Износилось. Сломалось. Отказало. Практика ТО

Говорить о необходимости регулярного и качественного технического обслуживания сегодня уже просто смешно. Это вроде бы не вызывает ни у кого сомнений. Особенно в гарантийный период. Когда он заканчивается, эксплуатант техники, как правило, ищет более дешевую альтернативу официальному дилеру; нередко ТО проводится силами собственной ремзоны, а иногда и владелец сам берется за гаечный ключ. И тогда могут начаться «чудеса», причем как с самим автомобилем в самый неподходящий момент, так и с его владельцем в виде неприятностей, связанных с невыходом на линию и вынужденным простоем.



Разберем несколько характерных ошибок, связанных с неверными суждениями, чтобы эти «ржавые грабли» успешно обойти.

Масло масляное

Первое, с чего начинается практически каждое ТО — замена масла в двигателе. Про то, что оно должно соответствовать классу качества и вязкости, указанным в руководстве по эксплуатации, можно лишь напомнить, гораздо больше «махинаций» происходит с интервалом замены. Дилерские СТО нередко занижают этот межсервисный интервал по пробегу, мотивируя это тяжелыми условиями российской эксплуатации. Это дает им возможность реализовывать, понятное дело, не себе в убыток, большее количество масла и фильтров, а также закрывать дополнительные нормо-часы на произведенные работы. И все под страхом лишения гарантии. Непорядочным слесарям это дает возможность немного приворовать масла, не сливая его полностью, иногда «на сверхсрочку» остается и масляный фильтр.


Раздобыть запасные части и расходные материалы, к счастью, сегодня уже не проблема


Обслуживанием престарелых грузовиков, как правило, занимаются сами владельцы транспорта



Но! С обратной стороны медали, у нас действительно более тяжелые условия для работы моторного масла: годовые перепады температур достигают 80 градусов, да и с юга на север нашей страны, в среднем, 3 дня пути. Второе, что, несомненно, уменьшает срок службы масла, — некачественное топливо с высоким содержанием серы и иных примесей. И если победить непорядочность ремонтников можно тотальным контролем и личным присутствием в цехе, то в камеру сгорания с головой не нырнешь! А ухудшение смазывающих свойств вы никак не обнаружите, как и перепускающий через байпасный клапан забитый масляный фильтр, просто в определенный момент ресурс двигателя окажется ниже, чем вы ожидали. И это может произойти, конечно, не только у вас, а и у следующего владельца. Вот вам одна из причин, которая вдумчивых специалистов заставляет предпочесть коту в мешке — бывшей в употреблении технике — долговую яму лизинга новой.

Вывод. Истина, как всегда, где-то посередине.

Сэкономить лучше, чуть передержав (но в очень разумных пределах) замену масла в механической коробке передач или нескоростной главной паре, где оно не подвергается активному окислению и тепловым нагрузкам, но не в двигателе!

Гликоли и воды

Здесь речь пойдет о технических жидкостях — антифризе и тормозной. Даже если тормозная система пневматическая, все равно почти всегда присутствует небольшое количество «тормозушки» в ПГУ сцепления или иных пневмогидроприводах на спецтехнике. Регламент, как правило, требует производить замену антифриза и тормозной жидкости 1 раз в два года. Этим требованиям по окончании гарантийного срока не следуют почти никогда. В антифризе за это время утрачивают свои свойства антиокислительные присадки, берегущие алюминиевые и медные компоненты системы охлаждения и резиновые ее уплотнения, а гигроскопичная тормозная жидкость на основе этиленгликоля набирает чрезмерное количество влаги. Да, если она трудится в гидроприводе сцепления, навряд ли она закипит, вызвав отказ тормозов, как это бывает у легковушек, но лишняя влага все равно сделает свое «мокрое» дело, досрочно прикончив недешевый узел. Доказательства вы найдете без труда в любом автосервисе, попросив показать замененные за смену детали.


На горловине редко маркируют требуемый тип антифриза

[/i]

С антифризом вообще особая «песня». Он не свернется и не утратит прозрачность и цвет, но вместо защиты будет нещадно «убивать» головку цилиндров, помпу, резиновые детали. В процессе эксплуатации, на линии, в систему охлаждения могли доливать воду, причем маловероятно, что дистиллированную, в некоторых случаях его (антифриз) могли разбавить и другим составом, не всегда совместимым. Приговор — менять строго по регламенту, а если авто не молодо, но начинает жизнь с чистого листа у нового хозяина — менять и не экономить, однозначно!

Простые вещи

В голове многих, если не большинства, регламентное техобслуживание это так, маслице сменить, пару новых фильтров поставить, глянуть состояние колодок, проверить свет — и в путь. Только почему-то в технологических картах ТО, разработанных производителем, гораздо более широкий перечень работ. Проверить, смазать, зачистить, отрегулировать, довести до нормы… А мы потом удивляемся провисшим дверям с заклинившими замками, когда не можем открыть дверь; окисленным контактам, когда не можем запустить двигатель; текущим сальникам из-за забитого грязью сапуна; отказавшему электровентилятору, так как радиатор напрочь забит грязью и он, спасая двигатель от перегрева, работал непрерывно; скрипящей подвеске и тугому рулю — шкворни и втулки на американском тягаче забыли прошприцевать; список можно продолжать до бесконечности.

Терпения, да и образования, чтобы внимательно изучать различные инструкции и руководства, у нас хватает далеко не всем, кто занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей. А значит, проконтролировать, в полной ли мере произведено ТО, должен сам владелец техники. У каждой машины свои особенности и порядок работ, но вот наиболее характерные операции, которые не делают «забывчивые» механики, и о необходимости которых не подозревает владелец.


Окисление клемм аккумуляторов — частая причина неудач в запуске двигателя


Забитый грязью радиатор может здорово уменьшить ресурс электровентилятора


Довел резину «до ручки»


Чистота в ремзоне — важная составляющая квалифицированного техобслуживания



1. Смазка дверных петель и замков должна производиться при каждом регулярном обслуживании. Последствия — потеря подвижности замка, поломка дорогостоящих ключей с чипом; петли дверей, работающие «всухую», имеют значительный люфт и вызывают провисание дверей менее чем через 1 год эксплуатации (особенно у автобусов и маршрутных такси).

2. Проверка и долив дистиллированной воды в аккумуляторные батареи, подзарядка от внешних источников для доведения до нормы плотности электролита. Смазка и зачистка клемм. Последствия — АКБ служит два года вместо возможных пяти, а еще может не включиться стартер из-за потерь на клеммах.

Значения плотности электролита в таблице:



3. Даже самый современный автомобиль, особенно грузовой или автобус, может иметь несколько точек смазки (шприцевания). Без него возможны самые неожиданные отказы: от поломки подвески до заклинивания натяжного ролика генератора.

4. После проведения шиномонтажных работ абсолютно все: и задние, и передние колеса необходимо балансировать! Это существенно продлевает срок службы шин и ходовой части.

5. Чистота — залог здоровья! Перед заменой свечей зажигания или накаливания, датчиков на двигателе, разборкой воздуховода воздушного фильтра, все сопрягаемые узлы и детали необходимо очистить от песка, пыли, продуть сжатым воздухом, иначе весь этот мусор прямиком попадает в камеру сгорания, цилиндропоршневую группу, вызывая абразивный износ.

6. Забитый грязью сапун на картере заднего моста запросто может спровоцировать течь сальников из-за повышенного давления, и впоследствии — внеплановый ремонт.

7. Следите за приводами стеклоочистителей. Их шарниры и соединения зимой обильно контактируют с агрессивной соленой грязью, своевременная чистка и смазка узла не доставит особых хлопот, но гарантирует его полную боевую готовность.

Философский вопрос

Для кого-то все изложенное выше — давно уже правило, кто-то скептически отнесется к такому подходу. Вот только станет ли от этого меньше неисправных машин на обочине…


При доливе и замене антифриза нельзя руководствоваться только цветом продукта. Краситель может быть любой, а вот сам состав может быть приготовлен на основе моноэтиленгликоля, полиэтиленгликоля или пропиленгликоля. Смешение этих составов может повысить их коррозионную агрессивность к сопрягаемым деталям, ускорив износ помпы или разрушение шлангов и сальников, на внутренних поверхностях деталей могут сформироваться отложения. Особенно они опасны внутри термостата, так как могут парализовать его работу. Для того, чтобы этого избежать, следует доливать только оригинальный состав в относительно новые автомобили, ну, а если машина в годах или при дорожном ремонте пришлось залить неизвестно что, то менять всю жидкость в системе целиком, предварительно справившись с руководством по эксплуатации.

Общий совет: в большинстве автомобилей старшего поколения используются антифризы синего или зеленого цвета, классифицируемые концерном VW (общепринято и используется повсеместно), как G11. Затем на рубеже веков им на смену пришли карбоксилантные составы оранжево-красного цвета G12, дальнейшее их развитие получило индекс G12+. Смешение «11-го» и «12-го» не допускается, а вот «12+» может принять в себя и «12-й», и, кратковременно, «11-й». При плановом обслуживании вместо G11 допускается и даже рекомендуется замена его на более современный G12, но обратная замена недопустима. Следует напомнить, что интервал замены G11 – 2 года, G12 — 5лет. Антифриз можно приобрести как в концентрированном, так и в готовом к применению виде. Последнее — не самое удобное, так как температура кристаллизации навязана поставщиком. Для справки в таблице приведены соотношение антифриза и дистиллированной воды для типичных условий эксплуатации.