Заявить, что прошедшая в начале лета 13-я по счету выставка СТТ’ 2012 была огромной — не сказать ничего. Точных данных пока нет, но, по субъективным ощущениям, все основные показатели рекордного 2008 года, вероятно, будут перекрыты.
Особенно много было автомобильной техники. На выставку пожаловала вся «большая семерка» полностью и все крупные отечественные грузовые автозаводы. Но массовость создавали даже не они. Ее создавали многочисленные «бодибилдеры» — компании, занимающиеся монтажом спецнадстроек на автомобильные шасси.
Логично предположить, что речь об установщиках сугубо строительного оборудования. Да, конечно. О них — в первую очередь. Но у СТТ’ 2012 было заметное отличие от выставок предыдущих лет. Площади самой престижной выставки спецтехники стали облюбовывать не только «строители». На стендах СТТ’ 2012 демонстрировались бортовые автомобили, кузова-фургоны, снегоочистители и прочие как бы «непрофильные» спецмашины. Был даже мусоровоз и пожарная автоцистерна!
Неразлучная связь автопроизводителей с «бодибилдерами» через призму СТТ’ 2012 — тема этого материала.
«Семерка» и «бодибилдеры» DAF. Компания, представляющая интересы голландской марки, отныне именуется не VH-DAF, а TurboTrucks. Генеральный представитель провел ребрендинг. Это главная голландская новость выставки. А на стенде стояли два седельника — региональный DAF FTT CF85.460 6x4, который с натяжкой можно отнести к строительным тягачам, и чистокровный «дальнобойщик» DAF FTT XF105.460 4x2 Super Space.
А что насчет самосвалов DAF? На выставке их не было. Почему? Да потому что DAF теперь владеет 19% акций чешского производителя внедорожных самосвалов Tatra, а новая модель Phoenix оснащается кабинами DAF. Премьера «Феникса» прошла в рамках СТТ’ 2012, но об этом чуть ниже.
IVECO. В экспозиции под знаменами итальянского бренда я ожидал увидеть самосвал
IVECO Trakker Limited Edition Dakar из коллекционной партии, посвященной победе в ралли-марафоне Dakar. Но его не было. Вместо этого предстал сам триумфатор Дакара — IVECO Power Star Жерара де Роя!
Непосредственно за строительный сегмент «отдувалось» российское СП «ИВЕКО-АМТ», представившее седельный строительный тягач собственной сборки и анонсировавшее доступность новой комплектации самосвалов с АКПП Allison. Самосвальные кузова «ИВЕКО-АМТ», кстати, производит самостоятельно. А компания «ЦентрТрансТехМаш» продолжает продвигать на рынок самосвальные кузова Cantoni, сборка которых и монтаж на шасси IVECO налажены в Рязани.
Самая впечатляющая строительная машина выставки на нестандартном 5-осном шасси MAN — 58-метровый бетононасос Waitzinger. Постройкой шасси занималась фирма Toni Maurer
Весьма любопытная спецмашина на шасси MAN TGS 41.400 — мобильный минизавод по производству раствора для полусухой стяжки пола Trans MixMAN. Бетонный бенефис мюнхенского льва. Так бы я охарактеризовал спецнадстроечное присутствие марки MAN на СТТ’ 2012. На головном стенде компании стоял автобетоносмеситель Liebherr на шасси MAN TGS 33.360. Монтаж таких установок теперь осуществляется в городе Александров силами ООО «МультиТрак». Там же на MAN ставят и испанские АБС Baryval.
Еще один бетоносмесительный бренд, связанный с MAN и представленный на СТТ’ 2012, — Karrena. АБС Karrena на шасси MAN TGS 32.400 представляла компания «СпецАвтоЛэнд».
Есть и интересная строительная новость из Северо-Западного региона, связанная с MAN. Монтаж самосвальных кузовов Meiller на шасси MAN теперь осуществляет ЗАО «Новтрак» из Великого Новгорода. Первый образец показали на выставке.
Mercedes-Benz теме спецнадстроек вообще посвятил отдельное мероприятие, которое в течение нескольких дней проходило параллельно с СТТ на стадионе технических видов спорта в Крылатском. О Mercedes-Benz Special Trucks Event мы отдельно расскажем на страницах сайта www.mirtransporta.ru, а из автомобилей, представленных на головном стенде, отметим MB Zetros 1833A typ 949.016 c КМУ Palfinger и платформой российской компании «Технополис», а также внедорожный самосвал MB Actros 3341AK 6x6 typ 930.241, собранный в Набережных Челнах.
Внедорожный самосвал MB Actros 3341AK 6x6 typ 930.241 с самосвальной платформой Meiller собран в Набережных Челнах
Volvo — единственная компания «большой семерки», которая работает с российскими производителями автокранов. На снимке — 50- и 60-тонные автокраны «Галичанин» на шасси Volvo FMRenault Trucks представляло строительный седельный тягач Premium Lander 440i 6x4. Мы недавно протестировали такую машину и расскажем о ней отдельно. Кроме седельного тягача, на головном стенде демонстрировали две строительных машины на шасси Renault Kerax — бетоносмеитель Cifa, смонтированный в России силами компании «Коминвест-АКМТ», и самосвал с кузовом производства ООО «Техномак».
Совсем рядом со стендом Renault Trucks располагался стенд московского ООО «Саввэл» — производителя самосвальных кузовов и полуприцепов под маркой Savell. Там также показывали самосвал на шасси Renault Kerax 360i 6x4. Отличие заключается в том, что самосвальный кузов «Техномак» выполнен по классической прямоугольной схеме, а самосвальная платформа Savell обладает полукруглым сечением.
Scania традиционно уделяет особое внимание строительным грузовикам в России. Абсолютное большинство грузовиков этой марки, собираемых у нас, — строительные самосвалы и строительные шасси. Кстати, мы недавно побывали на заводе «Скания-Питер» и в одном из ближайших номеров расскажем, как появляются на свет строительные грузовики Scania российской сборки. На заводе в конце весны освоили сборку комплектных бетоносместителей. Премьера миксера Liebherr, установленного на четырехосное шасси непосредственно на российском заводе фирмы, состоялась на СТТ’ 2012.
Volvo показывала на выставке целый ряд различных версий грузовиков строительной линейки FMX. На стенде компании присутствовали две версии самовалов с кузовами Wielton (6x6) и Meiller (8x4), бетоносмеситель Schwing Stetter и два строительных тягача FMX «Торнадо» и FMX «Шквал».
Кроме того, Volvo остается единственной компанией «большой семерки», которая работает с российскими производителями автокранов. Два автокрана на четырехосных шасси Volvo FM демонстрировались на стенде ОАО «Галичский автокрановый завод».
Показывали на СТТ’ 2012 и еще один интересный автокран на шасси Volvo FM — американский Manitex.
Европейские «проходимцы» Впервые в России на выставке СТТ’ 2012 были представлены новейшие модели двух европейских автомобилестроительных компаний, чьи имена неразрывно связаны, прежде всего, со строительной отраслью и бездорожьем. Речь об Astra HD9 и Tatra Phoenix.
Astra HD9 — новая флагманская модель итальянской компании, выпускающей «особо внедорожные» грузовики на агрегатах IVECO. Внешне HD9 от машин предыдущего восьмого поколения можно отличить по боковому профилю кабины. Здесь используется та же кабина, что и у IVECO Trakker, только с оригинальной пластиковой маской. Прежде Astra устанавливала оригинальную стеклопластиковую каркасно-панельную собственную кабину, однако отказалась от этой практики. Заводская кабина Trakker все-таки лучше.
Tatra Phoenix приходит в Россию. Самосвальные кузова для Tatra традиционно изготавливает словацкая компания VS-mont. Любопытно, что организовывать монтаж самосвальных кузовов в России Tatra, вопреки общей тенденции, пока не планирует
Четырехосный самосвал Astra HD9 86.44 c самосвальной платформой Cantoni CTTM Semoroccia. Буквы CTTM в названии платформы говорят о том, что сборку и установку кузова осуществлял «ЦентрТрансТехМаш»
Tatra — легенда российского Севера и постоянный участник СТТ — презентовала совершенно новое семейство Phoenix с кабинами и агрегатами DAF. Напомним — голландская компания теперь владеет 19% акций чешского автопроизводителя. Сейчас идут испытания, но в конце текущего года должны будут стартовать и российские продажи Tatra Phoenix.
Азиатские «тигры» CТТ’ 2012 стала местом не только российских, но и европейских автомобильных премьер. Так, например, именно на СТТ впервые в Европе показали Foton Auman GTL.
Это не просто «очередной китаец». Как-никак это автомобиль, который создатели позиционируют как «первый китайский грузовик европейского (мирового) уровня».
А создатели кто? Foton, понятно, и… Daimler AG! Да-да! Foton Auman GTL — это и есть «первая ласточка» совместного предприятия Beijing Foton Daimler Automotive Co. Ltd, соглашение о создании которого подписывали даже не первые лица компаний, а первые лица государств — Ангела Меркель и Вэнь Цзябао.
Что у Foton Auman GTL от Mercedes? Пусть сильно перелицованная, пусть с трудом узнаваемая, но кабина. И интерьер. Узнаете? Это кабина некогда флагманского Mercedes-Benz Actros MP3! Заметьте, не бюджетного регионального тягача Axor, а некогда флагманского Actros!
В агрегатной части от Mercedes пока ничего нет. Двигатель — Cummins, АКПП — Fast Gear. Но это только пока. В скором времени, вероятно, появятся и мерседесовские агрегаты.
Foton Auman GTL — европейская премьера «первого китайского грузовика мирового уровня»
Daewoo Prima уже продается в РоссииС моделью Auman GTL китайцы планируют выйти на рынки развитых стран, где будет налажено сервисное обслуживание через дилерскую сеть Mercedes-Benz. Озвучены также планы по организации сборочного предприятия в России в 2015 г. Планы наполеоновские!
Однако пока Foton Auman GTL в России не продается. Показ на CТТ’ 2012 был демонстрационным. Старт продаж «грузовика мирового уровня» в РФ должен состояться в 2013 г.
Еще одна премьера выставки — Daewoo Prima. Новое семейство грузовиков корейской компании с оригинальной кабиной теперь продается и в России. Двигатель у корейцев, кстати, соответствует нормам Euro-5.
Отечественные премьерыОтечественные автопроизводители на СТТ’ 2012 также выступили весьма достойно. Каждый завод постарался подготовить к выставке интересную новинку.
Общим трендом для отечественных самосвалов можно назвать «господство» полукруглого сечения платформы. Самосвалы с такой конфигурацией кузова представили Урал, КрАЗ, МАЗ и МЗКТ.
У КрАЗа новое «лицо» — это кабина Renault Kerax. Новый бескапотный самосвал с такой кабиной называется КрАЗ С20.2R. Именно этот самосвал с полукруглым сечением платформы и двигателем ЯМЗ-6511 Кременчугский автозавод активно продвигает в России. Сочетание потребительских свойств — мощной КрАЗовской рамы, рядного двигателя, современной европейской кабины, полукруглой платформы и приемлимой цены — очень интересное предложение.
Минский завод колесных тягачей впервые привез в Москву четырехосный самосвал, призванный олицетворять новый облик грузовиков марки Volat. МЗКТ-750100 грузоподъемностью 25 т с двигателем ЯМЗ-651 — пока опытный образец, который проходит испытания. Оригинальную каркасно-панельную пластиковую кабину для МЗКТ изготавливает ООО «Белкарпластик», и именно эта кабина призвана наконец «увести» грузовики Volat от «участи» быть постоянно принимаемыми за изделия МАЗа.
А что сам МАЗ? На стенде красовалась новинка — самосвал МАЗ-5516W4-420 со… старой кабиной! В чем новизна? В конфигурации агрегатов — 300-сильный двигатель Cummins, коробка передач 9J135TA и мосты марки… КАМАЗ! Страсти по слиянию МАЗа и КАМАЗа на политическом уровне поутихли, но интеграция на техническом уровне, похоже, началась.
КрАЗ С20.2R с кабиной Renault Kerax и полукруглой самосвальной платформой, которую производит сам Кременчугский автозавод
Минский автозавод также сам производит самосвальные платформы. На снимке МАЗ-5516W4-420 на КАМАЗовских мостах
МЗКТ-750100 с оригинальной пластиковой кабиной и U-образным самосвальным кузовом
Доработанный РИАТом КАМАЗ-6522 с 10-тонным передним мостом Madara
У КАМАЗа, естественно, тоже был свой стенд, однако самые интересные грузовики КАМАЗ стояли все-таки на стендах «бодибилдеров» и, в особенности, челнинского ОАО «РИАТ».
РИАТ при КАМАЗе — это как Maurer при MAN или Paul при Mercedes-Benz — фирма, занимающаяся глубокой доработкой автомобилей «подшефной» марки. Особо следует отметить доработанный РИАТом КАМАЗ-6522. У этого внедорожника стандартный передний мост заменен на более грузоподъемный мост Madara, что позволяет устанавливать за кабиной тяжелые КМУ.
Есть и компании, занимающиеся глубокой доработкой автомобилей ГАЗ. Одна из самых известных — нижегородская «Чайка-Сервис». По сути, некоторые изделия этой фирмы — это даже не доработки, это оригинальные конструкции. Внедорожный автомобиль «Тайга» как раз из таких.
Шасси ГАЗ-33081, кабина от «ГАЗели Бизнес», оригинальный пластиковый капот, дополнительный отсек для бригады рабочих, оперение, новый дизель Cummins ISF — из этих компонентов создана «Тайга». На СТТ’ 2012 показали два первых экземпляра. Одна из машин демонстрировалась на стенде «Группы ГАЗ», вторая — на стенде «Чайки Сервис».
«Тундра» — еще один новый российский внедорожный грузовик с кабиной от «ГАЗели». Но от ГАЗовских малотоннажников здесь только кабина и больше ничего. Вся агрегатная начинка итальянская. По сути это полноприводный IVECO Daily с ГАЗовской внешностью. Создатель машины — завод коммерческого транспорта «РусКомТранс».
Оригинальный капотный внедорожник «Тайга» от «Чайки-Сервис» — пожалуй, самая интересная отечественная автомобильная премьера выставки СТТ' 2012
«Тундра» — симбиоз внедорожной версии IVECO Daily и кабины от «ГАЗели». Разработка завода «РусКомТранс»из БалахныСедельный тягач Урал-44202-3511-80 для буксировки трейлеров-тяжеловозов
Самосвал модели 583176 на шасси Урал-6370-1151 с U-образной платформой от ООО «Уралпромтехника»
Автозавод «Урал» демонстрировал два новых автомобиля. Самосвал модели 583176 на шасси Урал-6370-1151 — подтверждение интереса отечественных автопроизводителей к самосвальным кузовам полукруглого профиля. Двигатель — ЯМЗ-452, КП и раздатка — ZF, ведущие мосты Raba. Кузов изготовила компания «Уралпромтехника».
Седельный тягач с замысловатым индексом Урал-44202-3511-80 — симбиоз знаменитого «Ураловского» «олд-скульного» шасси с бескапотной кабиной. Урал-44202-3511-80 оснащен двигателем ЯМЗ-53642.10 уровня Euro-4 мощностью 285 л.с. Основное назначение этой машины — буксировка трейлеров-тяжеловозов со строительной техникой на дальние расстояния по плохим или очень плохим дорогам. Для обеспечения хорошего запаса хода предусмотрены два топливных бака объемом 300 л и 210 л.
Имя им — легион Мы рассмотрели только автомобильную часть экспозиции выставки СТТ’ 2012, упомянув основных «бодибилдеров», причастных к продукции автопроизводителей. Но был и еще один огромный раздел, где «хэдлайнерами» выступали как раз «бодибилдеры», а производители автомобилей — не более чем субподрядчиками.
Несколько уникальных статистических показателей, собранных нами и не входящих в официальные отчеты. На СТТ’ 2012 присутствовали краны-манипуляторы 18 торговых марок как минимум от двух десятков российских «бодибилдеров», 15 производителей автогидроподъемников, как минимум десяток производителей самосвальных кузовов и больше десятка производителей бетонно-транспортной техники. Дополнительный репортаж об этих спецмашинах появится в августе на нашем сайте.