Универсалы. Юбилей Unimog

Когда немецкий конструктор Альберт Фридрих впервые представил публике свое «универсальное транспортное средство» (Universalmotorgerate, по-немецки), он и не предполагал, что его детищу будет уготована поистине всемирная слава и долгая жизнь. Знаменитому семейству автомобилей Unimog нынче исполняется шестьдесят лет.


Идеологией появления «Унимога» было понимание, что для выполнения определенных работ не годятся ни стандартные грузовики, ни тракторы. К примеру, трансмиссия и двигатель грузовика не приспособлена для длительного движения на низких рабочих скоростях (до 5 км/ч), на которых выполняются дорожно-коммунальные работы. Работа навесного оборудования подразумевает установку не менее трех типов механизмов навески впереди, сзади и сбоку, а также применения коробки отбора мощности для привода механических и гидравлических устройств.

В стандартных кабинах, как правило, трудно разместить гидравлическую распределительную аппаратуру с трубопроводами и устройства управления механическим отбором мощности. Для выполнения некоторых видов работ необходимо двухстороннее расположение рулевого управления. Оставляют желать лучшего и маневренные качества стандартного автомобиля.

С другой стороны, у обычного сельскохозяйственного трактора есть другие недостатки. В частности, начисто отсутствует кузов, транспортная скорость невелика, упругой подвески колес нет. Объединить преимущества обоих классов и был призван будущий знаменитый Unimog доктора Фридриха.


Классическому «Унимогу» нипочем брод глубиной 1,2 м и 38 градусов крена


Длинноходная подвеска в действии — «посадить» Unimog на раму невозможно


Универсальное семейство U300/400/500 оснащается сотнями видов навесного оборудования

Первые машины были далекими предками нынешних универсалов. Это были небольшие, довольно примитивные механизмы. Чахлый дизель обеспечивал мощность в 25 л.с., колесная база составляла менее 2 м, а грузоподъемность — 1 т. Ранние «Унимоги» оснащались угловатой открытой кабиной и тракторными колесами. Однако все признаки «универсальности» были уже налицо — «ползучие» передачи коробки передач, высокий клиренс, валы отбора мощности и грузовая платформа. «Автомобилетрактора» производились сразу двумя немецкими фирмами. Скоро эти машины привлекли внимание авторитетного концерна Mercedes-Benz, и в 1950 г. он выкупил права на их производство. Годом спустя специально организованная компания Unimog GmbH начала выпуск на собственном заводе в Гаггенау.

Первой серией стал основательно переделанный Unimog-401 (параллельно все мерседесовские машины несли внутризаводскую кодировку, этот — U25). Он имел колесную базу 1720 мм и снабжался собственным 4-цилиндровым дизелем объемом 1767 куб. см, пружинной подвеской обоих мостов, отключаемым приводом передних колес и механической блокировкой дифференциалов. По шоссе он развивал скорость 60 км/ч, а на местности мог передвигаться со скоростью 0,3 — 0,6 км/ч.

Пару лет спустя появилась новая кабина, закрытая и округлая, а через четыре произошли серьезные изменения. Появился знаменитый Unimog S (404) для военных целей, на котором опробовались решения, перешедшие и на «цивильные» машины. Это была уже «полноформатная» машина — грузоподъемность выросла до 2400 кг, колесная база — до 2900 мм. Изменились и двигатели, мощность дизелей увеличилась до 60, а бензиновых — до 110 л.с.

До середины 1970-х гг. прошлого века продолжали появляться все новые поколения эволюционировавших машин. Увеличивались полные массы, мощность двигателей, расширялось их применение.


Первые поколения «Универсалмоторгеряте». Машины еще из до-мерседесовских времен


В 1953 году семейство 401 получило новую кабину


Угловатый Unimog 418 имел скошенный слева капот — для лучшей видимости при уборке улиц


Самое известное поколение «427» выпускалось с 1988 по 2002 год

В 1975 г. на модели 425 впервые появилась знаменитая угловатая кабина, ставшая визитной карточкой «Унимога» на следующие 25 лет. К тому времени гамма сформировалась практически полностью. В 1977 г. Unimog-421 превратился в самую легкую модель U600 грузоподъемностью 1,35 т с базой

2250 мм и 52-сильным дизелем. На основе Unimog-403 создали 2,4-тонный вариант U800. Одной из самых известных стала модель U900. На ней применялись прежний 84-сильный дизель и синхронизированная 6-ступенчатая коробка передач, в комбинации с дополнительными обеспечивавшая до 24 передач вперед и скорость движения от 0,11 до 80 км/ч. Автомобиль получил дисковые тормоза, гидроусилитель рулевого механизма, самоблокирующиеся дифференциалы, три вала отбора мощности.

Тяжелую серию «425» представляла 120-сильная модель U120, переименованная позднее в U1200. В конце 1980-х гг. в программу входили 15 базовых шасси (модели от U650 до U2150). К тому времени было выпущено около 400 тыс. «Унимогов» всех типов, а ежегодный объем производства составлял 7 тыс. машин.

В 1990-е гг основная тяжелая гамма состояла из 6 базовых моделей: U1200, U1400, U1600, U1800, U2100 и U2400 полной массой 7,5 — 14,0 т с колесной базой 2650 и 2810 мм, оснащенных разными вариантами мотора серии ОМ 366 мощностью 125 — 240 л.с. и трансмиссией, обеспечивающей по 8 передач вперед и назад. Соответствующие им длиннобазные варианты (3250 мм) имели индексы от U1250 до U2450. Все автомобили были приспособлены для работы как в городах, так и на пересеченной местности. Они оснащались гидроусилителями руля, двухконтурной тормозной системой, дисковыми тормозами, тормозами-замедлителями, двумя валами отбора мощности и несколькими точками отбора сжатого воздуха или рабочей жидкости для привода широкой гаммы навесного оборудования. По заказам предлагался трехосный вариант U2450L (6x6) грузоподъемностью 7 т.


Неудачный «городской» Unimog UX 100 оказался в чужой нише

Случались и просчеты — так, появившийся в 1996 г. самый легкий «Унимог UX100» популярностью не пользовался. Он был предназначен для городского хозяйства, и разработан «в пику» знаменитому «Мультикару». Однако был значительно дороже него, и потому снят с производства после выпуска всего 790 экземпляров.

С началом века появились новые модели U300, U400 и U500 (4x4) полной массой 10-16 т, с двигателями мощностью 150-280 л.с. Они отличались от предшественников новой пластиковой кабиной с исключительной обзорностью и крошечным капотом. А в 2007 г. дебютировало новейшее семейство коммунальных машин — бескапотное, с измененной индексацией U20. Его кабина, кстати, разработана бразильским филиалом концерна для семейства малотоннажных грузовиков Mercedes Accelo.


Самое последнее поколение Unimog U20 в роли пожарной автоцистерны. Кабина разработана в Бразилии, а противопожарное оборудование установлено фирмой Schlingmann

На сегодняшний день выпуск всех 23 поколений марки приближается к миллиону штук. География распространения охватывает всю планету — от Аляски до Японии, и от Норвегии до Южной Африки. Их используют в качестве тягачей, тракторов, коммунальных, пожарных, армейских машин, как шасси для монтажа всевозможных надстроек и навесного оборудования. Список производителей оборудования для «Унимога» включает тысячи фирм. Их удачную конструкцию копируют, кстати, другие производители, и об этом мы расскажем в другой раз.