Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

На досуге Отслеживать:

Грузовики ленд-лиза. Вклад в войну


Дмитрий Гладкий, фото из коллекции автора и Рустэма Исмагилова
«Если у соседа в доме пожар, мы одолжим ему шланг, а когда он справится с огнем – заберем его обратно». Примерно так 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт объяснил журналистам суть принятого Конгрессом закона о ленд-лизе.


Среди номенклатуры ленд-лизовских поставок грузовики занимали особое место. Именно с их помощью миллионы тонн стратегических грузов перевозились из морских портов прямиком на фронт или же на тыловые склады и базы.

Хронология

Строго говоря, закон о ленд-лизе был принят конгрессом США еще 11 марта 1941 г., то есть до нападения Германии на Советский Союз. Первоначально этот закон был разработан для оказания помощи Великобритании, и только потом его применили к СССР. Правда, применили довольно быстро.

Справедливости ради необходимо отметить, что в Советский Союз технику по ленд-лизу поставляли не только США, но и Канада с Великобританией. Первой помощь прислала как раз Великобритания, которая сама тратила огромное количество сил и средств на борьбу с авианалетами Люфтваффе.

В самый напряженный период боевых действий, связанный с обороной Москвы в конце 1941 г., в северные порты прибыли первые корабли с английскими автомобилями. Примерно в это же время стали появляться и первые машины из американских поставок. Часть из них успели принять участие в заключительных операциях битвы за Москву. В 1942 г. количество поставок значительно возросло. Главным путем доставки грузов поначалу являлись арктические морские караваны, но после гибели печально знаменитого конвоя PQ-17 логистику поставок значительно переработали. После знаменитой трагедии основной поток автомобильной техники стал попадать в Советский Союз через Иран.

В иранские и иракские порты автомобили доставлялись по морю в виде машинокомплектов. На берегу их собирали и своим ходом через Иранское нагорье отправляли к южным границам СССР, и далее на фронт. Для этих целей в портах Хорремшехр, Бушир и Рафадайя были созданы автосборочные заводы.

1943-й год принес с собой дальнейший рост поставок автомобилей по ленд-лизу. Мощности автосборочных заводов в Иране и Ираке были увеличены. К вышеперечисленным местам сборки добавились производственные площадки в Шуйабе и Андимешке.

Главенствующая роль основного поставщика теперь принадлежала США, активно поставлять технику также начала Канада.


Легендарные реактивные минометы БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker US6. Этот экземпляр – из экспозиции мемориального комплекса Парк Победы в Москве.

В 1944 г. объем поставок был снова увеличен почти наполовину, а вот номенклатура значительно сократилась. Красная Армия определилась с наиболее подходящими моделями, и упор делался именно на них. Произошли и изменения в логистике. Иранский маршрут стал терять свое значение. Победы союзников на море позволили вновь вернуться к арктическим конвоям, а сборка организовывалась непосредственно на территории Советского Союза.

Сборочные предприятия были созданы на всей европейской части СССР. Занимались сборкой ленд-лизовских машин и крупные автозаводы — ГАЗ, ЗИС, КИМ. Сборочная площадка в Минске со временем трансформировалась в еще один столп отечественного автомобилестроения — МАЗ.

В этом же году был отработан и дальневосточный путь поставок ленд-лизовских грузов. Автосборочные заводы в Иране были закрыты, успев собрать для СССР более 184 тыс. автомобилей.

По официальным данным, к 1 мая 1945 г. в Красной армии находились 218 тыс. автомобилей, полученных по ленд-лизу. Это составляло более трети всего военного автопарка. Что это были за машины?

Номенклатура

К середине войны настоящий автомобильный интернационал трудился на фронтовых дорогах СССР. Грузовики фирм Dodge, Chevrolet, GMC, Ford, Mack, International, Albion, Austin, Marmon, Reo, Bedford, джипы Willys и Bantam на отечественных дорогах стали столь же привычным явлением, как легковые иномарки сейчас.


Chevrolet G7107 грузоподъемностью 1,5 т – самый известный двухосный полноприводный грузовик Ленд-Лиза.

В СССР ввозились более полусотни моделей от пяти английских и семи американских фирм. Среди них были не только бортовые грузовики, но и спецтранспорт, например, авиационные топливозаправщики и шнекороторные снегоочистители. Естественно, разномарочность парка доставляла огромное количество эксплуатационных хлопот. Ленд-лизовские автомобили были технически сложнее советских «полуторок» и ЗИСов, зарубежная техника требовала качественного топлива. Тысячи машин выходили из строя не по боевым, а по сугубо «бытовым» причинам. Неудивительно, что действительно массово применялись в итоге всего лишь несколько наиболее жизнеспособных моделей.

Самым знаменитым и живучим был, безусловно, трехосный полноприводный грузовик Studebaker US6.

Легендарный «Студер»

Studebaker US6 был, пожалуй, самым удачным ленд-лизовским грузовиком.
Разработанная в 1941 г. модель US6 была запущена в серийное производство на заводе фирмы Studebaker в городе Саут-Бенд, штат Индиана. Но так как производственные возможности материнской фирмы были ограничены, к производству машинокомплектов US6 подключили фирму Reo из Мичигана.


Американский 2,5-тонный полноприводный трехосный автомобиль Studebaker US6 – самый знаменитый грузовик ленд-лиза.


На одном из опытных образцов горьковского полноприводного двухосника ГАЗ-63 использовали кабину от ленд-лизовского грузовика Studebaker US6.

Одним из факторов успеха машины на Восточном фронте стал двигатель фирмы Herkules. Довольно компактный шестицилиндровый 5,4-литровый карбюраторный мотор развивал очень приличные по тем временам 95 л.с. Кроме того, этот двигатель отличался низкой степенью сжатия — 5,6 против 6,1-6,75 у других ленд-лизовских иномарок. Именно этот фактор позволял «Студебеккерам» относительно беспроблемно работать на низкокачественном советском топливе.

Сцепление для машины поставляла фирма Lipe-Rollway, коробки передач и демультипликаторы — компания Worner, ведущие мосты — Timken, а электрооборудование — Autolite. Все это — премиум-бренды тех лет.

Из выпущенных 207 тыс. машин этого типа более половины попали в СССР. Они использовались не только как грузовики общего назначения, но и в качестве самосвалов, тягачей, топливозаправщиков, ремлетучек. Но самой «забойной» модификацией, в прямом смысле слова, была комбинация «Студер + Катюша».

Абсолютное большинство легендарных советских гвардейских реактивных минометов БМ-13 «Катюша» было смонтировано на шасси американских полноприводных трехосников.


Chevrolet G7107 грузоподъемностью 1,5 т – самый известный двухосный полноприводный грузовик Ленд-Лиза.


Гвардейский миномет «Катюша», пусть не массово, но все же монтировался и на шасси Chevrolet G7107.


Двухосник Chevrolet G7107, переоборудованный в пожарную автоцистерну, служил в Западной Белоруссии.

«Катюшу» ставили и на другие ленд-лизовские шасси, например на двухосник Chevrolet G7107, но только «Студер» со своим мощным двигателем и тремя ведущими мостами давал батареям «Катюш» высокую мобильность, проходимость по бездорожью и приличную скорость передвижения по асфальту.

Советско-американский оружейно-автомобильный тандем олицетворял собой гремучую смесь дерзкой русской смекалки и расчетливого гения американской инженерии.

Все четыре колеса

Еще один выдающийся автомобиль ленд-лиза — «Додж три четверти» (Dodge 3/4), перевозивший 750 кг — те самые «три четверти» тонны груза. Это был этакий «большой джип». Подобного типа автомобилей в СССР не было, а именно он оказался наиболее подходящим для разведрот и артполков.


Китайский народ приветствует своих освободителей – воинов Красной Армии. Освободители передвигаются на Dodge WC-51 с самодельными дугами. Манчжурия, август 1945 г.

Самые известные модификации Dodge WC51 и Dodge WC52 отличались друг от друга наличием/отсутствием лебедки. Буквы WC — это сокращение от слов Weapons Carrier, то есть «носитель оружия». Двигатель «Доджа» развивал 92 л.с., что было весьма прилично даже для большого грузовика, а для автомобиля такого типоразмера — вообще отличный показатель.

В Красной Армии «Доджи» начинали службу как тягачи дивизионных противотанковых пушек, а затем значительно шире стали использоваться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны. В их кузовах устанавливались радиостанции и зенитные пулеметы. Использовались автомобили Dodge WC и в качестве аэродромных тягачей.


Willys MB на захваченном Красной Армией японском аэродроме. Манчжурия, город Дунь-Хуа, сентябрь 1945 г.

Ну, и конечно, нельзя не упомянуть легендарный Willys MB – родоначальника всех современных внедорожников. Исключительно удачная, рациональная конструкция и продуманная форма кузова придавала легкому командирскому внедорожнику неповторимое обаяние. Willys MB с 60-сильным двигателем обладал отличной динамикой, большой скоростью, хорошей маневренностью и проходимостью. Его малые габариты, особенно ширина, позволяли ездить, например, по партизанским тропам, где могла пройти только пехота.

Оценка


Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза? В советской историографии утверждалось, что, конечно же, мог, поэтому и про сам ленд-лиз, и про его составляющие вспоминали редко.

Но сейчас мы можем смело утверждать — значение ленд-лиза огромно. Ведь это не только военные автомобили. За годы войны «пожарный шланг» Рузвельта, помимо 400 с лишним тысяч автомобилей, «прокачал» через себя 22150 самолетов, 12700 танков, 35170 мотоциклов, более 8000 тракторов, почти 2000 железнодорожных локомотивов, 105 противолодочных кораблей, 3 786 000 шин, 123 150 т тротила, 4 478 000 т продовольствия и сотни тысяч тонн металла. Известно даже количество поставленных пуговиц. Их ввезли 257 723 498 шт.

Маршал Жуков говорил: «Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну…»

«Или возьмем поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учетом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и «амфибии». Вся наша армия фактически оказалась на колесах, и каких колесах! В результате повысилась ее маневренность, и заметно возросли темпы наступления. Да-а… Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали», – это уже слова легендарного сталинского наркома Анастаса Микояна.

Кроме того, автомобили ленд-лиза оказали самое непосредственное влияние на облик практически всех советских армейских грузовиков первого послевоенного поколения, о которых мы расскажем в следующих материалах рубрики.
Оцените статью:
28.05.2011, 12:42
42 552
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама