Хранители чистоты. Мусоровозы JOAB из Санкт-Петербурга

Честно сказать, даже предположить не мог, что визит в «мусоровозное автохозяйство» окажется столь продуктивным. Давненько мне не доводилось получать столько новых знаний о спецтехнике за один день.



Все началось еще на входе. Признаться, в качестве «конторки управляющего» я ожидал увидеть максимум «коробку» из белого кирпича военной кладки, сработанную в стиле хрущевских пятиэтажек. Но на Люботинском проспекте я уперся в ухоженный, аккуратно покрашенный особнячок с белыми колоннами. Питер — и в самом деле культурная столица.

За особнячком — достаточно большая территория, где и располагается «автохозяйство» — Автопарк №1 «СпецТранс». Несколько любопытных выяснившихся фактов об этом предприятии: Автопарк №1 «СпецТранс» — самый крупный в России поставщик услуг в области обращения с отходами, обладающий опытом работы с 1936 г. Более 400 специализированных грузовиков ежегодно вывозят около миллиона тонн отходов, обслуживая 1,5 миллиона жителей и более двадцати тысяч корпоративных клиентов, среди которых, например, Константиновский дворец.

Уже третий год на территории Автопарка №1 «СпецТранс» в сотрудничестве со шведской фирмой JOAB, питерским филиалом ООО «МАН Трак энд Бас РУС» и ООО «Механический завод «Спецтранс» существует сборочное производство автомобилей-мусоровозов. Оно-то нас и интересует.


Производство

Изначально сборку организовывали «для себя». В 2010 г. руководство «СпецТранса» приняло принципиальное решение переходить с отечественной техники на европейскую. Одним из путей оптимизации затрат и стала организация производственного участка.

В январе 2011 г. в Швеции был заказан первый кузов. В мае он пришел в Санкт-Петербург, и в этом же месяце был собран первый мусоровоз. В июне первая машина приступила к работе. Затем были заказаны еще 15 кузовов. По какому принципу работает сборочное производство в «СпецТрансе»?

Петербуржцы получают из Швеции кузов с уже установленными гидроцилиндрами, смонтированной прессовочной плитой. Так называемый установочный комплект — гидрошланги, электрика, фурнитура — приходит отдельно.

Перед монтажом кузова дорабатывается базовый грузовик MAN, который приходит в «СпецТранс» в виде рамного шасси. Сначала обрезают задний свес рамы, укорачивая таким образом монтажную длину до необходимого для шведского мусоровозного кузова размера. Штатный ресивер при этом из «хвоста» переносят ближе к топливному баку.

Установочный электро- и гидрокомплект JOAB соединяют со штатными разъемами автомобиля MAN. Затем уже устанавливается гидронасос — сердце спецнадстройки. После чего на раму монтируется сам кузов, электрокоммуникации которого соединяют с электронным блоком управления — «мозгом» мусоровоза, к тому времени уже интегрированным под центральную консоль кабины. Затем подключается камера заднего вида, изображение с которой выводится на монитор, установленный справа от водительского приборного щитка.


Внутрикабинный пульт управления разгрузкой — сенсорный. Рядом с ним располагается экран камеры заднего вида


Спецавтомобиль

«Анаконда — змея из семейства удавов. Самая крупная из всех змей планеты, достигает в длину до 10 м. Эта змея живет в больших реках и болотах Южной Америки. Пищу ее составляют рыбы, гады, молодые аллигаторы, птицы и мелкие млекопитающие. Туземцы усердно преследуют ее из-за ее вкусного мяса». Именно так рассказывал об анаконде энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Anaconda — такова торговая марка мусоровозов фирмы JOAB, сборкой которых занимаются в Санкт-Петербурге. «Спецтрансовская» Anaconda гадами и молодыми аллигаторами, конечно, не питается, по «поглощать» ей приходится самую разную «добычу».

Чего только не выкидывают в мусорные контейнеры! Мне показывали фотографии заполненных контейнеров, где среди обычных бытовых отходов виднелись кресла-кровати, бетонные обломки и двигатели от «Жигулей». И все это в обычных дворовых контейнерах! Именно с таким «материалом» зачастую и работает JOAB Anaconda. Вот почему мусоровозу нужна мощная гидравлика.

А вот зачем тяжелому мусоровозу нужна регулируемая пневматическая подвеска, мне поначалу было не совсем понятно. Оказалось, причина банальна — особенности дворов спальных районов, заставленных легковушками. Регулировка клиренса по высоте позволяет заезжать колесом на бордюр, минимизируя раскачку кузова, чтобы не зацепить припаркованные автомобили. Иногда даже сантиметры регулировок имеют значение. Да и при «порожнем» пробеге машина на пневмоподвеске идет более плавно.

Как видно из обозначения базового шасси — MAN TGS 26.350 6x2-2 BL-WW — только один из мостов здесь ведущий. Это второй мост. Третья ось имеет односкатную ошиновку. Кроме этого она подъемная и подруливающая. Подъем оси «экономит» шины при движении в разгруженном состоянии, а возможность подруливания снижает радиус разворота почти на два метра. В кабине мусоровоза установлена цифровая индикация нагрузки на оси, которая позволяет предотвратить повреждения пневмоподвески вследствие перегруза. Полная масса, кстати, здесь достаточно солидная — 26 т.

Мощность двигателя MAN D2066LF03 составляет 350 л.с. Этот показатель признан той самой «разумной достаточностью». Мусоровоз — не «дальнобой» и со скоростью 90 км/ч по трассам не «ходит».

Еще один интересный нюанс базового шасси — установка специального остановочного тормоза позволяет водителю при частых остановках, что неизбежно при сборе мусора, не удерживать автомобиль педалью рабочего тормоза с последующим включением тормоза стояночного. Для этого достаточно использовать переключатель на панели приборов. Такой режим актуален, например, при опорожнении городских урн.

Занимается опорожнением урн отдельный грузчик, а то и двое. Кстати, именно для того, чтобы в кабине вместе с водителем размещались двое грузчиков, по отдельно обговоренному требованию «СпецТранса» филиал ООО «МАН Трак энд Бас РУС» поставляет шасси с дополнительно установленным третьим пассажирским сиденьем.

В Европе от урны к урне грузчики перемещаются, стоя на специальных раскладных подножках в задней части надстройки. В России ПДД это запрещают. Поэтому грузчики вынуждены постоянно возвращаться в кабину, если урны относительно далеко друг от друга или бежать рядом с машиной, если от урны до урны — пару десятков метров.

Тем не менее, нельзя не отметить интересный конструктивный нюанс, связанный с этими подножками. Дело в том, что подножки не простые, а «умные». В целях безопасности при вставании человека на них блокируется функция прессования и включается электронный ограничитель скорости автомобиля, блокирующий все попытки развить скорость выше 30 км/ч.


Боковой пульт управления циклом прессования и выгрузкой

Вообще безопасности работы здесь уделено, без преувеличения, огромное внимание. Взять хотя бы разгрузку. Подъем заднего модуля можно осуществить командой из кабины, а вот команду на спуск можно дать только с внешнего пульта. Причем одновременно нужно нажать две кнопки на пульте, чтобы исключить даже малейшую вероятность случайного срабатывания. Мера безопасности прямо как в РВСН - для запуска ядерной ракеты тоже нужны две кнопки, как и для опускания приемного модуля мусоровозного кузова. Почему так? Водитель должен видеть, что в мусоприемник или под опускающийся довольно массивный задний модуль не попало что-либо или кто-либо посторонний.

«А что — были случаи?» — спросил я. «Слава Богу, нет, не было», — ответил главный конструктор. Но мы-то с вами знаем, что случаи были! И миллионы кинозрителей знают, что случаи попадания человека в мусоровоз известны. Даже известны необходимые условия, для того, чтобы все закончилось благополучно. Чтобы выжить внутри мусоровоза, вы должны быть уволенным 29-летним топ-менеджером крупного международного банка по имени Макс, ищущим свое место в этом мире, то есть главным героем фильма «Дyxless».

А если серьезно, то прессующая плита мусоровоза развивает усилие в 2,5 кг на квадратный сантиметр (!) и за 16 секунд может сделать из стиральной машины плоский блин. Гидравлическое давление — 255 бар. Выжить внутри мусоровоза во время цикла прессования — нереально. Отсюда и столько мер безопасности.

Поэтому на всех трех внешних пультах есть большая красная кнопка, попасть по которой в «случае чего» можно даже коленом или головой. Это «стоп всему». Нажатие этой кнопки блокирует всю гидравлику. Затем надо нажать желтую кнопку. Это «обратный цикл».

В экстремальной ситуации оператору не нужно задумываться о последовательности действий. Умная электроника все выполнит сама в нужном порядке, «проигрывая» назад каждую операцию.

Повторюсь, аварийные кнопки есть на всех пультах. Пультов управления, кстати, у мусоровоза столько, что позавидует иной домашний кинотеатр. Только на самой надстройке пультов — три. Есть еще пульт в кабине и выносной радиопульт дистанционного управления.

Но знаете, что меня удивило больше всего в этой машине? Только не смейтесь… Лопата! В комплектацию каждого мусоровоза входит лопата для разравнивания отходов в мусороприемнике. И ее тоже везут из Швеции! Интересуюсь: «А почему наша отечественная лопата не подходит?» В ответ я получаю 15-минутную лекцию о роли и важности правильных лопат в технологиях санитарной очистки города, но краткий смысл в том, что она удобная и легкая. Беру в руки и не верю своим ощущениям — невероятно легкая! И какая-то особенно удобная. Не знаю, из какого дерева сделан черенок, но явно особой породы. Рабочий лоток этой лопаты тоже из какого-то легкого металла, а на рукоятке красивое клеймо «Karlstad Redskap. Svenskt Hantverk sedan 1918». В вольном переводе — «Шведское ремесло артели Karlstad Redskap с 1918 г.». Вот такие в Швеции лопаты с почти столетними традициями производства.


Сделано с умом

Помните знаменитый рекламный слоган «Elektrolux. Швеция. Сделано с умом»? Я не раз бывал в Швеции и уверенно могу утверждать — лозунг «сделано с умом» подходит для всего шведского. Для мусоровозов с лопатами в том числе. Я не удивлен тому, что в свое время руководство «СпецТранса» решило переходить на шведские мусоровозные кузова с немецкими шасси. Охотно верю, что один MAN с кузовом JOAB Anaconda по эффективности заменяет пять мусоровозных КАМАЗов.

Начав сборку JOAB Anaconda сугубо для собственных нужд, «СпецТранс» в итоге получил коммерчески востребованный продукт, на который есть спрос. Теперь мусоровозы Anaconda спецтрансовской сборки — это товар для рынка. Первый заказ для Курской области петербуржцы уже выполнили. Проявляют интерес и другие регионы. На то, что сделано с умом, спрос будет всегда.