Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Новости Отслеживать:

Природная альтернатива


Дмитрий ГЛАДКИЙ
О природном газе, как об альтернативе традиционным видам топлива начали задумываться еще в 1930-е гг. Возможно, это многих удивит, но тогда в СССР газовое топливо было намного доступнее бензина, не говоря уж о «невиданной» солярке для еще более «невиданных» дизельных двигателей.



Под доступностью мы сейчас имеем ввиду не цену, а «возможность раздобыть». И газ тот был не таким, каким мы представляем его сегодня.


Исторический экскурс

Газ добывали, путем сжигания древесных чурок в газогенераторах — довольно громоздких устройствах, которые монтировались за кабинами первых советских грузовиков — полуторок ГАЗ-АА и трехтонок ЗИС-5.

В 1936 г. вышло первое постановление Совнаркома о газификации автотранспорта. Оно подразумевало, конечно, не громоздкие газогенераторы, а использование баллонов со сжиженным природным газом. Однако газовое оборудование тех лет само по себе весило настолько много, что значительно снижало грузоподъемность автомобилей. Тогда на государственном уровне выбрали грузоподъемность.

Вновь к идее массовой газификации вернулись уже 1980-е гг. Все крупные автозаводы СССР разработали газобаллонные модификации грузовиков. Дело оставалось за «малым» — создать инфраструктуру для обеспечения и обслуживания таких автомобилей в СССР.

Размеры территории СССР представляете? Надо ли говорить о том, что эта инфраструктура создана не была? Нет, «на местах», конечно, ее организовали. Например, в Москве программа газификации коммунального и общественного транспорта выполнялась очень неплохо. Газобаллонные автомобили стали появляться и в других крупных городах. По количеству грузовиков, работающих на газовом топливе, Советский Союз даже стал мировым лидером, но… это только за счет огромной территории.

Союз распался и «газотопливное движение» сошло на нет. Поддерживать на нужном уровне инфраструктуру было некому, автохозяйства разорялись одно за другим и «частный капитал», пришедший в грузоперевозки, предпочел не заморачиваться, остановившись на привычном дизтопливе.


Простые истины

Тем временем преимущества природного газа в качестве моторного топлива хорошо известны, и своей актуальности, и общей привлекательности не теряли все эти годы, начиная со времен первого «газового» постановления Совнаркома.

Чуть ли не из школьного курса физики хорошо известно, что метан (основной компонент природного газа) легче воздуха, и в случае аварийного разлива он быстро испаряется. Кроме того он не вызывает коррозии металлов, не оставляет отложений в топливной системе, чем увеличивает срок службы техники. И самое экономически важное — компримированный, проще говоря, сжатый природный газ дешевле, чем любое нефтяное топливо.

Сегодня по-другому смотрят на экологию, совсем по-другому — на экономику. Да и современное газовое оборудование для автомобилей, в том числе коммерческих, кардинально изменилось. Его вес приемлем, а безопасность выведена на принципиально иной уровень. К идее «новой волны» внедрения газового топлива в грузовую автожизнь вновь возвращаются. В чем это выражается в нашем Северо-Западном регионе?



Возвращение идеи

24 декабря 2012 г. в Санкт-Петербурге на одной из ключевых транспортных артерий городского и регионального значения — Пулковском шоссе, 42 – был открыт первый в России многотопливный автозаправочный комплекс (МАЗК) под брендом «Газпромнефть», где кроме бензина, дизтоплива и сжиженного углеводородного газа (СУГ) можно заправиться компримированным природным газом (КПГ).

Если СУГ знаком автомобилистам, владеющим автомобилями с газовым оборудованием, то КПГ — пока достаточно новая аббревиатура почти для всех. Смысл примерно тот же, только метан, в отличие от СУГ, еще более безопасен и коммерчески эффективен.

Некоторые транспортные организации это уже осознали. Так, например, заметным примером государственно-частного партнерства является обновление автобусного парка муниципального транспорта Великого Новгорода за счет автобусов, работающих на метане. В 2012 г. автопарк городского новгородского автотранспортного предприятия МУП ПАТ2 пополнился на 93 «газовых» автобуса. Львиная доля техники — автобусы ЛиАЗ 6212 с заводским газомоторным оборудованием.

Новгородский пример — хороший пример для подражания. Не только общественный, но и коммунальный транспорт мог бы экономить значительные средства, работая на природном газе. Недаром на церемонии открытия МАЗК на Пулковском шоссе губернатор Георгий Полтавченко и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер единодушно высказались за перевод городского общественного транспорта и коммунальной техники на газ.


Есть стимул!

Пока хватает проблем, основная из которых – инфраструктура. Станций, реализующих метан, в настоящее время мало. Вот почему на автомобиле, работающем только на КПГ, в дальний путь не отправишься – в таких случаях, логичнее поставить газобалонное оборудование, сделав автомобиль битопливным. Закончился газ – можно перейти на дизель или бензин и продолжить движение. Но это совсем не относится к транспорту, который не покидает пределов города и области — это другое дело, заправиться метаном можно всегда.

Но это еще не все. «Газпром нефть» прорабатывает вопрос сотрудничества с крупными коммерческими перевозчиками, обсуждает возможность поддержки транспортных компаний, заинтересованных в переводе своего автопарка на метан. Можно с уверенностью утверждать, что число таких компаний вскоре начнет расти лавинообразно. Озвучены и конкретные планы — в Санкт-Петербурге и области в 2013 г. будут введены в эксплуатацию новые многотопливные автозаправочные комплексы на месте бывших АЗС и АГНКС: в Сестрорецке, Тосно и Тихвине. Кроме того, МАЗК появятся и в Центральном регионе, в том числе вдоль федеральных трасс М10 и М1. Это только начало!
Оцените статью:
5.04.2013, 10:12
3 571
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама