Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

На досуге Отслеживать:

Олдтаймеры Финляндии


Огромная парковка грузового терминала Киитолинья в финском городке Куопио до отказа забита яркими старыми грузовиками. Здесь проходит ежегодный съезд финской ассоциации старинного коммерческого транспорта.

Остается только позавидовать нашим северным соседям. На пять с половиной миллионов человек населения у них две дюжины клубов любителей старой техники. Каждый клуб специализируется на каком-то виде техники. Понятно, что большинство сосредоточились на легковушках, однако есть любители мотоциклов, тракторов, автобусов, танков или, скажем, самолетов.

Однако нас интересует организация, объединяющая любителей грузовиков. Она сокращенно называется VETKU и включает в себя несколько сотен человек. Как правило, это частники, имеющие одну-две машины, но есть и фирмы, и даже небольшие музеи.
Организация эта некоммерческая, и для вступления в нее требуется, в основном, желание. Сначала необходимо восстановить старый грузовик. Причем не так, как у нас — оставляя лишь внешнее сходство с оригиналом (зачастую и без этого), а тщательно, с сохранением оригинальных деталей, восстановлением двигателя, коробки передач, рамы и всего прочего.

После реставрации хозяин подает заявку, специальная экспертиза присваивает машине статус исторической ценности, и — милости просим в ассоциацию. Автомобиль регистрируется в аналоге ГАИ и получает специальные номера. Он облагается уменьшенными налогом и страховкой. Правила техосмотра соответствуют эпохе. Но и ездить по дорогам общего пользования раритету можно лишь в течение одного месяца в году.
Как правило, автомобили даже обуты в шины своего времени. Правда, надо сказать, что в мире существуют тысячи фирм, специализирующихся на выпуске исторических запчастей, от радиаторов до тех самых покрышек. А финны, к слову, самые передовые пользователи Интернета в мире, и этим благом умеют пользоваться как никто другой.

При этом подавляющее большинство восстановленных исторических ценностей обязано другой особенности Финляндии — ее скупой экономике. Проще говоря, страна озер небогата — и потому множество попавших сюда автомобилей использовались «до победного конца», а затем просто хранились в сарае. Так что в итоге создается ощущение, будто каждый старый автомобиль подвергся восстановлению.

Разнообразие техники велико. Много не только европейских, но и заокеанских машин. Здесь выставляются американские Ford, Chevrolet и Dodge, английские Fordson и Bedford, скандинавские Volvo и Scania. Дело в том, что в разные годы у финнов были различные партнеры в грузовой отрасли. С самого начала большую роль на местном рынке играли, естественно, соседи — Scania и Volvo, бывшие известными уже в начале 20 века. С тех же лет сильную конкуренцию им составляли «американцы». Однако после Второй мировой войны их место заняли «англичане». Интересно, что французских машин в Финляндии практически не было, а «немцы» занимали вовсе не такую большую нишу, как в прочих европейских странах.

Зато, опять же уникальное явление, Суоми охотно покупала машины социалистического лагеря, в том числе ГДР-овские IFA, чешские Tatra и особенно советские машины. Последние, кстати, до сих пор несут службу в финских вооруженных силах.

Но, конечно, первую роль на съездах старины играют машины собственного производства. Главным игроком грузового рынка исторически была Sisu, известная и у нас. За 75 лет своего существования она построила множество необычных машин, как и ее конкурент, малоизвестная в остальном мире марка Vanaja, сперва отделившаяся, а затем вновь поглощенная своим прародителем, Sisu. В свое время Vanaja заключила соглашение с английской фирмой AEC и устанавливала на свои машины двигатели, а зачастую и кабины этой марки. Прославилась Vanaja «в узком кругу» необычными колесными формулами, разработанными ею: 4 х 4 + 2. Это означает, что полноприводной двухосной машине «подкатывали» третью ось, как правило, подъемную.

Местные машины преимущественно использовались в главной для Финляндии - лесной отрасли. Лишь небольшое количество изготавливались для тяжелых или междугородных перевозок.

Антон Михайлов, фото автора
Оцените статью:
22.08.2010, 08:37
10 372
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама