Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

СпецтехникаОтслеживать:

Универсалы. Юбилей Unimog


Антон МИХАЙЛОВ, фото автора
Когда немецкий конструктор Альберт Фридрих впервые представил публике свое «универсальное транспортное средство» (Universalmotorgerate, по-немецки), он и не предполагал, что его детищу будет уготована поистине всемирная слава и долгая жизнь. Знаменитому семейству автомобилей Unimog нынче исполняется шестьдесят лет.


Идеологией появления «Унимога» было понимание, что для выполнения определенных работ не годятся ни стандартные грузовики, ни тракторы. К примеру, трансмиссия и двигатель грузовика не приспособлена для длительного движения на низких рабочих скоростях (до 5 км/ч), на которых выполняются дорожно-коммунальные работы. Работа навесного оборудования подразумевает установку не менее трех типов механизмов навески впереди, сзади и сбоку, а также применения коробки отбора мощности для привода механических и гидравлических устройств.

В стандартных кабинах, как правило, трудно разместить гидравлическую распределительную аппаратуру с трубопроводами и устройства управления механическим отбором мощности. Для выполнения некоторых видов работ необходимо двухстороннее расположение рулевого управления. Оставляют желать лучшего и маневренные качества стандартного автомобиля.

С другой стороны, у обычного сельскохозяйственного трактора есть другие недостатки. В частности, начисто отсутствует кузов, транспортная скорость невелика, упругой подвески колес нет. Объединить преимущества обоих классов и был призван будущий знаменитый Unimog доктора Фридриха.


Классическому «Унимогу» нипочем брод глубиной 1,2 м и 38 градусов крена


Длинноходная подвеска в действии — «посадить» Unimog на раму невозможно


Универсальное семейство U300/400/500 оснащается сотнями видов навесного оборудования

Первые машины были далекими предками нынешних универсалов. Это были небольшие, довольно примитивные механизмы. Чахлый дизель обеспечивал мощность в 25 л.с., колесная база составляла менее 2 м, а грузоподъемность — 1 т. Ранние «Унимоги» оснащались угловатой открытой кабиной и тракторными колесами. Однако все признаки «универсальности» были уже налицо — «ползучие» передачи коробки передач, высокий клиренс, валы отбора мощности и грузовая платформа. «Автомобилетрактора» производились сразу двумя немецкими фирмами. Скоро эти машины привлекли внимание авторитетного концерна Mercedes-Benz, и в 1950 г. он выкупил права на их производство. Годом спустя специально организованная компания Unimog GmbH начала выпуск на собственном заводе в Гаггенау.

Первой серией стал основательно переделанный Unimog-401 (параллельно все мерседесовские машины несли внутризаводскую кодировку, этот — U25). Он имел колесную базу 1720 мм и снабжался собственным 4-цилиндровым дизелем объемом 1767 куб. см, пружинной подвеской обоих мостов, отключаемым приводом передних колес и механической блокировкой дифференциалов. По шоссе он развивал скорость 60 км/ч, а на местности мог передвигаться со скоростью 0,3 — 0,6 км/ч.

Пару лет спустя появилась новая кабина, закрытая и округлая, а через четыре произошли серьезные изменения. Появился знаменитый Unimog S (404) для военных целей, на котором опробовались решения, перешедшие и на «цивильные» машины. Это была уже «полноформатная» машина — грузоподъемность выросла до 2400 кг, колесная база — до 2900 мм. Изменились и двигатели, мощность дизелей увеличилась до 60, а бензиновых — до 110 л.с.

До середины 1970-х гг. прошлого века продолжали появляться все новые поколения эволюционировавших машин. Увеличивались полные массы, мощность двигателей, расширялось их применение.


Первые поколения «Универсалмоторгеряте». Машины еще из до-мерседесовских времен


В 1953 году семейство 401 получило новую кабину


Угловатый Unimog 418 имел скошенный слева капот — для лучшей видимости при уборке улиц


Самое известное поколение «427» выпускалось с 1988 по 2002 год

В 1975 г. на модели 425 впервые появилась знаменитая угловатая кабина, ставшая визитной карточкой «Унимога» на следующие 25 лет. К тому времени гамма сформировалась практически полностью. В 1977 г. Unimog-421 превратился в самую легкую модель U600 грузоподъемностью 1,35 т с базой

2250 мм и 52-сильным дизелем. На основе Unimog-403 создали 2,4-тонный вариант U800. Одной из самых известных стала модель U900. На ней применялись прежний 84-сильный дизель и синхронизированная 6-ступенчатая коробка передач, в комбинации с дополнительными обеспечивавшая до 24 передач вперед и скорость движения от 0,11 до 80 км/ч. Автомобиль получил дисковые тормоза, гидроусилитель рулевого механизма, самоблокирующиеся дифференциалы, три вала отбора мощности.

Тяжелую серию «425» представляла 120-сильная модель U120, переименованная позднее в U1200. В конце 1980-х гг. в программу входили 15 базовых шасси (модели от U650 до U2150). К тому времени было выпущено около 400 тыс. «Унимогов» всех типов, а ежегодный объем производства составлял 7 тыс. машин.

В 1990-е гг основная тяжелая гамма состояла из 6 базовых моделей: U1200, U1400, U1600, U1800, U2100 и U2400 полной массой 7,5 — 14,0 т с колесной базой 2650 и 2810 мм, оснащенных разными вариантами мотора серии ОМ 366 мощностью 125 — 240 л.с. и трансмиссией, обеспечивающей по 8 передач вперед и назад. Соответствующие им длиннобазные варианты (3250 мм) имели индексы от U1250 до U2450. Все автомобили были приспособлены для работы как в городах, так и на пересеченной местности. Они оснащались гидроусилителями руля, двухконтурной тормозной системой, дисковыми тормозами, тормозами-замедлителями, двумя валами отбора мощности и несколькими точками отбора сжатого воздуха или рабочей жидкости для привода широкой гаммы навесного оборудования. По заказам предлагался трехосный вариант U2450L (6x6) грузоподъемностью 7 т.


Неудачный «городской» Unimog UX 100 оказался в чужой нише

Случались и просчеты — так, появившийся в 1996 г. самый легкий «Унимог UX100» популярностью не пользовался. Он был предназначен для городского хозяйства, и разработан «в пику» знаменитому «Мультикару». Однако был значительно дороже него, и потому снят с производства после выпуска всего 790 экземпляров.

С началом века появились новые модели U300, U400 и U500 (4x4) полной массой 10-16 т, с двигателями мощностью 150-280 л.с. Они отличались от предшественников новой пластиковой кабиной с исключительной обзорностью и крошечным капотом. А в 2007 г. дебютировало новейшее семейство коммунальных машин — бескапотное, с измененной индексацией U20. Его кабина, кстати, разработана бразильским филиалом концерна для семейства малотоннажных грузовиков Mercedes Accelo.


Самое последнее поколение Unimog U20 в роли пожарной автоцистерны. Кабина разработана в Бразилии, а противопожарное оборудование установлено фирмой Schlingmann

На сегодняшний день выпуск всех 23 поколений марки приближается к миллиону штук. География распространения охватывает всю планету — от Аляски до Японии, и от Норвегии до Южной Африки. Их используют в качестве тягачей, тракторов, коммунальных, пожарных, армейских машин, как шасси для монтажа всевозможных надстроек и навесного оборудования. Список производителей оборудования для «Унимога» включает тысячи фирм. Их удачную конструкцию копируют, кстати, другие производители, и об этом мы расскажем в другой раз.
Оцените статью:
15.08.2011, 11:49
8 105
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама