Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

На досуге Отслеживать:

Смотрите
фото по теме

Колеса апокалипсиса в музее РВСН


Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора
Я думаю, что всех нас можно поздравить еще раз. Мы успешно пережили Конец Света, «анонсированный» на декабрь 2012 г. Это был примерно десятый и самый «распиаренный» Конец Света из заявленных, которые удалось пережить лично мне. Тем интереснее было побывать в «пункте управления Концом Света».



Оказавшись на огороженной несколькими рядами колючей проволоки и строго охраняемой территории, сначала необходимо зайти в неприметную дверь неприметного кирпичного «маленького домика». Затем спуститься в подвал, набрать секретный код, открыть двойную бронированную дверь, а потом… полторы сотни метров подземных коридоров, множество новых бронированных дверей на кодовых замках и, наконец, узкий лифт для двоих. Спуск на 30 м, новая дверь, караульное помещение, лестница на стене, люк в потолке и вот оно — место, откуда можно устроить Конец Света — 11-й отсек УКП.

Пугаться не стоит. Сегодня это просто музей. Музей ракетных войск стратегического назначения. Расположен он недалеко от украинского города Первомайск и создан на базе одной из стартовых позиций 46-й ракетной дивизии 43-й ракетной армии РВСН.

Это единственное место в мире, где любой желающий может своими руками прикоснуться к «техническим средствам» ракетных комплексов шахтного базирования и даже нажать ту самую «красную кнопку». Я нажимал…

Правда, кнопка оказалась вовсе не красной, а серой. И на самом деле для запуска ракет нажать только ее одну не достаточно. Два дежурных офицера должны были одновременно нажать две таких кнопки, параллельно повернув два ключа в особых замках. Но и этого мало! Сложная аппаратура давала команду на старт только после синхронизации сигнала с приказом из Главного Штаба РВСН и подтверждением, отправляемым с того самого «ядерного чемоданчика», который находился у главы государства.

Да и сам командный пункт — это не просто «подземная комнатка», а сложная 12-уровневая конструкция — эдакий гигантский тубус на подвеске. Устанавливался этот «тубус» в шахту с помощью спецавтомобиля. И таких спецавтомобилей РВСН использовало несколько сотен типов. Об автомобильной технике, экспонируемой в музее РВСН, наш основной рассказ.


Слуги «Сатаны»

«Сатаной» эту ракету прозвали американцы, присвоив ей обозначение SS-18 Satan. Прозвище «Сатана» этому классу ракет, являющемуся самым мощным и разрушительным оружием за всю историю человечества, весьма подходит. Длина — 34 м, диаметр — 3 м, стартовый вес — 211 т! В варианте с разделяющейся боевой частью «Сатана» несет 10 боеголовок индивидуального наведения, мощность каждой из которых составляет приблизительно две сотни «Хиросим».

Гарантированная неуязвимость для любой ПРО, возможность пуска даже после нанесения ядерного удара по стартовой позиции, повышенные характеристики по точности и убойная сила в 2000 печально известных японских городов… Достаточно, чтобы полностью стереть с лица Земли заметное государство. Страшнейшее порождение ума человеческого…

Ракета РС-20В есть в экспозиции музея РВСН, а неподалеку от нее припаркованы два 537-х МАЗа с полуприцепами невероятной длины. Это и есть «слуги Сатаны» — транспортер 15Т145М и установщик 15У164. Первый перевозил контейнер с ракетой, второй устанавливал его в шахту.


Длина подземных коридоров, ведущих к защищенному командному пункту, составляла порой сотни метров

Работники «Скальпеля»

Самые огромные «слуги» были не у «Сатаны», а у другой ракеты, которую в НАТО называли SS-24 Scalpel. По дальности полета ракета «Скальпель» была сопоставима с «Сатаной». Несла она, естественно заряд меньшей мощности, и стартовый вес ее был в два раза легче «сатанинского» — 104 т против 211 т. Но почему наиболее сложная обслуживающая техника наиболее огромных размеров полагалась именно «Скальпелю», а не «Сатане»?

«Секрет» в том, что SS-24 Scalpel — ракета твердотопливная, а SS-18 Satan — жидкостная. «Сатану» перевозили и устанавливали в шахту пустой и только потом «заливали» топливом, а «Скальпель» и транспортировали, и устанавливали в заправленном состоянии. Поэтому объектом перевозки ракета «Скальпель» была более тяжелым.

Еще один немаловажный момент — условия транспортировки. Заправленная ракета «Скальпель», пусть и находившаяся в транспортно-пусковом контейнере, требовала специальных температурных условий. Именно эти факторы вызвали к жизни исполинский транспортировщик «Изделие 15Т284».

Этот транспортировщик должен был возить 100-тонную «трубу» ракеты диаметром 2,5 м и длиной 22 м, упакованную в «тубус» контейнера весом 25 т, окружая ее персональным микроклиматом. Одно только это потребовало создания изотермического царь-кузова, в котором необходимо было также смонтировать рельсовый путь и перегрузочные механизмы.

Поставленный на колеса «царь-кузов» образовывал гигантский полуприцеп, для стыковки которого с седельным тягачом МАЗ-537Е требовалась более чем внушительных размеров «подкатная тележка». В итоге прицепной спецагрегат опирался на восемь модулей, каждый из которых состоял из четырех колес. Итого — 32 колеса от «Лаптежника» КрАЗ-255.

Чтобы сдвинуть такую махину с места, требовалось… десять двигателей! Двигатель непосредственно базового тягача и восемь электродвигателей, установленных на каждой колесной паре подкатной тележки. 1+8=9. Какой тогда десятый? А десятый — это двигатель автомобиля-толкача.
Прибыв на стартовую позицию, «царь-транспортировщик» передавал эстафету «царь-установщику» УТПК-2 — еще одной спецмашине с подъемным «царь-кузовом» столь же внушительных размеров — 30 м в длину, 4,2 м в ширину и почти 6 м в высоту. Собственная масса УТПК-2 составляла 80 900 кг. Внутри кузова установщика монтировалось весьма сложное перегрузочное оборудование.

В кузове УТПК-2 контейнер фиксировался. Кузов установщика поднимался в вертикальное положение над открытой шахтой, а потом контейнер с ракетой плавно опускался в стакан «спецсооружения».


Стратегические «монтажники»

Установка контейнера с ракетой в «спецсооружение» не означала, что монтаж закончен. После того как установщик опускал транспортно-пусковой контейнер в шахту, «конструктор» из «набора» «Межконтинентальная баллистическая ракета» нужно было дособрать.

Дело в том, что на транспортно-перегрузочных агрегатах перевозили не всю ракету, а только ее ступени — несколько топливных баков с маршевыми двигателями, состыкованные вместе в единый цилиндр. «Мозг» ракеты, боеголовка и ее обтекатель перевозились и монтировались отдельно.

Когда транспортно-пусковой контейнер был установлен в шахту, с него снималась верхняя заглушка и устанавливалась надставка, которая представляла собой продолжение контейнера — грубо говоря, «кусок трубы» того же диаметра. После этого на саму ракету устанавливался еще одна важная часть — агрегатно-приборный блок. Только потом сверху ставилась боеголовка, закрываемая обтекателем. Для каждой из вышеперечисленных «запчастей» существовал свой тип установщика.

Одна машина такого типа есть в музее РВСН. Называется «Транспортно-установочный агрегат надставки». МАЗ-543А перевозил и устанавливал тот самый «кусок трубы» для транспортно-пускового контейнера ракеты, которую в НАТО называли SS-19 Stilleto.


Рабочее место дежурного офицера. Обратите внимание на четырехточечный фиксационный ремень

Ядовитые «кузнечики»

Как мы уже упоминали, стратегические ракеты дальнего радиуса действия по виду применяемого топлива делятся на два типа — твердотопливные и жидкостные.

Собранная в шахте твердотопливная ракета готова к использованию, а вот жидкостную после сборки необходимо было заправлять. Именно здесь вступал в дело «комплект машин для транспортировки и выдачи компонентов ракетного топлива».

Ракетное топливо очень капризно. Какими бы ни были климатические условия, температура спецтоплива должна оставаться постоянной. Потому ракетные заправщики оснащены системами подогрева и охлаждения топлива. Но это «полбеды». Ракетное топливо еще и чрезвычайно опасно.

Гептил, он же несимметричный диметилгидразин — основной компонент ракетного топлива. Прежде всего, это сильнейший яд, который в шесть раз токсичнее синильной кислоты. Однако для ракеты гептил — это источник энергии. Смешиваясь в камере сгорания с окислителем, он самовоспламеняется.

Итак, второй важнейший компонент ракетного топлива — это окислитель. Амил, он же тетраоксид азота — также очень опасное химическое вещество.

Для всех советских жидкостных ракет третьего поколения использовались две машины для перевозки и заправки амила и гептила — агрегаты ЗАЦ-1 и ЗАЦ-2.

Для заправки одной ракеты использовалось сразу несколько машин каждого типа, поскольку объемы потребляемого топлива у межконтинентальных баллистических ракет огромны. Например «Сатане» необходимо было 180 т амил-гептилового «коктейля».


Цена вопроса

Сколько все это стоило? Речь идет даже не о миллиардах, а триллионах советских рублей. Точную цифру, вероятно, уже и не подсчитать. Есть мнение, что «ввод в эксплуатацию» только одной ракетной дивизии по затратам был сопоставим с постройкой миллионного города. Колоссальные инженерные сооружения, «хитроумные» технические средства охраны объектов, сверхзащищенные системы закрытой зашифрованной связи, совершенно «сумасшедшая» логистика доставки «спецгрузов» с сотен предприятий, сотни тысяч специалистов многочисленных НИИ и КБ. Сверхдержава затрат не считала. Затрат на возможность уничтожить цивилизацию…

Но есть мнение, что только наличие ядерного оружия у сверхдержав и осознание всей тяжести последствий вероятности ответного удара позволило избежать Третьей мировой войны. И я сторонник именно этого мнения.
Оцените статью:
3.04.2013, 11:57
8 969
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама