Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Сервис Отслеживать:

Правильные буковки


Аббревиатуру API можно встретить на канистре с маслом рядом с индексом SAE. Интерес к тому, что скрывается за буквенным кодом, не праздный — от масла зависит «жизнь» двигателя.



Зарождение Американского института нефти American Petroleum Institute (API) относится ко времени Первой мировой войны. В этот период американское государство готовилась ввязаться в Европейскую войну и предприняла беспрецедентные шаги по стандартизации продукции многочисленных частных производителей. Те, кто польстился на сулившие прибыли военные заказы, изменили свои спецификации под общие стандарты — и армейские грузовики получили горюче-смазочные материалы с одинаковыми свойствами.

После войны, 20 марта 1919 г., для стандартизации гражданской продукции, сбора статистической информации и совершенствования налогообложения был организован American Petroleum Institute. Первый стандарт нового института был опубликован в 1924 г.

Американский институт нефти (API) — единственная национальная торговая ассоциация, которая представляет все аспекты нефтедобычи и нефтепереработки. Она объединяет 400 корпоративных членов, от крупнейших корпораций до небольших независимых компаний. Хотя API создавался как национальный институт, в последние годы его международное значение чрезвычайно укрепилось, и он уже признается как международная организация.

В настоящее время API проводит лицензирование моторных масел через систему сертификации (Engine Oil Licensing and Certification System — EOLCS). Сертификация, как принято в США, дело добровольное. Производитель сам заинтересован в соответствии своей продукции предъявляемой API классификации, с тем чтобы покупатели смогли удостовериться в пригодности масла для эксплуатируемых двигателей.

Такая потребность появилась после появления высокофорсированных двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях. Для моторных масел, предназначенных для таких дизелей, в 1955 г. API ввела категорию CD. В 1961 г. ввели категорию СС для высокофорсированных двигателей, в том числе с умеренным наддувом, работающих в тяжелых условиях.

Если до этого маслам было достаточно быть разделенным по классам вязкости в зависимости от температурных условий эксплуатации автомобиля, что и предусматривал стандарт SAE, то теперь требовались масла, отвечающие особенностям конструкции двигателя.

Совершенствование дизелей, увеличение их быстроходности потребовали создания новых масел. В 1987 г. для перспективных дизелей была введена категория СЕ. Однако уже в 1990 г. потребовалось введение новой категории — CF-4. Оно могло использоваться вместо масел класса CE для автомобилей, выпускаемых с 1990 г., и для замены масла категории API CE в более старых двигателях. Масла предназначены для мощных четырехтактных дизелей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на магистральных тягачах. Они отвечали всем требованиям качества категории API CE и, кроме того, обладали меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории API SG (API CF-4/SG), могли быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей. Новый стандарт ввели в связи с повышением требований по токсичности отработанных газов автомобильных двигателей.



В дальнейшем последовали еще более жесткие экологические требования: снижение содержания твердых частиц в отработавших газах с 0,258 до 0,1 г/л.с.•ч или с 0,35 до 0,14 г/кВт•ч (переход с Евро 1 на Евро 2 1996-1998 гг.). С целью уменьшения токсичности эмиссии дизели переводились на работу на топливе с небольшим содержанием серы (до 0,05%). Для удовлетворения стандартов США по токсичности отработанных газов в 1994 г. была введена категория масел CG-4. Масла этой категории эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразоване, окисление, образование сажи. Эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов. Масла CG-4 заменяют смазочные материалы категорий API CD, API CE и API CF-4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел категории CG-4 в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива. Конструктивные изменения топливной аппаратуры и ряд мер, предпринятых для повышения срока службы масла, привели к повышенному содержанию сажи в масле и его аэронации.

Такого недостатка лишены масла категории СН-4. Эту категорию (проектное название API PC-7) представили 1 декабря 1998 г. Масла новой категории должны были помочь выполнять дизелям требования по снижению выбросов окислов азота до 4 г/л.с.•ч (Евро 3, 2000 г.). Новые экологические требования повлекли изменение процесса впрыска топлива в сторону увеличения задержки воспламенения, перемещения компрессионных колец как можно ближе к днищу поршня. В результате проявлялось загустевание масла из-за повышенного содержания в нем сажи. Это приводило к забиванию фильтров и износу деталей двигателя. Бороться с этим должны были новые смазочные материалы. Масла категории СН-4 отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизелей. В отличие от масел категории API CG-4, они допускают применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива: Южная Америка, Азия, Африка и, к сожалению, Россия. Масла СН-4 удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Они заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.

Для выполнения постоянно ужесточающихся экологических норм (эмиссия оксидов азота ограничивалась 2 г/л.с.•ч Евро 4, 2005 г.) двигателисты стали широко использовать рециркуляцию отработавших газов. Применение рециркуляции быстро «старит» масло из-за повышенного окисления и усиливает коррозионные процессы в дизеле. Поэтому в 2002 г. была введена еще одна категория масел — CI-4. Масла этой категории замещают смазочные материалы категорий CD,CE,CF-4,CG-4, и GH-4, но могут работать только с топливом, имеющим содержание серы ниже 0,5%. И мы опять вернулись к топливам, и к соревнованию систем понижения токсичности тоже.

Американские стандарты SAE и API, безусловно, широко распространены в мире и используются многими. Но, конечно, не являются единственными. Иногда некоторые страны применяют собственные стандарты в виду того, что требования API не отвечают национальным особенностям двигателестроения. О стандартах Японии, Европы и России мы расскажем в дальнейшем.

Андрей Карасёв
Оцените статью:
2.10.2010, 13:49
7 021
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама