Сегодня об этом мало кто помнит, но исторический факт остается фактом — полноприводные внедорожники КАМАЗ создавались вовсе не в Набережных Челнах, а в Москве — на ЗИЛе.
Опытные образцы полноприводных КАМАЗов четвертой серии. Снимок сделан 4 июля 1978 г. в ЧитеИзвестна и точная историческая дата, когда ЗИЛовские конструктора получили задание на разработку полноприводных вездеходов семейства КАМАЗ-4310 для будущего Камского автогиганта. Соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято 16 ноября 1967 г. Затем в 1968 г. Министром автомобильной промышленности было утверждено техническое задание, отводившее на проработку темы почти десять лет — период с 1969 по 1978 гг.
За это время было построено 12 опытных образцов четырех серий. Отметим, что конструктора ЗИЛа в период разработки полноприводных КАМАЗов получили более полусотни авторских свидетельств.
Разработанное семейство состояло из шести модификаций — четырех вариантов бортовых грузовиков, шасси под спецнадстройки и седельного тягача. В режиме тяжелых испытаний опытные образцы прошли по разным регионам СССР почти 1 500 000 км.
На основании результатов испытаний комиссия рекомендовала семейство автомобилей КАМАЗ-4310 для постановки на производство. Так внедорожные КАМАЗы получили путевку в жизнь. С конвейера Камского автозавода первые серийные внедорожники сошли в 1981 г.
Многоцелевой внедорожник КАМАЗ-43101 выпуска конца 1980-х гг. К тому времени конструкция уже была проверена Афганской войнойОсновными потребителями этих грузовиков стали военные, отправившие «новорожденного» на передовую. Богатый опыт боевого применения внедорожников семейства КАМАЗ-4310 был получен в ходе Афганской войны.
Такую внешность народнохозяйственные КАМАЗы приобрели после первого рестайлинга, проведенного на рубеже тысячелетийИменно опыт боевого применения КАМАЗ-4310 привел к появлению ныне знаменитого семейства «Мустанг». Народнохозяйственным полноприводным КАМАЗам, ставшим массовыми только после распада СССР, тоже многое досталось от тех наработок. Рестайлинговый КАМАЗ-43118, побывавший на нашем тесте, — прямой потомок КАМАЗов-«афганцев», созданных конструкторским бюро Завода имени Лихачева.