Погоня за лошадиными силами вновь вывела фирму Scania в лидеры. Титул самого мощного серийного грузовика опять у нее. Планка поднялась до 730 «лошадей».
В связи с началом производства новейшего двигателя модельный ряд грузовых автомобилей Scania V8 — базирующийся на Scania R-серии, признанной лучшим грузовиком 2010 года, — обретает новую индивидуальность, которая отражает прочную позицию, занимаемую этими моделями на рынке, среди водителей, а также владельцев транспортных средств.
Грузовики Scania V8 доминируют в сегменте рынка грузовых автомобилей большой мощности, где составляют свыше половины общего объема продаж машин с мощностью двигателя порядка 600 л.с. и более. Взыскательным покупателям Scania V8 теперь предоставлена возможность выбора любого из четырех вариантов грузовика, различающихся мощностью установленных на них двигателей.
Владельцы и водители Scania V8 обычно очень гордятся своими машинами и хотят представить их в наилучшем свете, зачастую используя для этого различные декоративные элементы, размещаемые внутри и снаружи автомобиля. Начиная с сентября 2010 г. все грузовики Scania V8 получат такие элементы дизайна, которые будут отличать их от других грузовых автомобилей Scania, формируя тем самым новую визуальную базу для дальнейшего укрепления имиджа компаний-операторов.
Внешний облик, в частности, будет дополнен хромированным фирменным знаком Scania, индексом модели и эмблемой V8 на передней части автомобиля, а также хромированной окантовкой вокруг воздухозаборников. Выполненная в особом стиле выхлопная труба с хромированной защитной панелью с левой стороны автомобиля (с боковыми обтекателями шасси, имеющими малое аэродинамическое сопротивление).
Внутреннее оформление будет подчеркнуто особым дизайном металлических педалей с резиновыми накладками, эмблемой V8 на панели приборов и накладке порога двери, эмблемой на пульте дистанционного управления центральным замком.
Мощности двигателей грузовиков Scania V8 перекрывают весь диапазон от 500 до 730 л.с. При этом крутящий момент начинается с 2400 или 2500 Нм и достигает весьма внушительной величины 3500 Нм, обеспечивая тем самым отношение крутящего момента к мощности в пределах от 4,8 до 5,0 и, следовательно, ездовые качества, типичные для Scania.
Моторы могут поставляться в следующих исполнениях по экологической безопасности: Евро-3 (500 л.с., 2400 Нм; 580 л.с., 2700 Нм), Евро-4 (500 л.с., 2400 Нм; 560 л.с., 2700 Нм; 620 л.с., 3000 Нм), Евро-5 (500 л.с., 2500 Нм; 560 л.с., 2700 Нм; 620 л.с., 3000 Нм; 730 л.с., 3500 Нм) и EEV 1 (730 л.с., 3500 Нм).
Часть модельного ряда модульных двигателей Scania имеет унифицированные компоненты с рядными и другими двигателями Scania V8, что облегчает ТО и поставку запасных частей, а также профессиональную подготовку автомехаников. Традиционная конфигурация двигателя с раздельными головками цилиндров облегчает его техническое обслуживание.
Из других особенностей отметим применение системы Scania XPI (аналог Common Rail) с общим нагнетательным трубопроводом, обеспечивающим как одиночный, так и многократный впрыск вне зависимости от положения распредвала, максимального давления впрыска топлива, достигающего 2400 бар, турбонагнетателя Scania VGT с изменяемой геометрией, позволяющего регулировать давление наддува и скорость вращения турбины практически независимо от оборотов двигателя, что обеспечивает лучшую приемистость двигателя на малых оборотах и более быстрое переключение передач системой Scania Opticruise.
Система управления работой двигателя Scania контролирует все связанные с ним системы,
имеющиеся на грузовике, включая систему снижения токсичности отработавших газов (SCR), и при этом взаимодействует со всеми другими системами автомобиля.
Двигатели Scania V8 известны оптимальным расходом топлива в тяжелых условиях работы при том, что они весьма экономичны и при небольших нагрузках. Большой крутящий момент на низких оборотах обеспечивает возможность дополнительной экономии топлива из-за установки на грузовик заднего моста с меньшим передаточным числом. Кроме того, Scania предоставляет владельцам транспортных средств возможность в целях снижения выбросов продуктов сгорания, в состав которых входит углерод, использовать для своих грузовиков горючее, содержащее до 100% биодизельного топлива.
Эти двигатели отрегулированы таким образом, что для облегчения начала движения развивают большой крутящий момент уже при оборотах холостого хода. Максимальный крутящий момент достигается с 1000 мин-1. Наклон кривой изменения крутящего момента точно соответствует подъему кривой мощности, создавая тем самым «запас мощности» при движении на подъем — по мере падения оборотов двигатель работает устойчивее, что обеспечивает автомобилю превосходные ездовые качества. Отбор мощности происходит плавно во всем используемом диапазоне оборотов двигателя.
На грузовых автомобилях с новейшим особо мощным двигателем V8 устанавливается однодисковое сцепление с увеличенным прижимным усилием. На них используется усиленный вариант коробки передач Scania с демультипликатором и ускоряющей передачей (12-ступенчатая, с двумя ползущими передачами), отличающийся шестернями, прошедшими двойную дробеструйную обработку, и обновленной геометрией зубчатых колес. Максимальный крутящий момент достигается на трех высших передаточных отношениях, что обеспечивает максимальные ездовые качества при движении автомобиля
по трассе. На низших передачах крутящий момент снижается на 5-6%, но по-прежнему превышает все возможные предложения из имеющихся на рынке.
Новейший двигатель V8 предлагается только в комбинации с системой Scania Opticruise, поставляемой либо в полностью автоматизированном варианте, либо с педалью сцепления, причем в обоих случаях в этой системе используется недавно внедренное и существенно переработанное программное обеспечение. По желанию заказчика возможна установка ретардера Scania.
Сергей Николаев, фото Scania.