У нас грустный повод для разговора. В возрасте 85 лет 25 февраля ушел из жизни выдающийся конструктор грузовых автомобилей Михаил Степанович Высоцкий. Этот человек-легенда, пожалуй, был последним из великих отечественных автоконструкторов послевоенной эпохи. Отдавая дань уважения Мастеру, мы вспоминаем его историю. По сути, вся история белорусского автомобилестроения — это история Высоцкого.
Техника трех заводов ПО «БелАвтоМАЗ» — БелАЗа, МАЗа и МоАЗа. Весь период существования этого объединения в первоначальном своем виде его конструкторскую службу возглавлял Михаил Высоцкий
Михаилу Степановичу принадлежит абсолютный рекорд по длительности пребывания в должности главного конструктора Минского автозавода — более 30 лет. Но начал он, как и положено великому Мастеру, с «подмастерья».
Покорять восстанавливаемый после войны Минск Высоцкий приехал в 1946 г. на крыше поезда еще 18-летним пареньком.
Минский автозавод тогда находился в стадии строительства, рабочие руки были нужны, а Мишу Высоцкого тянуло к автомобилям. Естественно, первым делом он отправился в отдел кадров будущего автогиганта, где был принят на работу слесарем-сборщиком. Юный слесарь уже тогда прекрасно осознавал, что хочет, прежде всего, конструировать автомобили.
Обучение без отрыва от производства тогда было весьма популярно, и именно по этой стезе и пошел Высоцкий. За три года он прошел обучение в Минском автомеханическом техникуме, созданном при заводе, и в 1949 г. уже числился на заводе конструктором.
Рассказывают, что молодой человек по имени Миша Высоцкий был, как бы сказали сейчас, гиперактивным сотрудником. Рационализаторские предложения от него «сыпались» как из рога изобилия. И Михаила Высоцкого заметили.
Огромное желание привнести что-то новое, помноженное на талант, принесло свои плоды. Молодой конструктор стал довольно стремительно продвигаться вверх по служебной лестнице.
Следует также отметить, что и в этот период Михаил Степанович продолжает учиться. Естественно, без отрыва от производства. Его новой альма-матер становится Всесоюзный заочный машиностроительный институт в Москве. В 1955 г. в возрасте 27 лет Михаил Высоцкий получает диплом этого учебного заведения.
Начинал свою конструкторскую деятельность Михаил Высоцкий с адаптации автомобилей МАЗ-200 для улучшения и оптимизации технологии их сборки на конвейере. Конвейерное производство, кстати, было темой его диплома. Первой действительно серьезной конструкторской работой Высоцкого стало создание семейства специальных прицепов и полуприцепов для нужд Министерства обороны. Участвовал он и в разработке кабины и оперения первого отечественного карьерного самосвала МАЗ-525. Словом, ко всем необычным первым проектам Минского автозавода он был непосредственно причастен.
Относительно быстро преодолев ступени иерархической лестницы в 1961 г., в возрасте 33 лет, Михаил Высоцкий достигает максимально возможной тогда вершины инженерного пьедестала, получая назначение на должность главного конструктора Минского автозавода. Впереди — главная работа его жизни.
Эра 500 Темой семейства бескапотных грузовиков Высоцкий начал заниматься еще за несколько лет до назначения на высшую конструкторскую должность. Необходимо отметить, что схема, сегодня кажущаяся естественной и привычной, тогда воспринималась как минимум как «не совсем понятная». Путь бескапотных грузовиков МАЗ на конвейер вовсе не был устлан розами. Существовало немало консервативных противников этой схемы, которые «били» на недостаточно изученную безопасность такой компоновки. В крайнем случае «авторитетные товарищи» были согласны на полукапотную компоновку. Однако Высоцкий смог «пробить» прогрессивную схему. Именно «всепробиваемость» — одна из главных черт его характера.
Изготовление первых двух опытных образцов нового семейства началось во второй половине 1958 г. Это были бортовой МАЗ-500 и самосвал МАЗ-503. До назначения Высоцкого Главным оставалось еще три года. Но именно эти машины — машины Высоцкого — сыграли свою решающую роль в его карьере.
Уникальный кадр. Сразу две легенды отечественного автомобилестроения вместе. Справа — «закрытый конструктор» Борис Шапошник, создатель военных многоосников МАЗ, а в центре — Михаил Высоцкий
Итак, 1961 год. Михаил Степанович стал Главным конструктором. Это был не самый простой период истории предприятия. Высоцкому досталось довольно объемное и стремительно меняющееся наследие. Вовсю строились новые цеха, производство тяжелых карьерных самосвалов передавали в Жодино. Также резко расширялось производство военных многоосных машин, располагавшееся на территории МАЗа. Это отвлекало много сил и средств. Поэтому темпы освоения перспективных гражданских разработок замедлялись. К тому же руководство отрасли нацеливало руководство завода на увеличение выпуска устаревших «двухсотых» ради пресловутого «плана».
Однако уже в первый год пребывания Высоцкого в должности, экспериментальный цех, кстати, признанный лучшим в отрасли, изготовил 122 предсерийных экземпляра МАЗов 500-го семейства, разошедшихся на испытания по всем уголкам необъятного Советского Союза. Серии пришлось ждать еще долгих четыре года. Товарные бескапотные грузовики МАЗ начали сходить с конвейера 16 марта 1965 г. На конвейер было поставлено девять моделей.
Но Высоцкий не почивал на лаврах. Он все время стремился улучшить машины. Серьезный «апгрейд» бескапотным МАЗам Высоцкий «пробил» уже в 1970 г. Обратите внимание, серьезная модернизация минских грузовиков была проведена всего через пять лет после постановки их на конвейер — небывало короткий срок для отечественного автомобилестроения даже по современным меркам, а для той эпохи это вообще феномен!
В 1977 г. с конвейера начали сходить во второй раз модернизированные бескапотные МАЗы, уже с заметно измененной внешностью. Опять невиданные для СССР темпы внедрения улучшений!
Мечта Конструктора «Пятисотый» стал, пожалуй, самой яркой страницей в истории завода, ведь это была действительно первая полностью собственная разработка минчан, разработка Высоцкого, которая на долгие годы вперед определила концепцию остальных минских грузовиков, выпускаемых и в настоящее время.
Но это — серийные машины. А ведь в истории МАЗа 1970-х, и последующих 1980-х гг было немало образцов, которые сейчас бы назвали концепт-траками. Самый знаменитый из них, безусловно, МАЗ-2000 «Перестройка», ставший сенсацией парижского автосалона 1988 г. Этот проект также непосредственно связан с именем Высоцкого.
Именно этот вариант «Перестройки» показывали на Автосалоне в Париже 1988 г. Высоцкий тогда дал европейским журналистам свыше шестидесяти интервью
Вообще автопоезда и «дальнобойная» тематика были любимыми темами Высоцкого. «Перестройка», сама по себе являясь, как сказали бы сейчас, инновационной разработкой, была всего лишь одним из элементов Большой Идеи — идеи Конструктора с большой буквы.
Да, у «Перестройки» был ровный пол. Да, в ее кабине можно было стоять в полный рост. Именно вокруг да около этих конструктивных нюансов принялись «плясать», вспоминая МАЗ-2000. Но это все «мелочи». Высоцкий мыслил совсем другими масштабами.
На самом деле «Перестройка» — это даже не автомобиль, это новая транспортная концепция. Модульная концепция. Одноосная ведущая секция должна была стыковаться с несколькими прицепными моторными модулями, тем самым образуя многозвенные поезда, каждый из которых заменял бы несколько традиционных сцепок, но управлялся одним водителем.
Внедрение «Перестройки» в жизнь, простите за тавтологию, потребовало бы перестройки всей транспортной инфраструктуры Советского Союза. Конечно, Высоцкий понимал, что это красивая мечта. Но ведь именно мечты делают наш мир прекраснее, не так ли?
Ученый и Учитель Академиком Высоцкий стал в 1989 г., а после распада СССР с головой ушел в науку. С 1993 по 2001 гг. М. С. Высоцкий — директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 г. — генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси. Он курирует всю отрасль.
В 2002 г. Совет Министров Республики Беларусь учреждает специально для Высоцкого новое звание. Не должность, а именно звание. Михаил Степанович стал генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь. Генеральных автоконструкторов страны до него не было. Вероятно, не будет и после.
У Высоцкого более 450 научных трудов, 20 монографий, 145 авторских свидетельств и патентов. Он подготовил 6 докторов и 18 кандидатов наук. Его имя включено в 25-е издание «Словаря международных биографий» как выдающегося деятеля науки. Американский Биографический институт включил имя академика М. С. Высоцкого в список 5000 ученых, внесших большой вклад в развитие науки в XX веке. А уж полный список его наград и премий он сам всегда затруднялся перечислить.
Но памятником ему станут не награды и не премии, а Идеи — идеи уже воплощенные, и те идеи, которым только предстоит воплотиться в жизнь. А таких у Высоцкого еще много. Благо, он подготовил последователей. Он был создателем, ученым и учителем. И Мастером. Прощайте, Мастер!