Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Сервис Отслеживать:

Износилось. Сломалось. Отказало. Практика ТО


Даниил МИНАЕВ, фото автора
Говорить о необходимости регулярного и качественного технического обслуживания сегодня уже просто смешно. Это вроде бы не вызывает ни у кого сомнений. Особенно в гарантийный период. Когда он заканчивается, эксплуатант техники, как правило, ищет более дешевую альтернативу официальному дилеру; нередко ТО проводится силами собственной ремзоны, а иногда и владелец сам берется за гаечный ключ. И тогда могут начаться «чудеса», причем как с самим автомобилем в самый неподходящий момент, так и с его владельцем в виде неприятностей, связанных с невыходом на линию и вынужденным простоем.



Разберем несколько характерных ошибок, связанных с неверными суждениями, чтобы эти «ржавые грабли» успешно обойти.

Масло масляное

Первое, с чего начинается практически каждое ТО — замена масла в двигателе. Про то, что оно должно соответствовать классу качества и вязкости, указанным в руководстве по эксплуатации, можно лишь напомнить, гораздо больше «махинаций» происходит с интервалом замены. Дилерские СТО нередко занижают этот межсервисный интервал по пробегу, мотивируя это тяжелыми условиями российской эксплуатации. Это дает им возможность реализовывать, понятное дело, не себе в убыток, большее количество масла и фильтров, а также закрывать дополнительные нормо-часы на произведенные работы. И все под страхом лишения гарантии. Непорядочным слесарям это дает возможность немного приворовать масла, не сливая его полностью, иногда «на сверхсрочку» остается и масляный фильтр.


Раздобыть запасные части и расходные материалы, к счастью, сегодня уже не проблема


Обслуживанием престарелых грузовиков, как правило, занимаются сами владельцы транспорта



Но! С обратной стороны медали, у нас действительно более тяжелые условия для работы моторного масла: годовые перепады температур достигают 80 градусов, да и с юга на север нашей страны, в среднем, 3 дня пути. Второе, что, несомненно, уменьшает срок службы масла, — некачественное топливо с высоким содержанием серы и иных примесей. И если победить непорядочность ремонтников можно тотальным контролем и личным присутствием в цехе, то в камеру сгорания с головой не нырнешь! А ухудшение смазывающих свойств вы никак не обнаружите, как и перепускающий через байпасный клапан забитый масляный фильтр, просто в определенный момент ресурс двигателя окажется ниже, чем вы ожидали. И это может произойти, конечно, не только у вас, а и у следующего владельца. Вот вам одна из причин, которая вдумчивых специалистов заставляет предпочесть коту в мешке — бывшей в употреблении технике — долговую яму лизинга новой.

Вывод. Истина, как всегда, где-то посередине.

Сэкономить лучше, чуть передержав (но в очень разумных пределах) замену масла в механической коробке передач или нескоростной главной паре, где оно не подвергается активному окислению и тепловым нагрузкам, но не в двигателе!

Гликоли и воды

Здесь речь пойдет о технических жидкостях — антифризе и тормозной. Даже если тормозная система пневматическая, все равно почти всегда присутствует небольшое количество «тормозушки» в ПГУ сцепления или иных пневмогидроприводах на спецтехнике. Регламент, как правило, требует производить замену антифриза и тормозной жидкости 1 раз в два года. Этим требованиям по окончании гарантийного срока не следуют почти никогда. В антифризе за это время утрачивают свои свойства антиокислительные присадки, берегущие алюминиевые и медные компоненты системы охлаждения и резиновые ее уплотнения, а гигроскопичная тормозная жидкость на основе этиленгликоля набирает чрезмерное количество влаги. Да, если она трудится в гидроприводе сцепления, навряд ли она закипит, вызвав отказ тормозов, как это бывает у легковушек, но лишняя влага все равно сделает свое «мокрое» дело, досрочно прикончив недешевый узел. Доказательства вы найдете без труда в любом автосервисе, попросив показать замененные за смену детали.


На горловине редко маркируют требуемый тип антифриза

[/i]

С антифризом вообще особая «песня». Он не свернется и не утратит прозрачность и цвет, но вместо защиты будет нещадно «убивать» головку цилиндров, помпу, резиновые детали. В процессе эксплуатации, на линии, в систему охлаждения могли доливать воду, причем маловероятно, что дистиллированную, в некоторых случаях его (антифриз) могли разбавить и другим составом, не всегда совместимым. Приговор — менять строго по регламенту, а если авто не молодо, но начинает жизнь с чистого листа у нового хозяина — менять и не экономить, однозначно!

Простые вещи

В голове многих, если не большинства, регламентное техобслуживание это так, маслице сменить, пару новых фильтров поставить, глянуть состояние колодок, проверить свет — и в путь. Только почему-то в технологических картах ТО, разработанных производителем, гораздо более широкий перечень работ. Проверить, смазать, зачистить, отрегулировать, довести до нормы… А мы потом удивляемся провисшим дверям с заклинившими замками, когда не можем открыть дверь; окисленным контактам, когда не можем запустить двигатель; текущим сальникам из-за забитого грязью сапуна; отказавшему электровентилятору, так как радиатор напрочь забит грязью и он, спасая двигатель от перегрева, работал непрерывно; скрипящей подвеске и тугому рулю — шкворни и втулки на американском тягаче забыли прошприцевать; список можно продолжать до бесконечности.

Терпения, да и образования, чтобы внимательно изучать различные инструкции и руководства, у нас хватает далеко не всем, кто занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей. А значит, проконтролировать, в полной ли мере произведено ТО, должен сам владелец техники. У каждой машины свои особенности и порядок работ, но вот наиболее характерные операции, которые не делают «забывчивые» механики, и о необходимости которых не подозревает владелец.


Окисление клемм аккумуляторов — частая причина неудач в запуске двигателя


Забитый грязью радиатор может здорово уменьшить ресурс электровентилятора


Довел резину «до ручки»


Чистота в ремзоне — важная составляющая квалифицированного техобслуживания



1. Смазка дверных петель и замков должна производиться при каждом регулярном обслуживании. Последствия — потеря подвижности замка, поломка дорогостоящих ключей с чипом; петли дверей, работающие «всухую», имеют значительный люфт и вызывают провисание дверей менее чем через 1 год эксплуатации (особенно у автобусов и маршрутных такси).

2. Проверка и долив дистиллированной воды в аккумуляторные батареи, подзарядка от внешних источников для доведения до нормы плотности электролита. Смазка и зачистка клемм. Последствия — АКБ служит два года вместо возможных пяти, а еще может не включиться стартер из-за потерь на клеммах.

Значения плотности электролита в таблице:



3. Даже самый современный автомобиль, особенно грузовой или автобус, может иметь несколько точек смазки (шприцевания). Без него возможны самые неожиданные отказы: от поломки подвески до заклинивания натяжного ролика генератора.

4. После проведения шиномонтажных работ абсолютно все: и задние, и передние колеса необходимо балансировать! Это существенно продлевает срок службы шин и ходовой части.

5. Чистота — залог здоровья! Перед заменой свечей зажигания или накаливания, датчиков на двигателе, разборкой воздуховода воздушного фильтра, все сопрягаемые узлы и детали необходимо очистить от песка, пыли, продуть сжатым воздухом, иначе весь этот мусор прямиком попадает в камеру сгорания, цилиндропоршневую группу, вызывая абразивный износ.

6. Забитый грязью сапун на картере заднего моста запросто может спровоцировать течь сальников из-за повышенного давления, и впоследствии — внеплановый ремонт.

7. Следите за приводами стеклоочистителей. Их шарниры и соединения зимой обильно контактируют с агрессивной соленой грязью, своевременная чистка и смазка узла не доставит особых хлопот, но гарантирует его полную боевую готовность.

Философский вопрос

Для кого-то все изложенное выше — давно уже правило, кто-то скептически отнесется к такому подходу. Вот только станет ли от этого меньше неисправных машин на обочине…


При доливе и замене антифриза нельзя руководствоваться только цветом продукта. Краситель может быть любой, а вот сам состав может быть приготовлен на основе моноэтиленгликоля, полиэтиленгликоля или пропиленгликоля. Смешение этих составов может повысить их коррозионную агрессивность к сопрягаемым деталям, ускорив износ помпы или разрушение шлангов и сальников, на внутренних поверхностях деталей могут сформироваться отложения. Особенно они опасны внутри термостата, так как могут парализовать его работу. Для того, чтобы этого избежать, следует доливать только оригинальный состав в относительно новые автомобили, ну, а если машина в годах или при дорожном ремонте пришлось залить неизвестно что, то менять всю жидкость в системе целиком, предварительно справившись с руководством по эксплуатации.

Общий совет: в большинстве автомобилей старшего поколения используются антифризы синего или зеленого цвета, классифицируемые концерном VW (общепринято и используется повсеместно), как G11. Затем на рубеже веков им на смену пришли карбоксилантные составы оранжево-красного цвета G12, дальнейшее их развитие получило индекс G12+. Смешение «11-го» и «12-го» не допускается, а вот «12+» может принять в себя и «12-й», и, кратковременно, «11-й». При плановом обслуживании вместо G11 допускается и даже рекомендуется замена его на более современный G12, но обратная замена недопустима. Следует напомнить, что интервал замены G11 – 2 года, G12 — 5лет. Антифриз можно приобрести как в концентрированном, так и в готовом к применению виде. Последнее — не самое удобное, так как температура кристаллизации навязана поставщиком. Для справки в таблице приведены соотношение антифриза и дистиллированной воды для типичных условий эксплуатации.



Оцените статью:
3.09.2012, 10:00
5 663
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама