Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Сервис Отслеживать:

Масляные кодексы


В прошлом номере журнала мы начали разговор о сертификации масел и, в частности, затронули подходы, используемые в США. Сегодня рассмотрим систему сертификации масел в Японии и странах Западной Европы.



Самурайский кодекс

Не только масла имеют различия, двигатели также отличаются. Особого разговора заслуживают моторные масла для дизелей японского производства. Это связано с конструкционными особенностями двигателей из Страны восходящего солнца.

В отношении масел там обычно использовался стандарт API. Необходимость в отдельной спецификации масел объясняется несколькими причинами. Во-первых, высокой степенью износа деталей клапанного механизма при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах, соответствующих спецификации API CG-4). Во-вторых, проблемой высокотемпературных отложений на поршнях. На японских двигателях верхнее кольцо обычно располагается ниже, чем у европейских и североамериканских моторов, в результате этого максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже, а это ведет к образованию отложений.

В связи с этими проблемами в 2000 г. такие японские организации, как Automobile/Lubricant Joint Committee (ALJC) совместно с Petroleum Association of Japan (PAJ) и Japan Automobile Manufacturers Association, рекомендовали национальному органу по стандартизации в автомобилестроении Japanese Automobile Standarts Organization (JASO) создать собственную спецификацию на моторные масла для дизелей японского производства. Такой стандарт был принят 1 апреля 2000 г.

Короткий срок принятия стандарта объясняется тем, что еще в апреле 1994 г. подкомитет по моторным маслам Общества автомобильных инженеров Японии (JSAE) в сотрудничестве с Обществом смазочных материалов Японии разработал метод тестирования моторного масла для дизелей с применением низкосернистого топлива (содержание серы 0,05%). В марте 1998 г. с применением двигателя Nissan Diesel Motor модели TD25 был введен метод тестирования моющих свойств моторных масел (JASO M336:1998). А в апреле 1999 г. с использованием двигателя Mitsubishi Motors Corp. модели 4D34T4 был разработан метод тестирования износа клапанного механизма (JASO M354:1999).

Эти методы легли в основу национального стандарта. Для проверки на соответствие требованиям стандарта предусматривалось 4 моторных и 7 лабораторных тестов. Моторные испытания на детергентность поршней (JASO M336:1998) и износ клапанов (JASO M354:1999) разработали в самой Японии. Другие тесты предписывалось проводить по методикам ASTM. JASO M336 включил в себя испытания на двигателе Nissan TD-25, а JASO M354 – на Mitsubishi 4D34T.

В 2008 году была принята последняя редакция стандарта Automotive Diesel Engine Oil Standard JASO M 355:2008.

Для японских четырехтактных дизелей предусмотрены три класса масел: DH-1, DH-2 и DL. Масло класса DL предусмотрено для дизелей легковых автомобилей. Масла DH-2 применяются в двигателях с фильтрами частиц (Diesel Particulate Filter – DPF) и катализаторами. Масла DH-1 могут использоваться для двигателей, работающих на низкозольном топливе (содержание серы не превышает 0,05%).



Европейский стандарт

В 1991 г. была организована European Automobile Manufacturers Association – AСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). В фокус внимания этой организации попали вопросы стандартизации смазочных материалов.

В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, Volkswagen, Daimler, MAN, Porsche, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, Ford Europe, PSA Peugeot Citroеn, DAF, GM-Europe, Jaguar Land Rover, Toyota Europe. Эта организация предложила свою систему классификации смазочных материалов – ССМС.

В 1995 г. была принята новая, более жесткая, европейская классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам – ACEA European Oil Sequences for Service Fill Oils. В настоящее время действуют нормы стандарта редакции 2008 г.

Предусматриваются требования для масел, предназначенных для бензиновых двигателей легковых автомобилей и дизелей легких фургонов (А/В). Выделяется класс масел, совместимых с катализаторами (С).

Для двигателей тяжелых грузовиков предусмотрен класс масел Е. В последней версии требований предусмотрены группы Е2, Е4, Е6, Е7 и Е9.

Масла Е2 предназначены для атмосферных и турбированных дизелей тяжелых грузовиков, работающих в условиях средних нагрузок, в большинстве случаев с нормальными интервалами замены масла.

К группе Е4 относятся масла со стабильной вязкостью, обеспечивающие отличные показатели по чистоте поршней, защите от износа, удержанию сажи и стабильности. Они рекомендованы для быстроходных дизелей, спроектированных для соответствия экологическим требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4, работающих в тяжелых условиях. Допускаются увеличенные интервалы замены масла в соответствии с рекомендациями производителей. Масла пригодны для двигателей без фильтров частиц, для некоторых двигателей с EGR и для некоторых двигателей с системами понижения NOx типа SCR. Тем не менее допускаются различные рекомендации для двигателей разных производителей. При сомнении следует обратиться к руководству по эксплуатации или получить консультацию у дилера.



Масла Е6 также должны иметь стабильную вязкость, обеспечивать отличные показатели по чистоте поршней, защите от износа, удержанию сажи и обладать высокой стабильностью. Они тоже рекомендованы для быстроходных дизелей, спроектированных для соответствия экологическим требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 и работающих в тяжелых условиях. В соответствии с рекомендациями производителей допускаются увеличенные интервалы замены масла. Они пригодны для использования в двигателях с системой EGR, с фильтрами частиц или без них, и для двигателей с системами понижения NOx типа SCR. Масла качества Е6 строго рекомендованы для двигателей с установленными фильтрами частиц и разработаны для использования в комбинации с низкосернистым топливом (max 50 ppm). Тем не менее допускаются различные рекомендации для двигателей разных производителей. При сомнениях следует получить уточнение.

Предпоследнюю группу составляют масла группы Е7. Они должны быть эффективными в обеспечении чистоты поршня и предотвращении шлифовки цилиндра. Масла группы Е7 способствуют также чистоте поршней, защите от износа, удержанию сажи и обладают высокой стабильностью. Эти масла рекомендованы для быстроходных дизелей, спроектированных для соответствия экологическим требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3, Euro 4 и Euro 5, работающих в тяжелых условиях, например, при увеличенном интервале замены, в соответствии с указаниями производителя. Масла группы Е7 подходят для применения в двигателях без фильтров частиц, для большинства двигателей с системой EGR и двигателей с системами понижения NOx типа SCR, в соответствии с рекомендациями производителя.

Последняя группа масел – Е9. Введена в редакции стандарта 2008 г. дополнительно к требованиям для масел группы Е7. Масла группы Е9 подходят также для двигателей с фильтрами частиц. Они строго рекомендованы для двигателей с фильтрами частиц и разработаны для применения вместе с низкозольным дизельным топливом, но, как и раньше, последнее слово остается за производителем грузовика.

Для масел категории Е предусмотрено 14 лабораторных тестов и 6 моторных испытаний. Это свидетельствует о самых высоких требованиях к маслам в Европе. Производители автомобилей, кроме того, выдвигают собственные требования к маслам. Они закреплены во внутренних стандартах компаний. Это в первую очередь связано с моторными испытаниями. Испытание масел не на предписанном общими стандартами двигателе, а непосредственно на одном из двигателей производителя, безусловно, даст самые достоверные результаты по применимости масел.

Андрей Карасев, фото фирм-производителей техники
Оцените статью:
8.10.2010, 10:04
5 845
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама