся хорошей гаммой отраслевых решений для различных автопарков — от коммунальных до инкассаторских. Такой спектр разработан благодаря нескольким вариантам комбинаций стандартного оборудования. Это очень удобно и наглядно для конечного потребителя, однако всех под одну гребенку не причешешь. Отсюда — необходимость все равно «затачивать» оборудование (главным образом — ПО) под индивидуальные особенности каждого заказчика.


Есть у ГЛОСАВ и собственные интересные разработки. Помимо стандартных блоков, компания предлагает установку видеорегистратора или антивандальной видеокамеры с прекрасным рабочим диапазоном температур от -50 до +50 градусов. Также существует возможность заказа тревожной кнопки, которая применяется водителем в экстренных случаях для вызова спецслужб (скорая, пожарные, полиция), а также для информирования о таких ситуациях диспетчера. Контролеры работы спецнадстроек — в наличии, датчик температуры и открытия двери — имеется. Кроме того, компания предлагает установку идентификатора водителя. Такое устройство позволяет фиксировать несанкционированное управление транспортным средством, а также вести учет рабочего времени водителя. Кроме того, ГЛОСАВ поставляет оборудование, позволяющее удаленно блокировать двигатель, а также датчики приближения, позволяющие определять нахождение людей, металла и других объектов в зоне работы механизма. Такие датчики используются в коммунальной сфере для контроля работы пескоразбрасывателя.

Еще один крупный и при этом вполне самостоятельный разработчик оборудования в России — «Русские Навигационные Технологии» — производит системы под торговой маркой «АвтоТреккер». Собственное производство позволяет компании оперативно и гибко реагировать на запросы рынка. РНТ выбрал одной из своих специализаций безопасность дорожного движения. Для этих целей разработана целая система, включающая оборудование для удаленного управления автомобилем, идентификаторы водителя, а также специальный детектор аварий, служащий для подачи сигнала в службу безопасности предприятия или непосредственно в колл-центр федеральной оперативной службы при возникновении чрезвычайной ситуации.

Что касается штатных ситуаций, то «АвтоТреккер» предлагает отраслевые решения на основе собственных разработок, некоторые из которых удостоены премий, как инновационные продукты.


Антивандальная камера и бортовой блок ГЛОСАВ

В составе систем — бортовые блоки, регистрирующие данные о маршруте, водителе, местоположении транспорта, работе механизмов и т.д. Бортовые блоки имеют двустороннюю связь с диспетчером, а также информацию о разрешенных и запрещенных действиях в границах определенной территориальной зоны. Блок соединяется с беспроводными датчиками с помощью специального приемника радиосигнала, а для работы в режиме ГЛОНАСС/GPS имеет специальный дополнительный модуль, который подключается отдельно. Для защиты от резких скачков напряжения бортовой блок имеет специальное оборудование «АТ-Защита». Для удобства считывания информации, которую собирает система, в кабине водителя можно установить индикаторную панель, которая работает в режиме пейджера.

Датчики — это тоже собственная разработка РНТ. Все они являются беспроводными. Кроме стандартного контроля уровня топлива, компания предлагает расходомер, который устанавливается на топливную магистраль и измеряет количество топлива, проходящего через нее, показывая очень точные результаты. Правда, такое устройство довольно дорогое. А еще существует ультразвуковой датчик уровня топлива.

По желанию система «АвтоТреккер» может быть дополнена датчиками температуры и вращения (для бетономешалок). Кроме того, имеется мобильный блок «АвтоТреккер», который может использоваться автономно благодаря собственному блоку питания.



Человеческий фактор

Какие бы умные системы ни продавались на рынке, какие бы гениальные отчеты о работе автотранспорта они ни предлагали — ничто не заменит аналитическую способность человеческого мозга. И эффективное управление автопарком возможно только при наличии грамотных кадров, которые могут принять во внимание все то, что дает автоматика, и использовать эти сведения для оптимизации деятельности компании.

Системы мониторинга позволяют снижать затраты на содержание автопарка в разы. В этом уже убедились абсолютно все, кто работает с такими системами. И пусть цена в 10 000 руб. за один только модуль спутникового слежения за автомобилем, помноженная на количество автомобилей в автопарке, не пугает. Вся система целиком окупится за 6-9 месяцев грамотного ее использования.


КОММЕНТАРИЙ:


Мне сверху видно все. Мониторинг грузового автотранспортаЮрий Висневский,коммерческий директор Группы компаний «СКАУТ»

Как зависит специфика систем мониторинга и контроля расхода топлива от специфики отрасли, в которой работает транспорт (строители, нефтедобытчики, автобусы и т.д.)?
Профессиональные системы мониторинга имеют специализированные решения для различных отраслей. Сам принцип, конечно же, не меняется, но задачи, которые ставят перед системой заказчики, абсолютно не похожи. В отраслевое решение могут входить набор дополнительных датчиков и периферийных устройств, но главные отличия – в возможностях диспетчерского программного обеспечения.

Датчики каких фирм использует компания для своих систем?
Часть датчиков мы производим самостоятельно, например, беспроводной датчик вращения бочки миксера, датчик положения механизма, датчик температуры для рефрижераторов. Для контроля топлива мы предпочитаем датчики уровня топлива (ДУТ) емкостного типа, которые предлагают отечественные производители.

Кто разрабатывает ПО — сторонние ИТ-специалисты или штатные?
Разработчики на аутсорсинге не могут обеспечить требуемую нам скорость и качество создания продуктов. ГК «СКАУТ» разрабатывает и предлагает законченное решение, которое состоит из собственного оборудования и ПО, а также регламентов внедрения и эксплуатации. Из 90 сотрудников петербургского офиса ГК «СКАУТ» более 20 работают в отделе разработки программного обеспечения.
Для крупных заказчиков стандартом стала интеграция СМТ с корпоративной информационной системой, хотя требования к такой интеграции почти всегда нестандартные. Часто на базе таких разработок создаются или совершенствуются наши отраслевые решения.
Кроме того, наши менеджеры технической поддержки всегда могут обратиться за консультацией или с предложением улучшить программу непосредственно к ее создателям. Эта быстрая обратная связь очень важна для высокого уровня сервиса, который мы гарантируем клиентам.
Оцените статью:
26.06.2012, 10:02
6 653
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама