Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

СпецтехникаОтслеживать:

Спецназ бетонного фронта. Конструкции бетононасосов


Сергей ЛИПСКИЙ, фото автора и компаний-производителей
И снова автобетононасосы спасают мир! В 1986-м они использовались при сооружении саркофага над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС. Уникальные машины, управляемые дистанционно, позволили обеспечить непрерывную подачу бетона на высокие отметки сооружения. Спустя четверть века ситуация практически повторилась: в 2011-м на японской АЭС «Фукусима-1» автобетононасосы закачивали воду для охлаждения разрушенного цунами реактора.


Неспроста в таких форс-мажорных ситуациях выбор падает на автобетононасосы, ведь именно они обладают большими высотой и радиусом подачи бетонной смеси, высокой производительностью и мобильностью, автоматизацией рабочих процессов. Даже в обычной жизни укладка бетонной смеси в опалубку является ответственным технологическим процессом, во многом определяющим качество бетонируемой монолитной конструкции. Использование автобетононасоса позволяет работать даже в труднодоступных местах, повысить эффективность, и снизить сроки исполнения работ. Так, при прочих равных условиях, выработка одного бетонщика при использовании автобетононасоса возрастает примерно вдвое, а при укладке смеси в труднодоступные для крановой подачи места — в 3-5 раз.

Итак, рассмотрим автобетононасос подробнее. Концептуально его облик сформировался на стыке 60-70-х гг. прошлого века. Машина состоит из трех основных частей — базовое шасси, собственно бетононасос и раздаточная стрела, смонтированные на раме с мощными опорами-аутригерами. Привод рабочих органов — гидравлический. Гидронасосы получают крутящий момент от коробки передач шасси через коробку отбора мощности.

Для комплектации автобетононасосов малой и средней мощности подходят практически серийные шасси с количеством осей от двух до четырех. Топовым моделям требуются уже пяти-шестиосные шасси. Самые мощные модели базируются на многоосных полуприцепах и крановых спецшасси, но это штучный эксклюзив.


Канадский Concord CCP-60SZ-225 на шасси Mack MR688S


Автобетононасос начинается с приемного бункера


Главный рабочий «орган» — насос для бетонной смеси


Загружают насос бетонной смесью непосредственно из автобетоносмесителя по лотку в приемный бункер вместимостью около 600 л. Для предохранения смеси от расслоения и обеспечения заполнения цилиндров бетононасоса бункер оборудован шнековым смесителем с приводом от гидромоторов. Бункер изготовлен из износоустойчивых материалов и сверху закрыт решеткой. Во избежание накопления смеси на решетке к ней крепится вибратор.

Сердце машины — насос для бетонной смеси, который создает давление до 8,5 МПа. В настоящее время широкое распространение получили поршневые насосы, приводимые в действие от двух длинноходовых гидроцилиндров с использованием S-образного шибера (распределительного устройства), соединяющего попеременно каждый цилиндр насоса с бетоноводом. Таким образом, пока один бетонотранспортный цилиндр втягивает смесь из бункера, второй — через шибер нагнетает ее в бетоновод. В конце хода нагнетания ход приводных гидроцилиндров переключается, и одновременно изменяется положение шибера, бетонотранспортные цилиндры «меняются ролями». В современных моделях диаметр поршня лежит в пределах от 150 до 280 мм, ход поршня — от 1000 до 2400 мм, производительность — от 70 до 240 м³/ час.

Еще один важный элемент — стрела. Первые автобетононасосы имели стрелу ферменной конструкции с подвешенным к ней шлангом. Стрелы современных моделей насчитывают от трех до семи секций и достигают высоты от 16 до 86 м! Они представляют собой шарнирно-сочлененные металлоконструкции коробчатого сечения из высокопрочной стали, а для снижения веса верхние секции могут изготавливаться из углепластика. Своим основанием стрела крепится к опорно-поворотному устройству, механизм поворота может быть как реечного типа, так и с цилиндрической передачей с приводом от гидромотора через планетарный редуктор. Кинематика складывания стрел бывает трех типов: R-образная, когда секции укладываются по кругу; Z-образная, когда секции укладываются зигзагообразно (по типу плотницкого метра); RZ-образная, смешанная, когда первые секции свернуты по R-схеме, а последняя — в обратном направлении.

Металлический шарнирно-сочлененный бетоновод диаметром 100 или 125 мм прокладывается вдоль стрелы и заканчивается гибким рукавом длиной 3-4 м. С помощью последнего рабочие-бетонщики направляют поток бетонной смеси в нужное место. Бетоновод состоит из отдельных частей: прямых участков и колен, стыкующихся с помощью быстроразъемных соединений, что позволяет при необходимости их снимать для устранения пробок и промывки. Части бетоновода должны выдерживать давление смеси, т.к. подвержены интенсивному абразивному износу, поэтому они изготавливаются двухслойными: внутренняя труба — из износоустойчивой закаленной стали (твердость 63-67 HRC), наружная — из легированной стали с высоким пределом прочности на разрыв.


Телескопическая секция автобетононасоса Schwing S31XT позволяет проникать в самые труднодоступные места


Бетоновод повторяет кинематику стрелы


«Фишка» от Schwing: эллиптические передние опоры занимают меньше места в раме и позволяют разместить удлиненный насосный агрегат


Выносной пульт позволяет оператору точнее контролировать работу машины


Для безопасной работы автобетононасоса требуется площадка с твердым покрытием и уклоном не более 3°. В отличие от подъемных кранов, автобетононасосы не оборудуются противовесами, поэтому для повышения устойчивости с развернутой стрелой и компенсации уклона рабочей площадки с помощью гидропривода выдвигаются выносные опоры. Размеры опорного контура у топ-моделей могут достигать 196 м²! Интересная особенность: балки задних поворотных опор имеют большой внутренний объем, который успешно используется как емкость для воды и дизельного топлива. Конструктивно пары выносных опор бывают трех типов: передние выдвижные Х-образные — задние выдвижные; передние выдвижные Х-образные — задние поворотные; передние поворотные телескопические — задние поворотные.

Система управления рабочими органами — электрогидравлическая пропорциональная. Электроника «увязывает» оптимальные режимы работы двигателя шасси и регулируемого гидронасоса в зависимости от нагрузки, что влечет меньшие потери энергии, износ, уменьшенный расход топлива. Автобетононасосом дистанционно управляет один человек (оператор-водитель машины) с выносного беспроводного пульта, на экран которого также выводится информация о текущем состоянии машины. Современные модели имеют в своем арсенале системы, снижающие раскачивание стрел, режимы полуавтоматического разворачивания стрел, функции ограничения безопасной рабочей зоны.


Гидрораспределитель имеет рукоятки для аварийного сворачивания при отказе электроники


Типичная характеристика рабочей зоны автобетононасоса


«Рост» — 52 м. Специальная криволинейная форма звеньев стрелы позволяет им компактно укладываться в транспортное положение: длина машины не превышает 14 мВ комплектацию автобетононасоса входит система централизованной смазки шарниров, вместительный водяной бак (около 800 л) с подогревом, позволяющий работать при отрицательных температурах (до -10-15о). Воздушный компрессор позволяет очищать бетоновод, выталкивая остатки в место подачи бетона, а не обратно в приемный бункер. А это немало: бетоновод стрелы длиной 42 м, включая соединение с насосом, содержит примерно 600 л бетона! Другой способ очистки бетоновода заключается в следующем: в него закладывают через специальный лючок технологический шар, заполняют бункер водой и включают насос в обычном режиме.

Выпуском автобетононасосов занимаются порядка двух десятков фирм. Среди них: CIFA (Италия), Coime (Италия), Concord (Канада), Elba (Германия), Everdigm (Ю. Корея), IMER (Италия), Junjin (Ю. Корея), KCP (Ю. Корея), Klein (Германия), Laite-Saraka (Финляндия), Mecbo (Италия), Powercrete (Австралия), Putzmeister (Германия), Reed (США), Reich (Германия), Sany (Китай), Schwing (Германия), Sermac (Италия), Waitzinger (Германия), XCMG (Китай), Zoomlion (Китай), ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (Россия).

Индустрия монолитного бетона занимает прочные позиции в строительном бизнесе, а потребность в бетоне только растет. Постоянно совершенствуются используемые материалы и машины. Автобетононасосы выступают лишь звеном в бетоноукладочном комплексе. Их работа оказывается эффективной только при соответствующей подготовке и тесном взаимодействии всех участников технологической цепочки от растворобетонного узла до опалубки на объекте. Ну, а при грамотной эксплуатации эти высокотехнологичные машины уж точно не «подкачают».
Оцените статью:
27.06.2012, 14:01
9 725
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама