Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Бизнес Отслеживать:

ПГУПС: всегда высокий уровень



Продолжая серию публикаций о взаимодействии высшей школы и бизнеса в области транспорта, о подготовке кадров в Санкт-Петербурге мы обратились с рядом вопросов к декану факультета «Управление процессами перевозок» Петербургского университета путей сообщения, профессору Петру Кирилловичу Рыбину.

В 1986 году он стал выпускником этого факультета, который тогда носил название «Эксплуатационного», а затем поступил в аспирантуру, работал преподавателем, защитил кандидатскую диссертацию. В 2004 году был избран деканом факультета.


– Петр Кириллович, расскажите, какие традиции сложились за 81 год существования Факультета Управления процессами перевозок Петербургского университета путей сообщения?


– Да, вы правы, нашему университету более 200 лет, а факультет действительно был основан 14 декабря 1929 года. Первым его деканом стал крупный специалист-железнодорожник А.Г.Статкевич. За предвоенные годы факультет выпустил около 1000 инженеров. В годы Великой Отечественной войны с сентября 1942 г. факультет продолжал работу в Москве, а с начала 1944 занятия возобновились в Ленинграде. Более чем за 80 лет своего существования мы подготовили порядка 10 тыс. инженеров. Нужно отметить, что до 90-х годов XX века факультет выпускал не более 100 специалистов в год. Сейчас эта цифра удвоилась. Что касается факультетских традиций то это, прежде всего, тесное сотрудничество преподавателей и студентов, камеральность образования, дружба и товарищество. Помимо общих университетских мероприятий, среди старинных традиций факультета есть День встречи его выпускников, который проводится в первый понедельник апреля ежегодно, и об этом помнят все, кто учился у нас.

Помимо этого, многие молодые люди приходят сюда по стопам своих родителей, и даже дедушек и бабушек. А для нас это большая ценность, мы гордимся нашими династиями «движенцев», ведь именно так на железной дороге называют наших выпускников.

Многие общественные деятели: министры путей сообщения, руководители крупных предприятий были выпускниками ПГУПС. Сложно ли в наше время придерживаться заданного высокого уровня в образовании?

– Мы стараемся придерживаться этого высокого уровня всегда. Именитыми выпускниками очень гордимся и помним их. Кроме того, они сами всегда участвовали и участвуют в наших мероприятиях, читают лекции, выступают перед преподавателями, рассказывают о новых проектах, всячески помогают вузу и факультету. Например, в прошлом году в стенах этого здания прошла встреча выпускников, закончивших образование здесь 50 лет назад, в рамках которой состоялась беседа выпускников 1959 и 2009 года.


Специализация Факультета касается строго железнодорожного транспорта или же затрагивает другие аспекты процесса перевозок?

– Мы стараемся уделять внимание не только железной дороге, хотя и считаем ее основным работодателем для наших выпускников. На нашем факультете имеются кафедры, работа которых связана с определенными сферами транспортного бизнеса. Так, например, кафедра «Управление эксплуатационной работой» преимущественно ориентирована на вопросы оперативного управления и организации перевозок, кафедра «Информатика и информационная безопасность» занимается вопросами защиты информационных потоков, поскольку сегодня безопасность информации играет очень важную роль и влияет на многие процессы в бизнесе. Есть так же кафедра «Логистики и коммерческой работы», на которой преподаются дисциплины, связанные с коммерческой деятельностью транспортных структур и транспортной логистикой. Поэтому наших выпускников берут на работу, как в железнодорожные, так и в другие компании. Например, я сам читаю студентам дисциплину «Общий курс транспорта», т.е. знакомлю их с деятельностью других видов транспорта, помимо железнодорожного.

Как организован учебный процесс? На чем сделаны основные акценты?

– Учебный процесс, помимо традиционных занятий, лекций и семинаров, включает в себя интересные практические занятия, по сути дела деловые игры. Например, на факультете работает уникальный учебный центр управления перевозками, где студенты моделируют различные ситуации, управляют движением грузовых и пассажирских поездов и получают именно практические навыки работы непосредственно по своей специальности, более того, в конкретной должности. Кроме этого, есть ежегодные практики, в том числе станционная практика, где ребята получают навыки работы на реальных железнодорожных объектах. Кстати, следует отметить, что у нас в вузе реализована возможность получения студентами на втором курсе рабочей профессии по своему профилю.

Недавно при нашей партнерской поддержке в С-Петербурге был создан специальный Центр международной логистики ОАО «РЖД» и «Дойче Бан АГ» при СПБГУ. И сейчас в авторском классе при этом центре обучаются 15 студентов факультета «Управление процессами перевозок».

Наш факультет не стоит на месте, к концу этого года мы готовим программу по созданию еще одного учебного центра, но уже по транспортно-логистическим технологиям.

Участвуют ли студенты в отраслевых форумах и конференциях?

– Да, участвуют, но хотелось бы, чтобы это было чаще. Практически ежегодно наши студенты бывают с ознакомительными поездками в Лаппеенранту в Технологический университет, в Коуволу в Университет прикладных наук. Есть ребята, которые обучаются по системе «два диплома», но пока таких немного, есть специфика нашей базовой специальности. Поэтому в основном мы ориентированы на публикации студенческих работ в отечественных вузовских сборниках научных статей, хотя есть публикации наших студентов и в финских сборниках. А также мы стараемся привлекать их к участию в выполнении грантов с нашими партнерами в Финляндии и Германии.

Совмещение работы и учебы – это уже традиция. Может ли факультет обеспечить студентов трудоустройством на предприятиях Санкт-Петербурга?

– В этом году в университете проводится ярмарка вакансий, куда мы приглашаем представителей различных транспортных компаний, проектных институтов и организаций, которые могут прийти, встретиться с нашими студентами. Кроме того, ежегодно в феврале у нас проходит мероприятие, аналогичное тому, что в советское время называлось «распределением», где мы оказываем нашим студентам V курса содействие в трудоустройстве по окончании вуза. Сейчас наши выпускники работают в таких компаниях как ОАО «РЖД», «Евросиб», «РВД - сервис», «Интертерминал» и многих других. Бывает так, что мне звонят наши бывшие выпускники, сейчас - руководители крупных компаний, и просят дать рекомендацию на конкретного студента.


Для того, чтобы обучение на Факультете было актуальным, нужно следить за тенденциями рынка и новыми технологиями. Как это удается специалистам Университета?

– Профессора факультета постоянно посещают конференции, ездят на открытие новых реальных транспортных объектов, участвуют в семинарах, выполняют совместные работы с крупными компаниями, в том числе в области логистики.

Какую деятельность выбирают ваши выпускники после окончания Университета?

– По окончании вуза непосредственно с движением поездов в дальнейшем работают около 70 % выпускников, поскольку это наше наиболее популярное направление. Затем около 20-25% наших студентов выбирают инженерные должности, не связанные напрямую с оперативным управлением перевозками, и около 5% - идут в управление в другие сферы производства и бизнеса.

На сегодняшний день, по Вашему мнению, каково состояние рынка железнодорожных и интермодальных перевозок на Северо-Западе?

– Рынок интермодальных перевозок пока у нас на стадии развития. Если говорить, в общем о рынке перевозок, то очевидно, что экспорт преобладает над импортом. Да, в основном это сырьевые перевозки, транспортировка первичной промышленной продукции и металлов. Но это характерно не только для Северо-Запада, а и для России в целом. Это наше настоящее. А вот переход на перевозку продукции нашего производства, увеличение объема контейнерных перевозок – это задача для всей страны, как для производителей, так и для транспортников на будущее. Вот, тогда эффективность интермодальных перевозок будет выше.

Существует ли в нашей стране надежная альтернатива железнодорожному транспорту, если говорить о перевозках?

– Боюсь, что нет. У грузовых железнодорожных перевозок есть несравнимые преимущества перед автомобильными, скажем, в грузоподъемности подвижного состава, а, следовательно, в объемах перевозки, в развитости железнодорожной сети. Помимо этого, автотранспорт оказывает более существенное влияние на экологию. Конечно, уже есть движение в сторону автомобильного электротранспорта, но надо смотреть реальности в глаза. Есть компании, которые производят бензин, и им это невыгодно. Поэтому еще ближайшие 70 лет такие новшества не будут иметь большого успеха. Есть перспективы у внутреннего водного транспорта, но необходимы существенные инвестиции в восстановление и развитие его инфраструктуры.

На самом деле, я вижу перспективу в развитии смешанных перевозках с участием железнодорожного и водного транспорта, железнодорожного и автомобильного транспорта - вот куда следует направлять усилия, как в техническом, так и в технологическом плане. А это означает одно – существование взаимодействия видов транспорта при наличии межвидовой транспортной конкуренции.

Каким бы Вы хотели видеть журнал о грузовом транспорте?

– Хотелось бы, чтобы это была некая разумная компиляция научной теории и практики.


Ольга Бурашникова, фото автора
Оцените статью:
12.12.2010, 10:00
6 905
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама