Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Бизнес Отслеживать:

СПбГПУ: городок в городе


Ольга Бурашникова, фото автора

На этот раз мы беседовали с деканом энергомашиностроительного факультета Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета, доктором технических наук Поршневым Геннадием Павловичем.

СПбГПУ: городок в городе– Университету 111 лет – это солидный возраст, а когда был основан ваш факультет и как он развивался? Что изменилось с годами его существования?

– Да, вы правы, у университета большая история. Он был заложен в 1899 году по Указу Николая II и инициативе Министра финансов С.Ю. Витте. Тогда он задумывался как некий научный городок. Сегодня кампус университета включает 15 учебных и 15 научно-производственных корпусов, 13 общежитий, 10 жилых зданий, Дом Ученых и спортивный комплекс. Весь этот «город в городе» расположен в парке, который уже более 100 лет для «политехников» является символом знаний и источником вдохновения.

Как известно, в 30-е годы прошлого века Политехнический институт был разделен на несколько отраслевых вузов. А в 1934 – опять объединен в один, и получил название «Ленинградский Индустриальный Институт». В этом же году был образован и энергомашиностроительный факультет. У него не менее интересная история. На сегодняшний день факультет является одним из крупнейших центров подготовки специалистов по теплоэнергетике, энергетическому и транспортному машиностроению. В 2009 году мы отметили его 75-тилетие.

С момента открытия факультета основной костяк кафедр остался прежним. Но поскольку мы стараемся идти в ногу со временем и должны отвечать реалиям современности, появились и новые направления и специальности обучения. Были образованы кафедры атомных и тепловых энергетических установок и промышленной теплоэнергетики.


– Какие кадры готовит ваш факультет? Какие есть направления подготовки на факультете?

– Факультет ведет подготовку инженеров, а также бакалавров и магистров по четырем направлениям: теплоэнергетика, энергомашиностроение, наземные транспортные средства и ядерная энергетика.

В области научных исследований и подготовки кадров факультет тесно сотрудничает с крупнейшими производственными предприятиями и научными центрами отрасли: Кировским заводом, заводом «Звезда», НПП им. В.Я. Климова, ЦКТИ им. Ползунова, ВНИИ Трансмаш, ЛАЭС, ОАО «АвтоВАЗ», Атомэнергопроект и другими. На факультете работают более 30 докторов и около 100 кандидатов наук.

– А какое самое популярное или, может быть, массовое направление обучения на вашем факультете?

– Самый большой набор производится по энергомашиностроению. Но если говорить о наборе на специальности, то наибольший набор на специальности «Автомобиле- и тракторостроение» и «Многоцелевые гусеничные и колесные машины».

– Как организован учебный процесс? На чем сделаны основные акценты?

– Учебный процесс проходит, как и полагается, высшему учебному заведению, в рамках лекций, семинаров, курсовых работ и проектов. После 3-го и 4-го курсов студенты отправляются на производственную практику. А уже на 6-м курсе начинается преддипломная практика и подготовка дипломной работы. Проектами могут стать не только теоретические исследования, но и новые изобретения. Так, например, студенты создают проекты новых агрегатов, автомобилей, трансмиссий, двигателей.

– Расскажите поподробнее о направлении автомобилестроения и гусеничных машин? Касается ли это грузовых автомобилей?

– Кафедра колесных и гусеничных машин (КГМ) - самая крупная выпускающая кафедра СПбГПУ. Она помещается за пределами основной территории университета и располагает специализированными кабинетами, лабораториями, библиотекой.

Кроме собственных помещений, кафедра имеет два филиала при промышленных предприятиях и в научных организациях:
ОАО «ВНИИТрансМаш», ОАО «Спецмаш».

Профиль кафедры - подготовка конструкторов в области автомобиле– и тракторостроения, транспортной гусеничной техники, специального транспортного машиностроения.

При кафедре работает автошкола, в которой студенты кафедры могут без отрыва от основной учебы на льготных условиях получить квалификацию водителя автомобиля категории "В".

Кроме того, при кафедре также работает лаборатория электродвижения, занимающаяся вопросами разработки и отладки роботизированных колесных и гусеничных машин различного назначения (МГТС для людей с ограниченными возможностями, шасси роботов-саперов, специальных машин, в том числе способных преодолевать лестничные марши и другие препятствия).

А в прошлом году кафедра отметила 100-летие с начала обучения по автомобильной специальности.

– А насколько направление гусеничных машин популярно сейчас?

– К сожалению, не могу сказать, что очень популярно. Это связано с непростой ситуацией в отрасли. Так же, как и в тракторостроении. Очевидно, что российские производители на данном этапе не могут изготавливать конкурентоспособный товар. Даже выйдя на улицу сегодня, мы редко увидим снегоуборочную машину отечественного производства. Абитуриенты и их родители понимают эту ситуацию, поэтому при выборе профессии стараются отдать предпочтение более востребованным специальностям.


– Насколько сейчас востребована профессия в автомобилестроении и сколько выпускников вы впускаете каждый год по этому направлению? Где зачастую они работают?

– Профессия достаточно востребованная, но на сегодняшний день у нас осталось очень мало заводов, которым бы требовались хорошие проектировщики и инженеры. В Санкт-Петербурге построено много зарубежных заводов, где нужна только сборка, а не создание новых конструкторских технологий. Да, безусловно, наши студенты работают и на заводе Scania, и Ford, и Toyota, но этот уровень намного ниже, чем студенты могут продемонстрировать непосредственно в качестве конструкторов. Хотя, конечно, в университете достаточно сильная подготовка, поэтому выпускники могут легко адаптироваться к разным условиям работы.

– Есть ли примеры, когда выпускники уезжают работать за границу, например, на те же автомобильные заводы и существуют ли на факультете, программы обучения по межвузовому обмену?

– Примеры такие есть, но они не массовые. В том, что касается обмена, у нас есть программа обмена с Лодзинским техническим университетом. Кроме этого, мы посылаем некоторых студентов в Германию по программе встроенного обучения.

– Какие перспективы развития отношений между бизнесом и высшей школой в области автомобилестроения Вы видите? И есть ли они вообще сейчас?

– На данном этапе сказать очень сложно, так как вся отрасль автомобилестроения сейчас переживает переломный момент. Правительство пытается привлечь внимание к этой проблеме всех, однако именно представители бизнеса наименьшим образом заинтересованы в этом.

– А где вы сами учились? И как вы стали его деканом?

– В 1965 году я с отличием окончил Политехнический институт на кафедре «Гусеничных машин», стал аспирантом, работал над кандидатской, а потом и докторской диссертацией. В 1999 году на факультете состоялись выборы декана. Голосованием выбрали меня. И с тех пор я – декан ЭнМФ.

– Каким бы вы хотели видеть журнал о транспорте?

– Хотелось бы, чтобы там можно было прочитать мнения и интервью не только деканов, но и простых преподавателей, аспирантов, студентов и, конечно же, представителей промышленности.
Оцените статью:
11.02.2011, 10:19
6 975
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама