Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Стартовал спецпроект ГРУЗАВТОИНФО и OMNICOMM по мониторингу автотранспорта


Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора и Антона Михайлова
Наш cпецпроект стартовал. Оборудование контроля расхода топлива смонтировано на тягач Scania R620 Dark Diamond компании «Нордленд». Первый наш рассказ о том, как проходил монтаж измерительной аппаратуры.



Признаюсь честно, я себе представлял этот процесс несколько иначе. Думал — приедет механик, за час установит датчик на бак, соединит его с «мозгами», и дело сделано. Смысл оказался, да, именно таким. Но! Сказать куда легче, чем сделать.

Три инженера компании «ГЛОНАСС OMNICOMM», петербургского представительства производителя системы, монтировали систему из трех топливных датчиков, двух регистраторов и одного передатчика в течение полного рабочего дня! По сути, интеграция системы Omnicomm FAS в конструкцию дальнобойного автопоезда с рефрижераторным полуприцепом — это почти хирургическая операция, требующая творческого подхода, чрезвычайной аккуратности, знания систем автомобиля и креативного, порой нестандартного, мышления.

Не претендуя на роль составителя конструкторской документации, постараюсь в краткой форме рассказать понятным языком о процессе установки оборудования, за которым наблюдал с самого начала.

Монтаж LLS-датчика

LLS-датчик монтируется в топливный бак. Внешне он представляет собой небольшую пластиковую коробочку, соединенную с трубкой. Трубка вставляется внутрь бака, а «коробочка» закрепляется на внешней поверхности бака, откуда уже кабелем соединяется с регистратором в кабине.

LLS-датчик является емкостным уровнемером. В отличие от расходомеров и счетчиков топлива, являющихся проточными датчиками, его не нужно врезать в топливные магистрали, и он не влияет на работу двигателя. Кроме этого, в нем нет движущихся частей, поэтому, по сравнению со штатным «поплавком», намного выше надежность и точность измерения.

При монтаже LLS-датчика инженеры первым делом определяют точку, максимально приближенную к геометрическому центру топливного бака. Затем над ней нужно просверлить технологическое отверстие для установки трубки датчика, предварительно убедившись, что в этом месте нет внутренних перегородок и штатный поплавковый датчик задет не будет.


Перед началом монтажных работ из баков выкачивается все топливо



После того как топливо откачано, в баках проделывают технологические отверстия для последующей интеграции датчиков уровня топлива LLS



Датчик LLS перед установкой в бак



При тарировке бака топливо заливается эталонным мерным прибором небольшими порциями



Эталонный прибор называется «Мерник 2-го разряда М2Р-20-01П». Его вместимость — 20 л



LLS-датчик смонтирован и зафиксирован. После его кабельной линией соединяют с корпусом регистратора FAS



Естественно, топливо из бака предварительно откачивается специальным насосом. Сверлить также необходимо очень аккуратно. Стружка не должна попасть внутрь. Для сверления используется, само собой, не обычное строительное сверло, а специальная насадка. Обычным сверлом потом только размечают места для крепежа. После того как отверстия подготовлены, необходимо подогнать длину трубки датчика и оттарировать бак.

Тарировка — не менее ответственный процесс, чем собственно монтаж датчика. Все баки разные по форме и объему. Два разных бака могут быть, например, одинаковой высоты, но разной длины. В связи с этим их объемы будут сильно отличаться. Поэтому каждый датчик под каждый бак настраивается отдельно, а для установки точного уровня показаний баки тарируются, проще говоря, заполняются топливом мелкими порциями посредством откалиброванного прибора. Затем начинается прокладка кабельной линии от зафиксированных LLS-датчиков к мозговому центру всей системы — регистратору FAS.

Коммутация

Всегда относился к людям, разбирающимся в проводах и электричестве с особым трепетом. Для меня любая электропроводка — это темный лес, неизведанные просторы космоса и тайны морских глубин одновременно. В проводах никогда не понимал ни-че-го. Даже в бытовых. Автомобильная же электропроводка — это все то же самое, только умноженное на десять. Паутине проводов, которая находится под обшивкой кабины грузовика и состоит из сотен разноцветных нитей в «скрутках», позавидует Спайдермен.

Регистратор FAS как раз надо установить посреди этой паутины. Но сначала надо снять обшивку, что уже непростая задача, переложить все провода, освободив место под «коробочку» регистратора. Но это только полдела!

Когда освободилось место, к регистратору надо подвести свою дополнительную паутину! FAS-модуль соединяется проводами с реле зажигания, тахометром, ключом идентификации водителя iButton, всеми LLS-датчиками и GPS-антенной на крыше!

Только для того, чтобы соединить регистратор c GPS-антенной, необходимо разобрать половину внутренней обшивки кабины до самого потолка, проложить под ней провод, а затем собрать все обратно. Протяжка кабелей от LLS-датчиков — своя отдельная «песня». Они прокладываются в гофротрубе и фиксируются внутри лонжеронов рамы вдоль штатной электропроводки. Однако потом кабельную линию LLS надо аккуратно снизу провести в кабину, завести под обшивку, найти для нее место и соединить с главным терминалом. В нашем случае в кабину ведут две линии от каждого из двух топливных баков тягача. На полуприцепе с дополнительным баком установлен отдельный регистратор, который следит за работой автономного двигателя рефрижераторной установки.


На крыше тягача монтируется антенна GSM



Регистратор FAS устанавливается в кабине. Чтобы освободить для него место, необходимо перекоммутировать штатную систему проводов. С учетом того, что штатных проводов десятки, а свободного места почти нет — это непростая инженерная задача



После того как регистратор FAS интегрирован и подключен к LLS-датчикам, на тарированных баках его необходимо настроить. Настройка осуществляется с ноутбука с помощью специального программного обеспечения



У холодильной установки рефрижераторного полуприцепа собственный двигатель и отдельный расход топлива. На автопоезд «Нордленда» установлен второй отдельный регистратор FAS для контроля расхода топлива рефрижераторной установкой



В общем, возни с проводами при монтаже, мягко говоря, очень много. Сам же регистратор FAS - очень интересное изделие. Внешне это «бокс» размером с ежедневник. Корпус регистратора выполнен из алюминия, покрытого атмосферостойкой порошковой эмалью. То есть, теоретически может «жить» и на улице. Подключить к нему можно до четырех LLS-датчиков.

Работать это устройство должно в любых обстоятельствах. И при сильной вибрации, и в жару, и в мороз. Чтобы подключенные к нему кабели не рассоединились от тряски, на корпусе терминала установлены вибростойкие пылевлагонепроницаемые разъемы с винтовой фиксацией, применяемые в авиационной и военной технике.

Питается устройство от бортовой электросети автомобиля, но есть и автономное питание, которое можно настроить на разные режимы энергопотребления при выключении зажигания транспортного средства.

Для борьбы с морозами у регистратора предусмотрен подогрев чувствительных к низкой температуре внутренних элементов. Встроенный источник тепловыделения включается при температуре ниже -10°С и его работа контролируется термодатчиком. К таким нежным, нуждающимся в дополнительном тепле, внутренним элементам относится SIM-карта, такая же, как в сотовых телефонах. Вот она то и преподнесла главный «сюрприз».

Заграничная проблема

Регистратор FAS собирает данные со всех датчиков и систем автомобиля с разной периодичностью. Максимальная «скорость» считывания показателей — каждые 15 сек, минимальная — каждые 4 мин. Это диапазон штатных интервалов работы системы. С такой же периодичностью FAS-регистратор передает данные на компьютер диспетчера.

Когда речь идет о небольших площадках эксплуатации, например, о карьерах, то для передачи данных используется условно бесплатный WI-FI. Когда контролируемая машина ездит по территории одной страны — «домашняя» GSM-сеть национальных сотовых операторов радует обилием приемлемых тарифов. Но международные перевозки совсем другое дело!



Регистраторы FAS передают данные через GSM-сеть. Для этого внутрь прибора и ставится SIM-карта


Для работы на международных маршрутах нужна международная GSM-связь. Нюанс — связь по международным роуминговым тарифам. Одно соединение с сервером стоит примерно столько же, сколько дома тратит регистратор за целый месяц! А теперь представьте работу FAS-регистратора в максимальном режиме. Фактически это равно четырем соединениям в роуминге в минуту! Даже если снизить скорость до одного соединения раз в четыре минуты, но умножить это, например, на неделю поездки по Европе, то сумму, указанную в счете за связь лучше себе не представлять. Сколько бы не слили топлива из бака — его стоимость будет копеечной по сравнению со стоимостью услуг связи. Стоит ли овчинка выделки?

Поэтому обычно приходят к компромиссу — устраивается «созвон», например, раз в шесть часов. Ну или вообще отказываются от передачи данных за границей — в любом случае данные регистратор будет накапливать, и по возвращению машины на базу их можно будет считать. Но ведь в этом режиме теряется одна из идей — постоянный контроль за местонахождением машины.

Увы, в нашем случае, почему-то, все заработало как раз таким образом. За границей система отключалась, и получить информацию о рейсе можно было только после пересечения границы и появления машины в зоне действия «родного» оператора.

Первые впечатления

Итак, система Omnicomm FAS на рефрижераторном автопоезде «Нордленда» прекрасно работает до финской границы. После пересечения погранперехода связь пока отключается, поэтому дистанционно проследить за расходом топлива на автопоезде из офиса не удалось.

Тем не менее, пока сами данные не передаются, датчики-то от этого не отключаются. Как топливомер LLD-индикатор FAS-регистратора идеален. Если в обычном режиме водитель оценивает запас топлива как «осталась примерно треть бака», то LLD-индикатор выдает точные показания в литрах.


НОРВЕЖСКИЙ СТАРТ

В общем, Omnicomm FAS разработка однозначно интересная. После возвращения машины в Россию и перенастройки передачи данных в роуминге нам еще только предстоит оценить ее потенциал в режиме международных рейсов.

Мы уже писали о компании «Нордленд» и ее директоре, настоящей бизнес-леди, Евгении Турутиной. Воспользовавшись гостеприимством компании, мы приняли участие в обычном коммерческом рейсе за свежей норвежской форелью. Наш путь длиной 1700 км пролегал через Финляндию и Швецию до маленькой деревушки Глесваер на берегу Атлантического океана. По пути можно было наблюдать тысячу финских озер, любоваться берегами Ботнического залива с борта парома FinnNarrow, зелеными полями ровной Швеции. И, конечно, причудливыми пейзажами фьордов, горных перевалов и длинных туннелей самой Норвегии.


Водитель «Нордленда», настоящий профессионал почти с 10-летним стажем, Илья Дорофеев



Индикатор объема топлива, который отображает текущий объем топлива в первом, втором и суммарно в двух баках, считывая показания с цифровых датчиков уровня LLS



«К сожалению», никаких экстремальных ситуаций в середине лета ни нам, ни машине пережить не довелось. Но увиденное позволило внимательно отнестись к рассказам нашего гида — опытнейшего водителя, настоящего профессионала Ильи Дорофеева. Вот уже больше восьми лет он доставляет точно в срок свой ценный свежий груз из северной страны. Неудивительно, что именно ему компания доверила одну из жемчужин своего парка — тягач Scania R620 в эксклюзивном исполнении Dark Diamond от именитого ателье Svempas.

Илья Дорофеев, Евгения Турутина, представители «ГЛОНАСС OMNICOMM» и Дмитрий Гладкий поделятся личными впечатлениями по совместной работе над «Спецпроектом» в октябрьском выпуске «ГРУЗАВТОИНФО».


КОММЕНТАРИЙ:

Стартовал спецпроект ГРУЗАВТОИНФО и OMNICOMM по мониторингу автотранспортаАркадий Рушкевич, ведущий менеджер отдела развития компании Omnicomm
Тарифы на роуминг безумно высоки у российских операторов. Неаккуратно настроенный регистратор может разорить владельца на несколько тысяч рублей в сутки. Поэтому регистратор с завода настроен так, чтобы в роуминге вообще не выходить на связь — просто на всякий случай. Установщику нужно аккуратно задать несколько параметров в настройках FASа, чтобы он и данные передавал, и деньги не слишком быстро тратил. Плюс запутанные настройки сим-карты для нормальной работы за границей — нужно отдельно включать роуминг вообще, отдельно подключать передачу данных и т.п.
Для того чтобы началась передача данных в роуминге, сейчас необходимо заново проверить все настройки, пока машина за границей и не выходит на связь — увы, сделать этого не получится.
Оцените статью:
5.09.2012, 10:01
6 918
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама