Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

СпецтехникаОтслеживать:

Смотрите
фото по теме

Хранители чистоты. Мусоровозы JOAB из Санкт-Петербурга


Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора
Честно сказать, даже предположить не мог, что визит в «мусоровозное автохозяйство» окажется столь продуктивным. Давненько мне не доводилось получать столько новых знаний о спецтехнике за один день.



Все началось еще на входе. Признаться, в качестве «конторки управляющего» я ожидал увидеть максимум «коробку» из белого кирпича военной кладки, сработанную в стиле хрущевских пятиэтажек. Но на Люботинском проспекте я уперся в ухоженный, аккуратно покрашенный особнячок с белыми колоннами. Питер — и в самом деле культурная столица.

За особнячком — достаточно большая территория, где и располагается «автохозяйство» — Автопарк №1 «СпецТранс». Несколько любопытных выяснившихся фактов об этом предприятии: Автопарк №1 «СпецТранс» — самый крупный в России поставщик услуг в области обращения с отходами, обладающий опытом работы с 1936 г. Более 400 специализированных грузовиков ежегодно вывозят около миллиона тонн отходов, обслуживая 1,5 миллиона жителей и более двадцати тысяч корпоративных клиентов, среди которых, например, Константиновский дворец.

Уже третий год на территории Автопарка №1 «СпецТранс» в сотрудничестве со шведской фирмой JOAB, питерским филиалом ООО «МАН Трак энд Бас РУС» и ООО «Механический завод «Спецтранс» существует сборочное производство автомобилей-мусоровозов. Оно-то нас и интересует.


Производство

Изначально сборку организовывали «для себя». В 2010 г. руководство «СпецТранса» приняло принципиальное решение переходить с отечественной техники на европейскую. Одним из путей оптимизации затрат и стала организация производственного участка.

В январе 2011 г. в Швеции был заказан первый кузов. В мае он пришел в Санкт-Петербург, и в этом же месяце был собран первый мусоровоз. В июне первая машина приступила к работе. Затем были заказаны еще 15 кузовов. По какому принципу работает сборочное производство в «СпецТрансе»?

Петербуржцы получают из Швеции кузов с уже установленными гидроцилиндрами, смонтированной прессовочной плитой. Так называемый установочный комплект — гидрошланги, электрика, фурнитура — приходит отдельно.

Перед монтажом кузова дорабатывается базовый грузовик MAN, который приходит в «СпецТранс» в виде рамного шасси. Сначала обрезают задний свес рамы, укорачивая таким образом монтажную длину до необходимого для шведского мусоровозного кузова размера. Штатный ресивер при этом из «хвоста» переносят ближе к топливному баку.

Установочный электро- и гидрокомплект JOAB соединяют со штатными разъемами автомобиля MAN. Затем уже устанавливается гидронасос — сердце спецнадстройки. После чего на раму монтируется сам кузов, электрокоммуникации которого соединяют с электронным блоком управления — «мозгом» мусоровоза, к тому времени уже интегрированным под центральную консоль кабины. Затем подключается камера заднего вида, изображение с которой выводится на монитор, установленный справа от водительского приборного щитка.


Внутрикабинный пульт управления разгрузкой — сенсорный. Рядом с ним располагается экран камеры заднего вида


Спецавтомобиль

«Анаконда — змея из семейства удавов. Самая крупная из всех змей планеты, достигает в длину до 10 м. Эта змея живет в больших реках и болотах Южной Америки. Пищу ее составляют рыбы, гады, молодые аллигаторы, птицы и мелкие млекопитающие. Туземцы усердно преследуют ее из-за ее вкусного мяса». Именно так рассказывал об анаконде энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Anaconda — такова торговая марка мусоровозов фирмы JOAB, сборкой которых занимаются в Санкт-Петербурге. «Спецтрансовская» Anaconda гадами и молодыми аллигаторами, конечно, не питается, по «поглощать» ей приходится самую разную «добычу».

Чего только не выкидывают в мусорные контейнеры! Мне показывали фотографии заполненных контейнеров, где среди обычных бытовых отходов виднелись кресла-кровати, бетонные обломки и двигатели от «Жигулей». И все это в обычных дворовых контейнерах! Именно с таким «материалом» зачастую и работает JOAB Anaconda. Вот почему мусоровозу нужна мощная гидравлика.

А вот зачем тяжелому мусоровозу нужна регулируемая пневматическая подвеска, мне поначалу было не совсем понятно. Оказалось, причина банальна — особенности дворов спальных районов, заставленных легковушками. Регулировка клиренса по высоте позволяет заезжать колесом на бордюр, минимизируя раскачку кузова, чтобы не зацепить припаркованные автомобили. Иногда даже сантиметры регулировок имеют значение. Да и при «порожнем» пробеге машина на пневмоподвеске идет более плавно.

Как видно из обозначения базового шасси — MAN TGS 26.350 6x2-2 BL-WW — только один из мостов здесь ведущий. Это второй мост. Третья ось имеет односкатную ошиновку. Кроме этого она подъемная и подруливающая. Подъем оси «экономит» шины при движении в разгруженном состоянии, а возможность подруливания снижает радиус разворота почти на два метра. В кабине мусоровоза установлена цифровая индикация нагрузки на оси, которая позволяет предотвратить повреждения пневмоподвески вследствие перегруза. Полная масса, кстати, здесь достаточно солидная — 26 т.

Мощность двигателя MAN D2066LF03 составляет 350 л.с. Этот показатель признан той самой «разумной достаточностью». Мусоровоз — не «дальнобой» и со скоростью 90 км/ч по трассам не «ходит».

Еще один интересный нюанс базового шасси — установка специального остановочного тормоза позволяет водителю при частых остановках, что неизбежно при сборе мусора, не удерживать автомобиль педалью рабочего тормоза с последующим включением тормоза стояночного. Для этого достаточно использовать переключатель на панели приборов. Такой режим актуален, например, при опорожнении городских урн.

Занимается опорожнением урн отдельный грузчик, а то и двое. Кстати, именно для того, чтобы в кабине вместе с водителем размещались двое грузчиков, по отдельно обговоренному требованию «СпецТранса» филиал ООО «МАН Трак энд Бас РУС» поставляет шасси с дополнительно установленным третьим пассажирским сиденьем.

В Европе от урны к урне грузчики перемещаются, стоя на специальных раскладных подножках в задней части надстройки. В России ПДД это запрещают. Поэтому грузчики вынуждены постоянно возвращаться в кабину, если урны относительно далеко друг от друга или бежать рядом с машиной, если от урны до урны — пару десятков метров.

Тем не менее, нельзя не отметить интересный конструктивный нюанс, связанный с этими подножками. Дело в том, что подножки не простые, а «умные». В целях безопасности при вставании человека на них блокируется функция прессования и включается электронный ограничитель скорости автомобиля, блокирующий все попытки развить скорость выше 30 км/ч.


Боковой пульт управления циклом прессования и выгрузкой

Вообще безопасности работы здесь уделено, без преувеличения, огромное внимание. Взять хотя бы разгрузку. Подъем заднего модуля можно осуществить командой из кабины, а вот команду на спуск можно дать только с внешнего пульта. Причем одновременно нужно нажать две кнопки на пульте, чтобы исключить даже малейшую вероятность случайного срабатывания. Мера безопасности прямо как в РВСН - для запуска ядерной ракеты тоже нужны две кнопки, как и для опускания приемного модуля мусоровозного кузова. Почему так? Водитель должен видеть, что в мусоприемник или под опускающийся довольно массивный задний модуль не попало что-либо или кто-либо посторонний.

«А что — были случаи?» — спросил я. «Слава Богу, нет, не было», — ответил главный конструктор. Но мы-то с вами знаем, что случаи были! И миллионы кинозрителей знают, что случаи попадания человека в мусоровоз известны. Даже известны необходимые условия, для того, чтобы все закончилось благополучно. Чтобы выжить внутри мусоровоза, вы должны быть уволенным 29-летним топ-менеджером крупного международного банка по имени Макс, ищущим свое место в этом мире, то есть главным героем фильма «Дyxless».

А если серьезно, то прессующая плита мусоровоза развивает усилие в 2,5 кг на квадратный сантиметр (!) и за 16 секунд может сделать из стиральной машины плоский блин. Гидравлическое давление — 255 бар. Выжить внутри мусоровоза во время цикла прессования — нереально. Отсюда и столько мер безопасности.

Поэтому на всех трех внешних пультах есть большая красная кнопка, попасть по которой в «случае чего» можно даже коленом или головой. Это «стоп всему». Нажатие этой кнопки блокирует всю гидравлику. Затем надо нажать желтую кнопку. Это «обратный цикл».

В экстремальной ситуации оператору не нужно задумываться о последовательности действий. Умная электроника все выполнит сама в нужном порядке, «проигрывая» назад каждую операцию.

Повторюсь, аварийные кнопки есть на всех пультах. Пультов управления, кстати, у мусоровоза столько, что позавидует иной домашний кинотеатр. Только на самой надстройке пультов — три. Есть еще пульт в кабине и выносной радиопульт дистанционного управления.

Но знаете, что меня удивило больше всего в этой машине? Только не смейтесь… Лопата! В комплектацию каждого мусоровоза входит лопата для разравнивания отходов в мусороприемнике. И ее тоже везут из Швеции! Интересуюсь: «А почему наша отечественная лопата не подходит?» В ответ я получаю 15-минутную лекцию о роли и важности правильных лопат в технологиях санитарной очистки города, но краткий смысл в том, что она удобная и легкая. Беру в руки и не верю своим ощущениям — невероятно легкая! И какая-то особенно удобная. Не знаю, из какого дерева сделан черенок, но явно особой породы. Рабочий лоток этой лопаты тоже из какого-то легкого металла, а на рукоятке красивое клеймо «Karlstad Redskap. Svenskt Hantverk sedan 1918». В вольном переводе — «Шведское ремесло артели Karlstad Redskap с 1918 г.». Вот такие в Швеции лопаты с почти столетними традициями производства.


Сделано с умом

Помните знаменитый рекламный слоган «Elektrolux. Швеция. Сделано с умом»? Я не раз бывал в Швеции и уверенно могу утверждать — лозунг «сделано с умом» подходит для всего шведского. Для мусоровозов с лопатами в том числе. Я не удивлен тому, что в свое время руководство «СпецТранса» решило переходить на шведские мусоровозные кузова с немецкими шасси. Охотно верю, что один MAN с кузовом JOAB Anaconda по эффективности заменяет пять мусоровозных КАМАЗов.

Начав сборку JOAB Anaconda сугубо для собственных нужд, «СпецТранс» в итоге получил коммерчески востребованный продукт, на который есть спрос. Теперь мусоровозы Anaconda спецтрансовской сборки — это товар для рынка. Первый заказ для Курской области петербуржцы уже выполнили. Проявляют интерес и другие регионы. На то, что сделано с умом, спрос будет всегда.
Оцените статью:
25.05.2013, 11:45
15 441
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама