Иногда, к сожалению, грузовик «чувствует себя плохо», то есть, ломается. Тогда ему требуется «скорая помощь» — служба эвакуации. Кто же и как занимается этим сложным делом на рынке Северо-Запада?
Как известно, Северо-западный регион является одним из крупнейших транспортно-логистических центров России еще с советских времен. Немаловажной составляющей междугородних и международных перевозок здесь служит грузовой транспорт. К сожалению, иногда подвижный состав выходит из строя, и в результате грузоперевозчик терпит значительные прямые и косвенные убытки (ответственность за сорванный срок поставки, поврежденный товар, стоимость ремонта грузовика и пр.). Первым этапом сложного комплекса минимизации потерь служит эвакуация поврежденного грузовика.
Исторически на территории Советского Союза специального эвакуационного транспорта не существовало (за исключением военной техники). В случае необходимости сломавшийся грузовик подцеплялся к любому мощному тягачу, имевшемуся неподалеку, и оттаскивался на ближайшую МТС. Как правило, использовался полноприводный КрАЗ, но годился и гусеничный трактор. Одним из первых советских предприятий специальную технику для эвакуации грузовиков стало применять знаменитое «Совтрансавто». Это и понятно — осуществлявшая международные перевозки организация уже тогда жила в условиях реального рынка — с четкими сроками доставки грузов и штрафами за опоздание. Первоначально эвакуаторами служили те же КрАЗы (но со шведскими надстройками именитого Bro AB), но уже в начале 1990-х были закуплены буксировщики на шасси Volvo. Они и стали первым профессиональным эвакуационным транспортом в России, включая Северо-Запад.
С тех пор на этом рынке многое изменилось. С появлением частных транспортных фирм и резким ростом объемов перевозок лавинообразно увеличился и спрос на услуги эвакуации. Конечно, важную роль сыграл и качественный состав тогдашнего грузового рынка — в основном это были изрядно подержанные машины, купленные на многочисленных европейских распродажах.
Канонический советский способ буксировки на жесткой сцепке полноприводным КрАЗом
Современные эвакуаторы способны решать самые разнообразные задачи
В маленьких фирмах еще активно работают европейские «ветераны»На сегодняшний день на рынке Северо-Запада постоянно действует около трех десятков компаний, предоставляющих услуги грузовой эвакуации. Как правило, это частные фирмы, осуществляющие также ремонт грузовиков, что составляет комплексную услугу, предпочтительную для клиента.
Однако лидирующее положение занимают эвакуационные подразделения дилерских компаний. Старейшей из них является компания «Петроскан», организовавшая службу эвакуации еще 12 лет назад. На сегодняшний день в ее парке четыре спецмашины на различных шасси (6х2, 6х4 и 8х4) и с различным спецоборудованием, рассчитанных на различные задачи. Разумно организована и география — машины базируются в Шушарах и Сертолово, благодаря чему специалисты-эвакуаторщики могут оперативно реагировать на вызовы клиентов в любой точке Санкт-Петербурга и Ленобласти. При необходимости (а это бывает достаточно часто при тяжелых ДТП) имеется возможность привлечь к работе сразу несколько единиц техники. «Организация службы эвакуации, — пояснил многолетний руководитель Михаил Архипов, — это комплексная многоуровневая функция. Помимо современной техники, готовой к решению конкретных задач, в нее входят грамотный менеджмент, продуманная логистика, качественная подготовка кадров». К слову, все специалисты этой и подобных компаний периодически проходят обучение в компетентных зарубежных центрах.
Кроме «Скании», свои службы эвакуации в регионе нынче существуют и при дилерах фирм MAN и Volvo. У обоих в распоряжении машины с колесной формулой 8х4. У первых служит MAN TGA 41.480 с установкой элиты эвакуации, австрийской компании Empl. В автопарке Volvo — грузовой эвакуатор, оборудованный тремя лебедками (6, 20, 35 т) и различными дополнительными приспособлениями для вытаскивания поврежденных автомобилей из кюветов.
Достаточно авторитетными специализированными компаниями на местном рынке следует назвать «Лентрансавто», «Барс», «Глобал ТракСервис», «АФК Спас», «Вебер», «Викинг», «Спецбуксир» и другие. Все они обладают современными техническими средствами и грамотными специалистами.
Современной надстройке фирмы EMPL «по плечу» буксировка любой техники
Активный игрок на рынке эвакуации — компания «Лентрансавто»
Американские буксировщики также популярны на Северо-ЗападеКроме того, следует обратить внимание на положительную реакцию местных властей в решении насущных вопросов эвакуации тяжелого транспорта. Не секрет, что перегруженный КАД зачастую полностью парализует даже небольшое ДТП, произошедшее на нем. Специально для буксировки поврежденных грузовиков при Комитете по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга создано государственное учреждение «Агентство внешнего транспорта». Располагая несколькими современными машинами, которые дежурят на противоположных сторонах кольца, оно сможет оперативно разгружать его при авариях.
Кроме этих компаний, на рынке действует еще полтора десятка меньших фирм, предлагающих подобные услуги. Как правило, они оперируют одной-двумя машинами, либо подержанными импортными почетного возраста, либо отечественными, с надстройками российского производства.
Что же следует знать и о чем задуматься владельцу транспортного средства по вопросу экстренной эвакуации? К сожалению, мало кто озабочен этой проблемой до ее наступления. В выигрышной ситуации оказываются те транспортные компании (как правило, крупные, имеющие более десятка единиц), руководители которых заранее предусмотрели возможность подобного форс-мажора и заключили договор со службой эвакуации. Им и услуги эвакуатора обойдутся дешевле, и водителю не надо экстренно выбирать, куда обращаться. Однако большинство предпочитает обращаться в специализированные службы, когда наступил аварийный случай.
Cамый простой случай — когда ходовая часть грузовика не повреждена. В такой ситуации можно эвакуировать грузовик до ближайшего автосервиса методом буксировки на жесткой сцепке. Около 20% всех аварий грузовиков на дорогах заканчиваются по этому сценарию. Однако чаще всего служба эвакуации привлекается, если повреждена ходовая часть или тормозная система, и буксировка на жесткой сцепке невозможна. В подавляющем большинстве случаев машина буксируется методом частичной погрузки, при этом пара колес остается на дороге.
Реже грузовик поврежден настолько серьезно, что требуется его полная погрузка на эвакуатор. Столь серьезной техникой обладают далеко не все компании, поэтому при обращении необходимо максимально подробно описать случившееся и состояние машины, чтобы диспетчер смог принять правильное решение и отправить на помощь укомплектованную всем необходимым эвакуационную технику.
В последнее время отечественные производители тоже освоили спецнадстройки для буксировки
Типичный современный эвакуатор Omars на шасси MAN TGA 8x4Напоследок о стоимости услуг эвакуаторов. Как правило, используется гибкая политика ценообразования. Обычно стоимость услуг определяется комбинированно. Так, внутри КАД работа оценивается за каждый час работы эвакуатора. А при перевозках на дальние расстояния (многие фирмы готовы забрать вашу технику в Скандинавии, а отвезти, к примеру, в Москву) используется покилометровая оплата. Отдельно оплачивается подача эвакуатора к клиенту, а также определенные типовые работы (демонтаж карданных валов, отключение энергоаккумуляторов и т.д.). Сегодня в среднем по городу расценки следующие: подача — 2500 руб., час работы — 3500 руб., километр пробега — 80 руб/км.
Что касается выбора конкретной фирмы, то его принципы вполне стандартны. Чем солидней компания, тем серьезнее уровень обслуживания и полнее комплекс услуг, следовательно, и выше цены. Зато мелкие частные фирмы гибче и готовы на нестандартные решения. Главное, что есть выбор.