Правильные буковки

Аббревиатуру API можно встретить на канистре с маслом рядом с индексом SAE. Интерес к тому, что скрывается за буквенным кодом, не праздный — от масла зависит «жизнь» двигателя.



Зарождение Американского института нефти American Petroleum Institute (API) относится ко времени Первой мировой войны. В этот период американское государство готовилась ввязаться в Европейскую войну и предприняла беспрецедентные шаги по стандартизации продукции многочисленных частных производителей. Те, кто польстился на сулившие прибыли военные заказы, изменили свои спецификации под общие стандарты — и армейские грузовики получили горюче-смазочные материалы с одинаковыми свойствами.

После войны, 20 марта 1919 г., для стандартизации гражданской продукции, сбора статистической информации и совершенствования налогообложения был организован American Petroleum Institute. Первый стандарт нового института был опубликован в 1924 г.

Американский институт нефти (API) — единственная национальная торговая ассоциация, которая представляет все аспекты нефтедобычи и нефтепереработки. Она объединяет 400 корпоративных членов, от крупнейших корпораций до небольших независимых компаний. Хотя API создавался как национальный институт, в последние годы его международное значение чрезвычайно укрепилось, и он уже признается как международная организация.

В настоящее время API проводит лицензирование моторных масел через систему сертификации (Engine Oil Licensing and Certification System — EOLCS). Сертификация, как принято в США, дело добровольное. Производитель сам заинтересован в соответствии своей продукции предъявляемой API классификации, с тем чтобы покупатели смогли удостовериться в пригодности масла для эксплуатируемых двигателей.

Такая потребность появилась после появления высокофорсированных двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях. Для моторных масел, предназначенных для таких дизелей, в 1955 г. API ввела категорию CD. В 1961 г. ввели категорию СС для высокофорсированных двигателей, в том числе с умеренным наддувом, работающих в тяжелых условиях.

Если до этого маслам было достаточно быть разделенным по классам вязкости в зависимости от температурных условий эксплуатации автомобиля, что и предусматривал стандарт SAE, то теперь требовались масла, отвечающие особенностям конструкции двигателя.

Совершенствование дизелей, увеличение их быстроходности потребовали создания новых масел. В 1987 г. для перспективных дизелей была введена категория СЕ. Однако уже в 1990 г. потребовалось введение новой категории — CF-4. Оно могло использоваться вместо масел класса CE для автомобилей, выпускаемых с 1990 г., и для замены масла категории API CE в более старых двигателях. Масла предназначены для мощных четырехтактных дизелей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на магистральных тягачах. Они отвечали всем требованиям качества категории API CE и, кроме того, обладали меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории API SG (API CF-4/SG), могли быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей. Новый стандарт ввели в связи с повышением требований по токсичности отработанных газов автомобильных двигателей.



В дальнейшем последовали еще более жесткие экологические требования: снижение содержания твердых частиц в отработавших газах с 0,258 до 0,1 г/л.с.•ч или с 0,35 до 0,14 г/кВт•ч (переход с Евро 1 на Евро 2 1996-1998 гг.). С целью уменьшения токсичности эмиссии дизели переводились на работу на топливе с небольшим содержанием серы (до 0,05%). Для удовлетворения стандартов США по токсичности отработанных газов в 1994 г. была введена категория масел CG-4. Масла этой категории эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразоване, окисление, образование сажи. Эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов. Масла CG-4 заменяют смазочные материалы категорий API CD, API CE и API CF-4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел категории CG-4 в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива. Конструктивные изменения топливной аппаратуры и ряд мер, предпринятых для повышения срока службы масла, привели к повышенному содержанию сажи в масле и его аэронации.

Такого недостатка лишены масла категории СН-4. Эту категорию (проектное название API PC-7) представили 1 декабря 1998 г. Масла новой категории должны были помочь выполнять дизелям требования по снижению выбросов окислов азота до 4 г/л.с.•ч (Евро 3, 2000 г.). Новые экологические требования повлекли изменение процесса впрыска топлива в сторону увеличения задержки воспламенения, перемещения компрессионных колец как можно ближе к днищу поршня. В результате проявлялось загустевание масла из-за повышенного содержания в нем сажи. Это приводило к забиванию фильтров и износу деталей двигателя. Бороться с этим должны были новые смазочные материалы. Масла категории СН-4 отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизелей. В отличие от масел категории API CG-4, они допускают применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива: Южная Америка, Азия, Африка и, к сожалению, Россия. Масла СН-4 удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Они заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.

Для выполнения постоянно ужесточающихся экологических норм (эмиссия оксидов азота ограничивалась 2 г/л.с.•ч Евро 4, 2005 г.) двигателисты стали широко использовать рециркуляцию отработавших газов. Применение рециркуляции быстро «старит» масло из-за повышенного окисления и усиливает коррозионные процессы в дизеле. Поэтому в 2002 г. была введена еще одна категория масел — CI-4. Масла этой категории замещают смазочные материалы категорий CD,CE,CF-4,CG-4, и GH-4, но могут работать только с топливом, имеющим содержание серы ниже 0,5%. И мы опять вернулись к топливам, и к соревнованию систем понижения токсичности тоже.

Американские стандарты SAE и API, безусловно, широко распространены в мире и используются многими. Но, конечно, не являются единственными. Иногда некоторые страны применяют собственные стандарты в виду того, что требования API не отвечают национальным особенностям двигателестроения. О стандартах Японии, Европы и России мы расскажем в дальнейшем.

Андрей Карасёв