Северо-Западный регион занимает особое место в структуре внешнеэкономических связей России. Здесь находятся крупнейшие морские порты страны, через сухопутную границу с Финляндией и странами Балтии до падения мировой экономики ежегодно проходило около 1 миллиона импортируемых автомобилей и более 800 тысяч контейнеров, большая часть которых перевозилась автомобильным транспортом. Но экономический кризис серьезно отразился на рынке, сократив объемы перевозок и изменив его структуру.
О состоянии и перспективах развития рынка грузоперевозок в Северо-Западном регионе РФ мы поговорили с ведущим специалистом Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрием Плехановым.
— Расскажите, как повлиял мировой экономический кризис на рынок грузоперевозок в России? В каком сегменте произошло наибольшее, а в каком наименьшее сокращение объемов, и почему?— В условиях кризиса наименьшие потери объемов грузоперевозок понес морской транспорт. Так, грузооборот морского транспорта в мае 2009 г. к маю 2008 г. снизился всего на 8,1%, в то время как грузооборот железнодорожного сократился на 17,6%, а автомобильного — на 21,4%. Более низкие темпы падения морских грузоперевозок связаны с тем, что данный вид транспорта в большей степени ориентирован на поставки промышленной продукции. В то же время в условиях кризиса наибольшее снижение спроса, а соответственно и грузоперевозок, было отмечено для потребительских товаров. Таким образом, наиболее пострадали от кризиса автомобильные перевозки, которые в большей степени ориентированы на потребительский спрос, на внутренний рынок и на работу с малым и средним бизнесом.
Необходимо также сказать, что в условиях восстановления российской экономики самые высокие темпы роста также были отмечены в сфере морских перевозок (+27,5% в май 2010 г. к маю 2009 г.), а наиболее низкие — на автомобильном транспорте (+11,6%). В глобальном смысле кризис не оказал существенного влияния на структуру рынка грузоперевозок в России: в мае 2010 г., как и в мае 2008 г., около 84% грузооборота приходится на долю железнодорожного транспорта, немного снизилась доля автомобильного — с 8% в 2008 до 7,7% в 2010 г. Практически на всех видах транспорта в этом году по сравнению с 2008 г. отмечено увеличение средней дальности перевозок. Наиболее существенный рост средней протяженности маршрута произошел на автомобильном транспорте (на 21% по сравнению с маем 2008 г.). Такая ситуация связана как со снижением спроса на перевозки малой и средней дальности, так и с тем, что в условиях падения спроса перевозчики вступают в конкуренцию с железнодорожным транспортом (на тех маршрутах, где это возможно) для перевозок грузов на дальние расстояния.
— Какая доля рынка грузоперевозок приходится на Северо-Западный регион? Насколько ситуация здесь соответствует общероссийским тенденциям? Какова региональная специфика рынка? Какие факторы оказывают влияние на рынок Северо-запада?— Специфика Северо-Запада заключается в выгодном географическом положении региона, расположенном на границе с четырьмя странами ЕС (Польша, Эстония, Финляндия и Латвия), а также в наличии развитой портовой инфраструктуры. На морские порты региона приходится до 40% от общего объема грузооборота российских портов. Он играет важную роль во внешнеэкономической деятельности страны, особенно в сфере импортных поставок. На долю Северо-Запада приходится около четверти стоимостного объема импорта, поступающего в Россию. В этой связи транспортные потоки в регионе в значительной степени зависят от объемов поступающего в страну импорта. Так, в условиях кризиса темпы сокращения грузооборота автомобильного транспорта в регионе по итогам прошлого года оказались выше, чем в среднем по России. В то же время по мере восстановления спроса на импорт в I квартале 2010 года грузооборот автомобильного транспорта в регионе вырос на 35% относительно I квартала прошлого года (в среднем по стране грузооборот — только на 11%).
— Насколько полно реализуется транспортный потенциал Северо-Западного региона? Каковы перспективы региона на рынке грузоперевозок, и с какими конкурентными преимуществами они связаны? — Развитие транспорта в регионе в значительной степени связано с реализацией транзитного потенциала: увеличение мощностей морских портов и портовой инфраструктуры для успешной конкуренции с портами стран Балтии. Увеличение потоков грузов и создание эффективной и удобной системы перевалки в портах приведет к увеличению грузооборота автомобильного и железнодорожного транспорта. Кроме того, важным вопросом, постоянно возникающим перед транспортными компаниями Северо-Запада, является упрощение и убыстрение процедур таможенного контроля, а также оперативная реакция на изменения правил оформления таможенными органами. Последний пример создания Таможенного союза показывает, что любые изменения в таможенном законодательстве, как правило, сопровождаются возникновениям очередей грузового транспорта на границе.
Помимо транзитного потенциала положительное влияние на развития транспорта в регионе может оказать расширение кластера автомобильных предприятий, сложившегося в настоящее время в Ленинградской области (в плане доставки автокомпонентов из Европы и осуществления доставки грузов по России для нужд автозаводов).
— Как можно оценить степень заинтересованности местных властей в развитии отрасли и уровень господдержки? В чем она выражается?— В настоящее время основное внимание властей связано с реализацией проектов развития транспортной инфраструктуры, имеющих ярко выраженную экспортную направленность, таких, как развитие порта Усть-Луга и строительство подъездных автомобильных и железнодорожных путей к нему. Большинство крупных инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время в регионе, также представляют собой создание новых мощностей по экспорту сырьевых товаров — Балтийская трубопроводная система — 2 (Транснефть), строительство сухопутной части Северо-Европейского газопровода, развитие транспортной инфраструктуры Архангельской области в связи с необходимостью начала освоения Штокманского месторождения.
— Какими ключевыми преимуществами и недостатками обладают разные виды перевозок? Есть ли будущее у автомобильных грузоперевозок, и каковы основные предпосылки к качественному скачку в перевозках автотранспортом?— Автомобильный транспорт, возможно, является наиболее удобным видом доставки для получателя, поскольку обеспечивает возможность поставки грузов «от двери до двери». Ограничением для использования данного вида транспорта является сравнительно малая грузоподъемность и низкая степень безопасности груза в пути (возможность хищения, угона, задержек). Неслучайно, в странах Европы с более развитой дорожной инфраструктурой и высокой степенью безопасности на дорогах доля автомобильного транспорта в структуре грузооборота в целом выше, чем в России, где основная часть грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, который способен перевозить товары на большие расстояния с высокой регулярностью.
В настоящее время развитие перевозки грузов автомобильным транспортом сдерживается низкой эффективностью использования парка. В парке грузовых автомобилей в России преобладает подержанная техника — 1998 года выпуска и старше, а также наблюдается достаточно низкая, по сравнению со странами Европы, доля транспортных средств средней грузоподъемности, что ограничивает возможности транспортировки грузов, увеличивает издержки транспортных компаний и расходы конечных потребителей. Основные перспективы развития автомобильных перевозок связаны с формированием на данном рынке крупных и стабильных участников, которые смогут повысить стандарты оказания услуг в целом по отрасли. Кроме того, развитие автомобильного транспорта невозможно без расширения логистической инфраструктуры — терминалов и складов.
автор: Виктория Загоровская