Автобусным производством польская компания Solaris Bus & Coach S.A из местечка Болехово под Познанью занимается достаточно давно. Ее городская линейка Urbino достаточно широка и включает в себя машины длиной от 10 до 12 метров.
Среди моделей этой линейки есть модификации Low Entry с переменным уровнем пола, а так же разновидности на газовом топливе. О популярности семейства можно судить по тому факту, что оно продается не только в Польше, но и в более чем десяти странах Европы, включая Австрию, Францию и Германию. А вот в России Urbino пока экзотика.
Стиль во всемСогласитесь, благодаря непривычной форме лобового стекла автобус имеет яркую и запоминающуюся внешность, что для фирмы, работающей на междугородных перевозках, будет не на последнем месте. А вот отсутствие футуристических выкрутасов с боковым остеклением оценят пассажиры, которым не придется всю дорогу смотреть в стенку, или вытягивать шею, дабы взглянуть в окно.
В принципе, общий настрой салону задает предназначение автобуса – ближний межгород, со временем в пути 2 - 4 часа. Удобные кресла с высокой спинкой, неплохой запас для ног. Оригинальная подсветка салона, спрятанная в потолочных панелях, и прозрачные аварийные люки производят приятное впечатление.
Можно, конечно, проехать и 6 часов, но при условии отказа от перевозки пассажиров стоя. Все-таки 3 чел/м в узком проходе будут создавать серьезный дискомфорт тем, кто сидит. Особенно в свете того, что кроме поручней под потолком, на каждом кресле есть ручка, чтобы держаться. В реальности забота конструкторов об удобстве перемещения по салону выльется в постоянное дерганье спинки кресла в движении – по другому на наших дорогах просто не получится.
А еще немного озадачили сквозные вентиляционные прорези из салона в багажный отсек. Не думаю, что воздух там чище, а запахи приятнее. Особенно в жару, когда все тепло из закупоренного багажника будет стремиться вверх.
Зато кокпит водителя можно охарактеризовать одним словосочетанием – «стильное место». И ладно бы был нефункциональный выпендреж, так ведь нет! Панель регулируется вместе с рулем, рычаг КП – не длинная кочерга, а полуджойстик на подлокотнике, в котором еще и бокс для вещей. Есть подстаканник и пазы для бутылок с водой, а над головой - пара больших вещевых отсеков. А общепринятое размещение вспомогательных кнопок и «ручника» на «подоконнике» слева организовано так, чтобы водитель мог свободно использовать эту панель как подлокотник. Придраться просто не к чему. Признаюсь честно, мне, как водителю, Solaris InterUrbino понравился больше, чем как пассажиру, хотя и в салоне поводов поворчать не так уж и много.
РемонтопригоденЧему, безусловно, стоит отдать должное, так это подготовленности автобуса к проведению как ежесменного, так и периодического ТО.
Начнем, пожалуй, с моторного отсека. Его крышка состоит из двух половинок: одна поднимается вверх, а вторую, в случае необходимости, можно откинуть вниз. Доступ, который при этом открывается к двигателю, порадует любого. Навиду оказывается почти все – фильтры, ремни, трубопроводы и даже система выпуска. Разве что для использования некоторых заливных горловин может понадобиться гибкая воронка. Кстати, в салоне тоже есть большой люк, открывающий доступ к моторному отсеку.
Такой же трансформер предлагает и передняя маска. Несколько простых движений - и у вас доступ к механизму стеклоочистителя, печке и запасному колесу (оно традиционно в переднем свесе). Да и с заменой лампочек в гирлянде головной оптики проблем не предвидится – и проводка аккуратная, и снег в щели наметаться не будет.
Что не понравилось, так это расположение некоторых рессиверов (трудно будет стравить конденсат) и размещение АКБ. Вернее то, как они закреплены. Я уже привык, что батареи установлены на специальном лотке, который легко выдвинуть из отсека, и с которого в случае необходимости без проблем можно перебросить АКБ на развозную тележку. В Solaris InterUrbino никакого лотка нет. Аккумуляторы просто зафиксированы в отсеке планкой и буртиком, через который их и придется стаскивать на землю, даже если зарядка и не нужна, а требуется только проверить плотность электролита. Досадная оплошность.
Особенно на фоне продуманной защиты моторного отсека. Несколько пластин наглухо перекрывают доступ грязи к двигателю и всем его системам. Для наших зим с дорожными химреагентами и снежно-грязевой кашей – идеальное решение.
Поспешай медленноПока Solaris Bus & Coach S.A не торопится выйти на наш рынок со своей продукцией, и я их понимаю. Конкурировать городскими машинами, которыми и славятся поляки, с нашим автопромом пока действительно сложновато. На стороне ЛиАЗа, Волжанина, НефАЗа и даже союзного МАЗа более низкая цена, изученная конструкция и лояльность государства, поддерживающего финансированием из бюджета закупку отечественного подвижного состава.
И показ на выставке «Мир Автобусов» именно Solaris InterUrbino – очень грамотный ход. Ведь 12-метровые машины, рассчитанные на полсотни посадочных мест, пока только-только появляются в производственных программах ГолАЗа и МАЗа, да и аналогичный MAN Lions Regio C был презентован в России только на вышеупомянутой выставке. Так что направление Solaris выбрал правильно. Главное теперь не медлить, ведь как выяснилось, интерес перевозчиков к такой технике не абстрактный, а вполне конкретный и нужна она заказчикам еще вчера…
Автомобиль на тест предоставлен компанией «Solaris Bus & Coach S.A.»
Андрей Филиппов, фото автора