Износ амортизаторов происходит незаметно для водителя. Последствия обычно проявляются в критических ситуациях, при этом вина амортизаторов так и остается неустановленной.
Сравнительные тесты, проведенные немецким Союзом технического надзора (TUV), показали, что тормозной путь грузового автомобиля с изношенными на 50% амортизаторами увеличивается на 28,3%.
В одном из последних тестов, проведенных TUV, участвовал 12-метровый магистральный автопоезд в составе тягача DAF 95XF и полуприцеп фирмы Groenewegen с тремя осями марки BPW. В оснащение входили тормоза с ABS. Тормозной путь полностью груженого автопоезда с изношенными амортизаторами увеличился на 1,8 м по сравнению с тем же грузовиком, оснащенным новыми амортизаторами Monroe Magnum. В случае же с ненагруженным прицепом этот показатель возрос до 4,5 м.
В другом тесте при торможении в момент прохождения поворота на влажном асфальте при скорости 35 км/ч тормозной путь нагруженного автопоезда DAF 95XF оказался на 1,4 м длиннее, чем в случае, когда аналогичный маневр был произведен с новыми амортизаторами. При повторении испытаний этого автопоезда с ненагруженным прицепом и на сухой дороге тормозной путь увеличился на 3 м.
При испытании, в котором автопоезд совершал поворот на неровной дороге, скорость прохождения поворота полностью нагруженного грузовика с изношенными на 50% амортизаторами оказалась ниже на 2,3 км/ч, а пустого – на 4,8 км/ч. В этом случае водитель заметил начало скольжения автомобиля и был вынужден снизить скорость.
Как показывают приведенные примеры, износ амортизаторов носит коварный для водителя характер: тормоза подводят в тех условиях движения, когда, казалось, на них можно положиться, рулевое отказывает повиноваться при управлении порожним, а не груженым автомобилем.
Кроме того, при неисправных амортизаторах автомобиль может потерять сцепление с дорогой при проезде участков с незначительными неровностями, вызывающими, тем не менее, резонансные колебания колес или, как правильнее было бы говорить, неподрессоренных масс автомобиля. Контактируя с неровностями дороги, шина в силу своих сглаживающих и демпфирующих свойств передает на колесо широкий спектр возбуждения, присутствие в котором резонансных частот колес – дело случая.
Водитель, находясь в кабине, в состоянии ощутить только вибрации и колебания подрессоренных масс: шасси, кузова, кабины, сиденья, но не колес.
Системы активной безопасности, становящиеся в последнее время обязательными, требуют увеличения внимания к техническому состоянию амортизаторов. Это показывают результаты тестов, проведенных профессором Ромпе. При экстренном торможении с 80 до 0 км/ч тормозной путь автомобиля с наполовину изношенными амортизаторами увеличивается на 4,3% (1,6 м). Для аналогичной модели автомобиля, оборудованной ABS, прирост тормозного пути составит уже 14,1% (5,4 м).
Испытания в тех же условиях автомобиля, оборудованного системой ESP, выявили увеличение тормозного пути на 20,1% (6,2 м).
И это при том, что пробуксовка, по идее, должна пресекаться современной электроникой. Работа электронных систем (ASR, ESP, ABS) основана на сигналах, получаемых от датчиков на колесах. Когда колесо на неровностях теряет сцепление с дорогой, его угловая скорость становится непостоянной. Из-за этого в блок управления поступают «неправильные» сигналы, и они неправильно интерпретируются. Таким образом, роль амортизаторов в обеспечении безопасности возрастает при оборудовании автомобиля активными системами безопасности.
Другой функцией амортизаторов как основных демпфирующих элементов подвески является обеспечение плавности хода автомобиля. Показатели плавности хода определяются на основе виброускорений, действующих на водителя и пассажира.
Нет единой точки зрения на то, как организм реагирует на колебания. Но с тем, что колебания вызывают усталость, согласны все ученые. Проведенные исследования показали, что снижение комфорта и ухудшение управляемости автомобиля с изношенными амортизаторами приводят к повышенной усталости водителя и увеличению времени его реакции на 26%.
По данным комитета безопасности на транспорте департамента транспорта Австралии, от 4 до 30% дорожно-транспортных происшествий можно отнести на счет усталости водителя. Американские ученые, исследуя взаимосвязь между вибрацией и усталостью, провели опрос водителей грузовиков. 71% респондентов отметили воздействие вибрации. После трехчасовой поездки вибрация вызвала дискомфорт у 79% водителей, при этом свыше 50% опрошенных определили усталость как главную проблему.
По данным Института медицины труда (ИМТ РАМН) воздействие вибрации на человека связано с риском возникновения самых разных нарушений в организме. Систематическое действие общей вибрации ведет к последовательному и нередко прогрессивному ухудшению здоровья, вплоть до инвалидности. Качественные и количественные критерии неблагоприятного воздействия вибраций на человека устанавливаются санитарными нормами вибрационной безопасности.
Вместе с тем никаких требований по проверке исправности подвески с точки зрения демпфирования не существует. Только явная течь жидкости может сделать амортизатор кандидатом на замену. При этом зарубежные исследования свидетельствуют о большой доле автомобилей с неисправными амортизаторами даже в такой благополучной стране, как Германия. При обследовании на стенде было установлено, что 38,8% автомобилей имели хотя бы один неисправный амортизатор. Проведенное исследование выявило следующую динамику изменения количества неисправных амортизаторов в процентах от количества лет эксплуатации: 0-2 – 3,1%; 3-4 – 17,2%; 5-6 – 21,1%; 7-8 – 19,5%; 9-10 – 16,1%; больше 10 лет – 23%.
Подобные исследования в нашей стране не проводились, но представить, какие они дадут результаты, несложно. В утешение стоит отметить, что если в 1980 г.
Союз работников технического надзора обнаружил снижение эффективности на 50% минимум на одном амортизаторе у 13,6% обследованных автомобилей, то после неоднократных напоминаний количество выявленных неисправностей амортизаторов снизилось: в следующем году, указанный дефект обнаружился лишь у 4,3% автомобилей. Так что информация может значительно улучшить ситуацию в этом вопросе и повысить безопасность движения, правда решить проблему без должного технического надзора не может.
Андрей Карасев, фото фирм-производителей техники