С грузовиками японской марки Hino мы читателей уже знакомили, сначала с легкой серией 300, затем со средней 500. Теперь пришла очередь самосвала тяжелой серии 700, продажи которой стартовали в России.
Выбранная для РФ спецификация подобрана специально из нескольких сотен, имеющихся у производителя. Кабина — типично японская, высокопрочная, на пневмоподвеске с большой площадью остекления и удобными комбинациями приборов. Поскольку эта же кабина устанавливается на магистральные тягачи, она оснащена спальным местом. Оно, конечно, неширокое, но отдохнуть во время погрузки можно с комфортом. Само собой, японский самосвал изобилует «электропримочками» — регулировкой и обогревом зеркал заднего вида, стеклоподъемниками, и даже электроподъемником кабины.
Порадовало и наличие кондиционера, и качество отделки кабины.
Рабочее место скомпоновано грамотно, щиток приборов легко читаемСпальное место рассчитано на кратковременный отдыхВ отличие от многих конкурентов, кабина обшита изнутри полностью качественным мягким материалом. Посадочных мест — три, сиденье водителя — эргономическое на пневмоподвеске, да еще и с подогревом. Само собой, есть регулировка руля в широких диапазонах, а также амортизирующая подвеска педального узла. Разумеется, должное внимание при разработке элементов было уделено безопасности водителя, в частности, этому служат усиленная в передней части рама, дверная балка, энергопоглощающий бампер и деформируемая рулевая колонка.
Рядный 6-цилиндровый двигатель E13C-TL выдает 410 л.с при 1800 об/минПодкапотное пространство плотно занято, лишнего места нетПод кабиной — рядный 6-цилиндровый дизель HINO E13C собственной конструкции мощностью 410 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель вполне передовой, с непосредственным впрыском «common rail» марки DENSO, турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Хотя максимальный крутящий момент 1618 Нм при 1100 об/мин не самый высокий в классе, удельная мощность — больше 13 л.с. на каждую тонну массы.
Коробка передач на Hino 700 тоже собственная, 8-ступенчатая синхронизированная. Управлять ею не сложнее, чем на легковом автомобиле. Из полезных систем на борту присутствуют антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы.
Сцепление — однодисковое, сухого типа, с пневоприводом. Рулевое управление, понятно, снабжено гидроусилителем.
Мощная рама и рессорная подвеска показывают готовность к тяжелой работеКомбинированная передняя подвеска, рессоры + амортизаторДанный «семисотый» не рассчитан на внедорожное использование, это явно не «карьерник» — дорожный просвет невелик, но этот самосвал оснащен межосевой блокировкой дифференциала. Однако конструкция главного носителя груза — рамы — вызывает уважение. Ведь выполнена она по принципу «лонжерон в лонжероне» общей толщиной 16 мм (9+7), а к ней сверху приклепаны полосы надрамника. Шасси приспособлено для тяжелых условий эксплуатации — зависимая рессорная подвеска, крепления колес «на футорках», барабанные тормоза.
Самосвальный кузов с задней разгрузкой российского производства (на данном экземпляре — «Интерпайп-ван», возможны также «Автомастер» и японский) объемом 17 куб. м, выполнен грамотно и тщательно. Так, покрытие узлов и деталей кузова выполнено полиуретановой краской Sikkens Redox с предварительной дробеструйной обработкой.
Угол подъема кузова с передней установкой итальянского гидроцилиндра — 49 градусов. Кроме того, здесь есть очень нужная для северных широт опция — отключаемый обогрев кузова подводом отработанных газов.
Вызывают уважение и продуманные мелочи. Так, закрепленные под кузовом блоки задних фонарей находятся в зоне наименьшего возможного повреждения. При этом они убраны в мощную защитную решетку. А с обеих сторон задней тележки установлены стальные брызговики на кронштейнах кузова и на шасси, защищающие от повреждений топливный бак и тормозные ресиверы.
Топливный бак на 350 л, но есть много свободного места для дополнительногоТопливный фильтр защищен от пыли, грязи и брызг специальным щиткомКстати, объем топливного бака с подогревом — 300 л, чего вполне достаточно для работы на коротком плече, однако полно места для установки бака большего объема. Порадовало наличие топливного фильтра с подогревом Separ — 2000.
Попробовали мы самосвал и на ходу. Конечно, без загрузки теста по полной программе не вышло, но для получения общего впечатления этого было достаточно. Посадка водителя удобна, настроек сиденья и руля хватает. Обзорность прекрасна, зеркала расположены удобно, щиток приборов не бликует, а его показания понятны.
Задние фонари грамотно защищены от камнейДа и на ходу машина ведет себя правильно. Реакция на газ хорошая, переключения передач очень четкие, без усилий. Тяги мотора хватает, управляемость тоже на высоте. Очень понравилась звукоизоляция — мотора практически не слышно.
В общем, это вполне гармоничный самосвал для обычного использования, современной разработки и хорошего качества. Если производитель сумеет предложить привлекательную цену — у Hino 700 в России большое будущее.
АРХИВНАЯ ПОЛКА
Первое пришествие HinoИнтересно, что знакомство с автомобилями Hino, причем тяжелого класса, началось вовсе не сейчас, а еще сорок лет назад. Конечно, «широким массам» советского народа пообщаться близко с машинами не довелось, однако специалисты и избранные водители получили возможность познакомиться с достижениями японского автопрома.
Еще в 1970 г. 14 японских грузовиков были закуплены для опытной эксплуатации на предприятиях «Хабаровсклесстроя». Среди них было и 3 экземпляра восьмитонных самосвалов Hino TL 24. После 20 000 км пробега были выявлены: разрушение подшипников заднего моста, люфт в рулевом механизме, повреждения пневмогидроцилиндров тормозов, размещенных на заднем мосту. Все эти проблемы были вызваны эксплуатацией в условиях серьезного бездорожья.
В то же время все отмечали достоинства японских машин. Интересно, что по итогам теста в отчете было отмечено: «Руководство треста с большой готовностью согласно получить японские машины в обмен на самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 или МАЗ-503».
Hino ZM на ресурсных испытаниях, проводившихся на Дмитровском полигоне. 1976 г.Испытания Hino ZM в реальных условияхHino ZM сравнивали с продукцией Камского автозавода и фирмы Magirus. В знаменитом тендере БАМа в итоге победил MagirusОднако на этом история не закончилась. В 1976 г. было закуплено еще несколько грузовиков Hino, среди них бортовые машины и 14-тонные самосвалы 6х4 семейства ZM. В этот раз ресурсными испытаниями занимались профессионалы — специалисты НИЦИАМТ. Они отмечали множество передовых по тем временам технических решений. В частности, внимание спецов привлекли знаменитые безнаддувные дизели большого объема и 4-ступенчатые демультипликаторы, увеличивавшие число передач до 16.
Машины Hino сравнивались с другими зарубежными аналогами, а также с передовыми по тем временам самосвалами КамАЗ-5511. По итогам опытной эксплуатации предпочтение было отдано машинам немецкой марки Magirus. Это было вызвано преимуществами воздушных дизелей, ведь машины предназначались для БАМа. Не будь у «Магируса» этих моторов, как знать, возможно, 10 000 самосвалов именно марки Hino было бы закуплено для Сибири...