Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

На досуге Отслеживать:

Прибалтийское достояние. Технические музеи Литвы, Латвии и Эстонии


Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора
Страны Балтии всегда славились трепетным отношением к истории в целом, и к автомобильной истории в частности. В Литве, Латвии и Эстонии созданы несколько технических музеев. В туристических путеводителях о них почти не пишут. Мы побывали там и восполняем этот «пробел».

Примечательно, что большинство прибалтийских технических музеев созданы не в столицах, а в населенных пунктах, которые не на каждой карте обозначены. Статус столичного имеет только Рижский мотор-музей. С него экскурсию и начнем.

На окраине Риги
Рижский мотор-музей ул. Эйзенштейна 6, Рига, Латвия


Рижский Мотор-музей заслуженно называют одним из лучших автомобильных музеев Европы. Отдельно выстроенное стильное здание с главным фасадом в форме решетки радиатора Rolls-Royce и богатейшая коллекция раритетных легковых автомобилей — вот визитная карточка Мотор-музея.





Второй грузовик из экспозиции — тоже пожарный. Этот Henschel 33D1 1941 г. выпуска охранял аэродромы Люфтваффе, а затем был захвачен советскими войсками

Грузовики не являются профилем этого учреждения культуры, однако один из самых редких грузовиков мира демонстрируется именно здесь. Речь о пожарной линейке Руссо-Балт D 24/40. Агрегаты у этого экземпляра подлинные, а надстройка — реплика, изготовленная в 1980-х гг. энтузиастами рижского клуба ААК. «Не оригинальность», однако, не мешает рижскому Руссо-Балту оставаться одним из самых ценных экспонатов Мотор-музея.

Сокровища Семигалии
Музей Земгальской крестьянской усадьбы и сельскохозяйственных машин Узвара, Бауский край, Гайлишская волость, Латвия


Когда-то латвийский колхоз-миллионер «Узвара» «гремел» на весь СССР. Это был образец ведения социалистического хозяйства. Правда, председатель уже тогда питал слабость к «буржуазным излишествам». Например, еще в начале 1970-х гг. в порядке «инициативы с места» в «Узваре» начали собирать по всей округе старые тракторы, сеялки и сельскохозяйственные механизмы. Через несколько лет экспонатов накопилось достаточно для открытия полноценной музейной экспозиции. В 1975 г. музей был открыт. Затем постепенно к коллекции тракторов стали добавляться автомобили. А потом появилась идея воссоздать старую крестьянскую усадьбу с полным антуражем. Идею воплотили в жизнь, построив целый ретро-комплекс, где для техники был возведен отдельный ангар. Затем, уже в период независимости Латвии, музей стал музейно-развлекательным комплексом.


Автомобиль связи и освещения АСО-6,3 (150) — центральный в ряду. Интерьер — полностью деревянный. Изящество деталей восхищает. Ручная работа мастеров «Аремкуза» создает внутри машины неповторимую атмосферу ушедшей эпохи




Раритет европейского значения — грузовик шотландской марки Albion. Совсем скоро этому экземпляру исполнится 100 лет


«Жестянка Лиззи», признанная «Автомобилем века» в особом представлении не нуждается. В Узваре представлена в варианте бортового грузовика

Сегодня этот комплекс в Узваре называется Музеем Земгальской крестьянской усадьбы и сельскохозяйственных машин. Почему Земгальской? Земгалией или в русской интерпритации Семигалией называлась одна из исторических областей Латвии. В обиходе Земгалия как наименование этой территории сохранилось, потому и усадьба — Земгальская.

В музее собрана внушительная коллекция старинных тракторов, представительная даже по Западно-европейским меркам. Грузовиков в собрании музея — больше десятка. И что не экземпляр, то легенда своего времени или профессии.

Самый ценный экспонат — это, пожалуй, пожарный автомобиль связи и освещения АСО-6,3 (150), выпущенный уже не существующим Московским заводом пожарных машин — бывшим Миусским, пионером пожарного автомобилестроения СССР. Оригинальные кузова для таких машин строил не менее легендарный московский завод «Аремкуз». Места в ангаре уже катастрофически не хватает. Именно поэтому трудно полюбоваться изяществом внешних форм АСО-6,3 (150), зато можно заглянуть в салон.

Магистральный антураж
Музей дорог Литвы Каунасская улица 6, Вевис, Электренское самоуправление, Вильнюсский уезд, Литва


Вевис — небольшой городок, между Вильнюсом и Каунасом. Население городка едва превышает 5000 человек, однако, именно здесь в 1995 г. на территории одной из автобаз государственного предприятия «Automagistrale» был создан уникальный объект — Музей дорог Литвы.


Сверхмощный снегоочиститель Д-450 на шасси МАЗ-502. Вероятно, это единственный сохранившийся до нашего времени ходовой экземпляр


Грузопассажирский автобус KAG-33 — «ремлетучка» дорожной службы. Автобусы марки KAG выпускал Каунасский авторемонтный завод


Передвижной битумный котел фирмы Genselio на конной тяге, изготовленный в 1854 г. Подлинник

За довольно скромным и стандартным названием скрывается современный музейный комплекс, расположенный в нескольких зданиях. Более 1000 кв. м демонстрационных площадей, более 6000 экспонатов, отражающих историю строительства магистралей в Литве со времен Римской империи до наших дней.

Макеты зданий, придорожных сооружений, мостов и путепроводов, старинные инструменты и приспособления, старые дорожные знаки — это далеко не полный список представленных экспонатов. Здесь есть отдельный зал, посвященный геологии тех мест, где проложены автомагистрали, а также зал, где представлены чучела животных и птиц, обитающих вдоль автодорог!

Само собой разумеется, что почетное место в коллекции музея занимает техника. Основу экспозиции составляют дорожно-строительные машины — экскаваторы, грейдеры, бульдозеры. Таких машин здесь несколько десятков.

Среди грузовиков, демонстрируемых в Вевисе, особое место занимает шнекороторный снегоочиститель Д-450 на полноприводном шасси МАЗ-502. Само по себе шасси МАЗ-502 — большая редкость, а уж МАЗ-502 с навесным оборудованием — редкость вдвойне. Сверхмощный, по меркам середины ХХ века, снегоочиститель Д-450 выпускался минским заводом «Ударник» и использовался в основном на стратегических аэродромах дальней авиации. В «народнохозяйственные» дорожные службы эта техника практически не поступала.

Эстонская коллекция
Музей дорог Эстонии дер. Варбузе, муниципалитет Канепи, уезд Пылвамаа


Эстонский дорожный музей расположен в зданиях бывшей почтовой станции Варбузе, на старом почтовом тракте Тарту-Выру. Сам по себе комплекс почтовой станции Варбузе является памятником архитектуры европейского значения.

В комплекс входят пять подлинных старинных зданий — «контора», гараж для почтовых карет, конюшня и жилище ямщиков. Все здания соединены каменной стеной, образуя просторный внутренний двор. Сами по себе старинные технологические здания — уже интересный объект.
С 1935 г. в этих зданиях располагалась база дорожной службы. Именно поэтому местом для будущего музея выбрали станцию Варбузе. Неподалеку от музейных сооружений выстроен совершенно новый ангар для техники. Площадь ангара — более 1000 кв м. Именно в нем представлена коллекция дорожных машин.


Шнекороторный снегоочиститель РС-ЗИС-151, выпущенный Онежским заводом — редчайший образец


Образец продукции альтернативного советского автопрома — грузовичок ЭТ-600, мелкосерийно выпускавшийся в Эстонии в середине 1960-х гг.


Автобус швейцарской фирмы Saurer не только стоит в музейной экспозиции, но и возит экскурсионные группы

В Варбузе собрали совершенно шикарную подборку дорожно-строительных механизмов, особенно автогрейдеров. Здесь их около двух десятков — от конных прицепных начала века до сверхтяжелых самоходных периода «развитого социализма». Если бы существовала Валгалла для любителей грейдеров, то ей был бы ангар эстонского дорожного музея.

Однако и раритетные грузовики здесь тоже есть — например, шнекороторный снегоочиститель РС-ЗИС-151 Онежского завода. Онежский завод известен в основном трелевочными тракторами и снегоочистители выпускал очень недолго и в очень небольшом количестве. Вероятно, экземпляр из Варбузе — единственный сохранившийся.

Однако самый уникальный экспонат Эстонского дорожного музея — небольшой грузовичок ЭТ-600. Двигатель от «Запорожца», узлы подвески от Москвича-407, передний привод, оригинальная рама и пластиковая кабина — так в Эстонии в середине 1960-х гг. пытались решить проблему отсутствия малотоннажного транспорта. Эстонский республиканский союз потребительских обществ по проекту конструктора Романа Бертелова построил 35 таких машин.
Оцените статью:
1.03.2012, 15:56
19 134
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама