Огромная парковка грузового терминала Киитолинья в финском городке Куопио до отказа забита яркими старыми грузовиками. Здесь проходит ежегодный съезд финской ассоциации старинного коммерческого транспорта.

Остается только позавидовать нашим северным соседям. На пять с половиной миллионов человек населения у них две дюжины клубов любителей старой техники. Каждый клуб специализируется на каком-то виде техники. Понятно, что большинство сосредоточились на легковушках, однако есть любители мотоциклов, тракторов, автобусов, танков или, скажем, самолетов.

Однако нас интересует организация, объединяющая любителей грузовиков. Она сокращенно называется VETKU и включает в себя несколько сотен человек. Как правило, это частники, имеющие одну-две машины, но есть и фирмы, и даже небольшие музеи.
Организация эта некоммерческая, и для вступления в нее требуется, в основном, желание. Сначала необходимо восстановить старый грузовик. Причем не так, как у нас — оставляя лишь внешнее сходство с оригиналом (зачастую и без этого), а тщательно, с сохранением оригинальных деталей, восстановлением двигателя, коробки передач, рамы и всего прочего.

После реставрации хозяин подает заявку, специальная экспертиза присваивает машине статус исторической ценности, и — милости просим в ассоциацию. Автомобиль регистрируется в аналоге ГАИ и получает специальные номера. Он облагается уменьшенными налогом и страховкой. Правила техосмотра соответствуют эпохе. Но и ездить по дорогам общего пользования раритету можно лишь в течение одного месяца в году.
Как правило, автомобили даже обуты в шины своего времени. Правда, надо сказать, что в мире существуют тысячи фирм, специализирующихся на выпуске исторических запчастей, от радиаторов до тех самых покрышек. А финны, к слову, самые передовые пользователи Интернета в мире, и этим благом умеют пользоваться как никто другой.

При этом подавляющее большинство восстановленных исторических ценностей обязано другой особенности Финляндии — ее скупой экономике. Проще говоря, страна озер небогата — и потому множество попавших сюда автомобилей использовались «до победного конца», а затем просто хранились в сарае. Так что в итоге создается ощущение, будто каждый старый автомобиль подвергся восстановлению.

Разнообразие техники велико. Много не только европейских, но и заокеанских машин. Здесь выставляются американские Ford, Chevrolet и Dodge, английские Fordson и Bedford, скандинавские Volvo и Scania. Дело в том, что в разные годы у финнов были различные партнеры в грузовой отрасли. С самого начала большую роль на местном рынке играли, естественно, соседи — Scania и Volvo, бывшие известными уже в начале 20 века. С тех же лет сильную конкуренцию им составляли «американцы». Однако после Второй мировой войны их место заняли «англичане». Интересно, что французских машин в Финляндии практически не было, а «немцы» занимали вовсе не такую большую нишу, как в прочих европейских странах.

Зато, опять же уникальное явление, Суоми охотно покупала машины социалистического лагеря, в том числе ГДР-овские IFA, чешские Tatra и особенно советские машины. Последние, кстати, до сих пор несут службу в финских вооруженных силах.

Но, конечно, первую роль на съездах старины играют машины собственного производства. Главным игроком грузового рынка исторически была Sisu, известная и у нас. За 75 лет своего существования она построила множество необычных машин, как и ее конкурент, малоизвестная в остальном мире марка Vanaja, сперва отделившаяся, а затем вновь поглощенная своим прародителем, Sisu. В свое время Vanaja заключила соглашение с английской фирмой AEC и устанавливала на свои машины двигатели, а зачастую и кабины этой марки. Прославилась Vanaja «в узком кругу» необычными колесными формулами, разработанными ею: 4 х 4 + 2. Это означает, что полноприводной двухосной машине «подкатывали» третью ось, как правило, подъемную.

Местные машины преимущественно использовались в главной для Финляндии - лесной отрасли. Лишь небольшое количество изготавливались для тяжелых или междугородных перевозок.

Антон Михайлов, фото автора