Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

СпецтехникаОтслеживать:

Смотрите
фото по теме

Незаметные работники. Терминальные тягачи


Антон МИХАЙЛОВ, фото автора
Главные герои нашего сегодняшнего обзора нечасто попадаются на глаза. Дело в том, что заняты они перевозкой грузов в укромных местах — в портах и перегрузочных терминалах, на специальных складах и заводах. Поэтому зовутся они терминальными тягачами.



Учитывая специфические задачи — перевозка большого объема контейнерных грузов на близкие расстояния, обычно между разгрузочными кранами и участками складирования контейнеров, — они во многом отличаются от обычных машин. У них более прочные рамы, силовые трансмиссии и двигатели большей мощности. При этом для снижения радиуса поворота колесная база сильно укорочена, а кабины одноместные, но с большой площадью остекления.

Поскольку работают они исключительно в специальных закрытых зонах, практически нигде их не ставят на учет и не оформляют регистрационных номеров. А в Америке они носят устойчивое наименование Yard Tractor («дворовый тягач»), и это начало отражаться в обозначении моделей.

От этой группы машин отпочковалась особая разновидность, так называемые Ro-Ro тягачи. Дело в том, что в последнее время по всему миру необычайно развилась технология быстрой погрузки-разгрузки на суда. Она так и называется, по сокращению английских слов roll on-roll off (дословно «закатывать — выкатывать»). Технология заключается в том, что вместо загрузки кранами разнообразные грузы просто завозят на палубу или в трюм непосредственно в полуприцепах. Понятно, что такая технология в разы дешевле. Для нее как раз и используются такие спецтягачи.

От своих терминальных собратьев они кое-чем отличаются: меньшей нагрузкой на седло и, как следствие, менее мощным двигателем. Однако из-за специфики езды по судовым рампам они оснащаются, как правило, полноприводной трансмиссией. Кроме того, в стесненных условиях нет возможностей для разворота, поэтому для ускорения передвижения рабочий пост водителя выполняется поворотным на 180 градусов. И, наконец, у обоих типов предусмотрена возможность изменения высоты седла для работ с различными полуприцепами.

Оба типа этих тягачей имеют больше общего, чем различий. И потому выпускаются одними и теми же фирмами. Некогда их было более сотни, однако в процессе укрупнения мирового бизнеса сейчас заметных производителей осталось около дюжины.


Kalmar

Крупнейшая фирма по выпуску терминальных тягачей под этой маркой принадлежит международной компании Partec Cargotec. Свой первый терминальный трактор она выпустила в 1958 г., в 1970 г. — первый тягач Ro-Ro. Является мировым лидером в этой сфере, выпуская более полусотни моделей обеих групп. Они производятся на многочисленных филиалах в Швеции, Финляндии, США, Канаде, ЮАР, Малайзии и Китае. Самая популярная модель класса Ro-Ro — TRX 182. Она оснащается 5,9-литровым двигателем Cummins 6BTA (мощность 180 л.с. при 2200 об/мин) и автоматической трансмиссией Allison MT643. По заказу для европейских покупателей возможна установка двигателя Scania DI12M и коробки передач ZF.


Тягачи Ro-Ro способны перемещаться в двух направлениях без разворота, за счет разворота органов управления

В зависимости от географии и назначения, тягач может оснащаться кабиной правого или левого расположения, колесной формулой 4х2 или 4х4.

Компания также производит по заказу самый тяжелый тягач Kalmar TRX 252 с полной массой автопоезда до 350 т. Его собственная масса — 15 т, а нагрузка на седло достигает 32 т. Габаритные размеры полноприводного монстра — 6390 х 2800 х 3200 мм. Мосты увеличенной грузоподъемности поставляет Kessler, а специальные покрышки размера 12.00 R24 — Michelin.

В состав компании в разное время вошло несколько именитых компаний — Douglas, Bollnas, Magnum, Ottava и Sisu. Последняя заслуживает особого упоминания.


Sisu

Эта финская компания являлась одним из родоначальников в деле создания терминальных тягачей и машин типа Ro-Ro. В середине 1990-х гг. слилась с американским производителем аналогичных машин Ottawa, и вместе они стали лидером мирового рынка портовых тягачей, ежегодно выпуская до 1 600 машин. К тому же перед этим Sisu основала свой филиал в США Eagle Mark Equipment — теперь он производит известные на североамериканском рынке машины Сарасitу.

Тягачи семейства Sisu ТR181 собственной полной массой 8,4 т оснащались 6-цилиндровыми дизелями Volvo или Сummins мощностью 243–258 л.с., автоматическими трансмиссиями Clark, а также приводом на все колеса, что позволяло транспортировать груз массой от 70 до 200 т. Они производились в течение десятка лет, оставаясь современными с конструкторской точки зрения и позже превратились в сверхпопулярную серию TRX-182 нового владельца.


Terberg

Среди разнообразной программы спецтехники нидерландской фирмы особое место занимают терминальные тягачи.

Terberg оказался у истоков изготовления специальных тракторов и тягачей, а сейчас является лидером европейского производства такой техники: в год компания выпускает примерно 800 единиц.

Эту продукцию фирмы можно поделить на две группы: терминальные (серия YT) и Ro-Ro тягачи (серия RT). Терминальные тягачи имеют только колесную формулу 4х2.

Все модели «Ro-Ro» имеют задний вход в кабину, поворачивающееся водительское кресло с панелью приборов и органами управления. Большинство машин оснащается двигателями Cummins 6СТА мощностью от 173 до 420 л.с., агрегатированными с гидромеханическими коробками передач ZF AS-tronic. Пневматические подвески осей тягачей серии RT обеспечивают высокий уровень комфорта для водителя.

В семействе терминальных тягачей существует намного больше модификаций. Конструктивно же тягачи YT отличаются от предыдущей группы незначительно. Двигатели, мосты и коробки передач — такие же. Широкая унификация упрощает изготовление и удешевляет продукцию, которую Terberg поставляет более чем в 80 стран мира.


MOL

В соседней Бельгии расположена штаб-квартира фирмы MOL Group, включающей шесть филиалов, расположенных в самой Бельгии, а также Франции и Англии.

Компания появилась еще в 1944 г., и с тех дальних пор остается производителем специальной техники, в том числе терминальных тягачей. Как и у прочих, в программе две серии: терминальная FF и портовая YM. Двигателями обеим служат дизельные Cummins, Deutz или Volvo. Коробки переключения передач — автоматические Allison MT643. Кабины могут располагаться как слева, так и справа.

Особенностями тягачей MOL можно считать рамные защиты кабин формата ROPS, а также использование рам от стандартных грузовиков DAF XF.


MAFI

Немецкая компания (полное наименование MAFI Transport Systeme GmbH) занимает заслуженное место среди именитых европейских производителей.

Существует она с 1975 г. и с тех пор выпускает модели, отличающиеся передовыми решениями, в широком диапазоне грузоподъемности от 1,5 до 320 т, с акцентом на промышленные тягачи.


Тягач MAFI MT 30 способен перевозить сразу три морских контейнера


Отличительной особенностью продукции служит единство моделей в роли как терминального, так и Ro-Ro тягача. Конструкцией предусмотрены варианты каждой модели с формулами 4х2 и 4х4 с правой или левой кабинами.

Как и положено немецкой компании, MAFI комплектует свои модели двигателями Mercedes-Benz, коробками передач ZF 4WG881, мостами Kessler и собственной задней пневматической подвеской.

Следует добавить, что самый крупный в программе промышленный тягач МТ45 полной массой автопоезда до 320 т создан в кооперации с именитой французской фирмой Nicolas.


Capacity

Независимый североамериканский производитель, само название которого (в переводе с английского — «вместимость, производительность») указывает на назначение продукта. Однако в свое время появился, как дочерняя структура финской Sisu, сохранив инженерную преемственность. В программе шесть моделей формулы 4х2 обоих типов, TJ5000-8000 и одна полноприводная, с полным собственным именем Trailer Jockey. Все машины оснащаются агрегатами американских производителей и, как принято в США, алюминиевыми кабинами упрощенного внешнего облика.

Однако внешность для промышленной техники не главное, что доказывает последняя новинка фирмы. Терминальная модель TJ 9000 колесной формулы 6х4, помимо увеличенной грузоподъемности, оснащена гибридным приводом, что способствует улучшению экологической обстановки.


Остальные

Приведенными в обзоре фирмами практически исчерпывается список мировых производителей специальных тягачей промышленного применения. Однако следует упомянуть более мелкие, производящие сходные машины самостоятельно или по лицензии. Это, в первую очередь, итальянская CVS Ferrari, американская ССС, австралийский Daysworth, и HOVA, спецподразделение китайского CNHTC.
Оцените статью:
22.04.2013, 11:55
21 276
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама