Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Сервис Отслеживать:

Шинная круговерть


Автомагазины запчастей предлагают широкий спектр покрышек на коммерческие автомобили. Только покупай. Однако, останавливая свой выбор на какой-либо шине, надо учитывать некоторые аспекты, весьма важные для безопасной эксплуатации транспортного средства.

Автомобильная шина — сложнейшее резинотехническое изделие, воплощение многолетнего конструкторского опыта, технологических достижений, плод многодневного труда испытателей. Эволюция развития конструкции шин привела к их специализации. Именно по специализации, прежде всего определяемым местом установки колес, делятся шины тяжелых коммерческих автомобилей.

Существуют шины, устанавливаемые на управляемую ось автомобиля, ведущую или ведомую (например, шины на прицепах). На передние управляемые оси ставят шины с ярко выраженными продольными канавками. Их задача — обеспечивать максимальную управляемость и курсовую устойчивость. Не менее важно, чтобы эти шины были малошумящими, так как шумят они непосредственно рядом с рабочим местом водителя. Высокий уровень шума, как известно, способствует быстрому утомлению водителя, а это, в первую очередь, безопасность движения.

Шины, устанавливающиеся на ведущие оси автомобилей, должны обладать большой выносливостью и гарантировать постоянное и надежное сцепление с дорогой. Для этой категории шин характерны рисунки протектора типа «елочка» или «зигзаг» с мощными шашками и диагональными водоотводами в сочетании с прочной плечевой зоной.

Шины для ведомых и подруливающих осей имеют упрощенные конструкцию и рисунок протектора. Их основное назначение — нести на себе нагрузку тяжелого автомобиля или автопоезда.

Место установки — не единственная специализация шин. Классификации грузовых шин определяется также эксплуатацией автомобиля — работой на автомагистралях, местных, так называемых «региональных» дорогах, улицах городов, стройках или в условиях бездорожья.

Магистральные шины должны обеспечивать максимальный комфорт в условиях длительного движения по хорошим дорогам с высокой скоростью при максимальной загрузке грузовика. Основные качества таких шин — обеспечение наилучшей управляемости, низкого сопротивления движению, долговечность и создание комфортных условий труда водителя.

Область применения так называемых «региональных» шин — работа на местных дорогах, далеко не всегда ровных и асфальтированных. Такие модели должны отличаться отменной выносливостью, большим запасом прочности и хорошим сцеплением. Одним из важнейших требований к качествам «регионалов» является высокая способность их протектора к самоочищаемости. Для выполнения этого требования рисунок протектора должен быть развитой сетью дренажных канавок.

Для шин коммерческих автомобилей, эксплуатируемых главным образом в городе, — дистрибьюторских грузовиков и автобусов требуется увеличенная прочность борта. На их долю приходятся регулярные контакты с бордюрным камнем. Да и без хороших разгонно-тормозных характеристик при движении по городу не обойтись. Конструкция шин и протектор «городской» шины должны выдерживать многократную нагрузку, возникающую при трогании и торможении автомобилей.

Грузовики, предназначенные для работы на строительных площадках, имеют шины с развитыми грунтозацепами, прочным каркасом, для обеспечения большого срока службы в условиях плохих дорог или полного бездорожья. Для моделей этих шин важна хорошая самоочищаемость протектора, выносливость и защита каркаса от возможных механических повреждений.

Применение автомобильных шин оговорено пунктом 4.5.4 государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Стандарт предписывает, чтобы автомобили и прицепы комплектовались шинами в соответствии с требованиями эксплуатационной документации изготовителя или Правилами эксплуатации автомобильных шин. Правила эксплуатации шин излагают свою точку зрения на применяемость шин в пункте 35. Выбор шины по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора для каждой конкретной марки и модели автомобиля должны проводиться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации автомобиля, «Руководством по комплектации шинами автотранспортных средств в АТП» — РД 3112199-0188-95, актом приемки шины или протоколом разрешения применения покупных изделий (ГОСТ 2.124 85).

Межгосударственный стандарт «Порядок применения покупных изделий» (с Изменением № 1, утвержденным в августе 1995 г.) предусматривает, что эксплуатация покупных изделий в режимах и условиях, расширяющих область их применения, возможна только по разрешению предприятия-изготовителя покупного изделия или организации, на которую возложена обязанность выдачи разрешения применения покупных изделий. Разрешенные режимы и условия применения покупного изделия являются дополнительными данными к гарантированным данным, указанным в документах на поставку покупного изделия.

Применение импортных шин на автомобилях отечественного производства и отечественных шин на импортных автомобилях разрешается после проведения комплекса лабораторно-дорожных испытаний и оформленных актом приемки шины или протоколом разрешения применения покупного изделия. По РД 3112199-0188-95 выбор пневматических шин и согласование их применения для каждой конкретной марки и модели автотранспортного средства производится в соответствии с действующим порядком согласования применения шин. Считается, что в инструкции по эксплуатации автотранспортного средства должны быть указаны шины и режимы их работы.

Все приведенные документы, за исключением «Правил эксплуатации автомобильных шин», срок действия которого истек с наступлением 2008 г., являются юридически действующими. Несмотря на «древность», эти документы отражают общую практику применения шин на автомобилях в цивилизованных странах. Хотя, несомненно, с практической точки зрения, во многом устарели. Однако никогда не стоит забывать, что автомобиль является источником повышенной опасности. Шины непосредственно влияют на безопасность движения. И правота Ваших действий с юридической точки зрения будет рассматриваться, исходя из действующей нормативной базы.

Работа автомобильной шины давно является предметом автомобильной науки. Мировые производители шин, как и ведущие производители автомобилей, располагают исследовательскими центрами и полигонами, начиненными современным испытательным оборудованием. Это позволяет им создавать по комплексу параметров настоящие технические шедевры.

Когда шина попадает на автомобиль, ее судьба и свойства оказываются в руках водителя. Так, контакт шины с дорогой может быть значительно ухудшен из-за увеличенного внутреннего давления воздуха в шине. Наверное, каждый знает, что чем сильней накачать мячик, тем он лучше прыгает. Нечто похожее происходит и с автомобильной шиной. При повышении внутреннего давления в шине значительно ухудшается плавность хода автомобиля и стабильность контакта колеса с дорогой.

Для сохранения стабильности контакта колеса с дорогой при изменении нагрузки на ось целесообразно поддерживать, изменяя внутреннее давление в шине, сохраняя заданный производителем прогиб шины, — статический радиус.

Встречаются случаи установки на рулевую ось широких шин от прицепов. Конечно, большая площадь контакта, при прочих равных условиях, улучшает тормозные свойства автомобиля на сухой дороге, но на мокром шоссе из-за большей ширины протектора воде сложней освободить место для контакта протектора с дорогой, сцепные качества шины ухудшаются.

Установка широкопрофильных шин на рулевой оси грузового автомобиля сопряжена с трудностями, связанными с наличием соответствующих колес (или как их называют — дисков). Для управляемости автомобиля крайне важно сохранение вылета колеса, то есть расстояния между плоскостью, по которой колесо крепится, и плоскостью, проходящей через середину беговой дорожки протектора. Применение «родных» колес негативно скажется на работоспособности устанавливаемых на них низкопрофильных шин, так как они имеют узкий для них обод. Установка низкопрофильной шины на узкий обод приводит к изменению формы ее боковины, которая вынуждена работать в нештатном режиме.

С финансовой точки зрения применение низкопрофильных шин не столь обосновано. Стоимость шин размерностью 385/65R22,5, согласно EURONET, выше в среднем на 10-15%. По данным TUV SUD затраты окупаются увеличенной на 15-20% ходимостью шины.

Андрей Карасёв, фото автора
Оцените статью:
20.09.2010, 13:22
9 761
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама