Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Российский автопром «въезжает» в ВТО


Валерий ВАСИЛЬЕВ, фото автора
Летом нынешнего года, после ратификации президентом пакета документов, Россия присоединится к 157 странам-членам Всемирной торговой организации (ВТО). Что ждет после этого события отечественное автостроение — вопрос не праздный. Мнения экспертов разделились, а посему и прогнозы высказываются разные.



Тернистый путь в ВТО


Официальную заявку о намерении присоединиться к режиму Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-47) — так до 1 января 1995 г. называлась Всемирная торговая организация — российское правительство направило 14 июня 1993 г. Вскоре к рассмотрению заявки Москвы приступила специальная рабочая группа, сформированная на заседании Совета представителей ГАТТа. После того, как на базе ГАТТа создали ВТО, 31 января 1995 г. упомянутую выше группу преобразовали в рабочую группу по изучению вопроса присоединения РФ к Всемирной торговой организации.

Вслед за представлением в 1998 г. Россией своих предложений начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 г. членам ВТО передали первую редакцию перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Начиная с 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

Ключевой момент наступил 16 декабря 2011 г., когда состоялось официальное утверждение решения об одобрении вступления России в ВТО. Подписи под соответствующим протоколом поставили министр экономического развития страны Эльвира Набиуллина и глава Всемирной торговой организации Паскаль Лами.

Все дело в ставках

Отечественный автопром является важнейшим звеном индустриальной мощи России, которая влияет на процессы экономического и социального развития страны. Численность работающих здесь составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроения. Автостроение дает 3,8% от всего объема промышленного производства и 23% от объемов машиностроения. Именно поэтому настоящее и будущее российского автопрома остается до сих пор одной из главных проблем развития российской экономики.


Отечественный автопром вместе со смежниками обеспечивает занятость около 5 млн. человек



С момента вступления в ВТО Россия должна соблюдать все правила этой организации. В частности, должно существенно измениться таможенное законодательство, в том числе и в части пошлин на ввоз автомобильной и специальной техники. Для того, чтобы наш автопром мог адаптироваться к новым экономическим реалиям, введен переходной период до 2019 г.

Так, новые самосвалы полной массой от 20 т будут облагаться пошлиной в 10% вместо нынешних 25%. Через 3 года уровень ставки снизится до 5%. Подержанные самосвалы в возрасте от 3 до 5 лет будут облагаться пошлиной в 15% вместо сегодняшних 30%, через 3 года ставка снизится до 10%, а кроме того, будет отменена дополнительная ставка в 2,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. Ставки на автомобили-самосвалы для бездорожья снижаются с 25% до 5%. На новые дизельные грузовики полной массой до 5 т пошлина с 25% уменьшится до 10%, полной массой от 5 до 20 т — с 25% до 15%, полной массой свыше 20 т — с 25% до 10%.

Действующая ныне ставка в 4,4 евро за 1 куб. см двигателя для самосвалов в возрасте от 5 до 7 лет будет снижена до 15%, а через три года — до 10%. Снизится размер таможенной ставки и для самых старых самосвалов. Для грузовиков старше 7 лет ставка с 4,5 евро за 1 куб. см двигателя уменьшится до одного евро.

На новые тягачи уровня Euro-4 ставка остается прежней — 5%. На аналогичные машины с более низким экологическим показателем пошлины после вступления в ВТО снижаются с 25% до 15%, а с 2015 г. — до 10%. На тягачи от 3 до 5 лет новая пошлина составит 15%, против прежней 30%. На седельные тягачи старше 7 лет ставка за 1 куб. см рабочего объема двигателя уменьшается с 2,2 до 1 евро.

На новые автобусы вместимостью менее 120 человек с 2017 г. ставка уменьшиться с 20 до 10%. Ставка на бывшие в эксплуатации автобусы от 3 до 5 лет снижается с 30 до 15%, а с 2015 г. — до 10%.

Падение величины пошлины произойдет в ближайшие 7 лет на новую спецтехнику: автокраны, автобетоносмесители, автобетононасосы и т.д. Ставки на машины, бывшие в эксплуатации, с даты присоединения России к ВТО, установлены равными с новыми машинами, а евросоставляющие исключены.

Посмотрим на выгоды

Какие же выгоды для отечественного автостроения специалисты видят от вступления России в ВТО? Появляется возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях. Ведь цели ВТО — выработка антидемпинговых мер, снижение таможенных барьеров, благоприятствование развитию международной торговли. После того, как Россия станет полноправным членом ВТО, на нее будут автоматически распространяться снижающиеся тарифы зарубежных стран, ослабнут дискриминационные меры, которые в настоящее время применяются рядом стран против российской продукции. Кроме этого, появится возможность защищать российских экспортеров на внешних рынках от антидемпинговых исков.

По оценке ряда наших и зарубежных аналитиков, для России откроется доступ к передовым зарубежным технологиям, научно-техническим достижениям, который в настоящее время практически закрыт. К безусловным плюсам относится то, что отечественные производители смогут оснащать свою продукцию более качественными автомобильными компонентами из Турции, Испании, Италии или стран Восточной Европы: коробками передач, сцеплениями или светотехникой, которые из-за более низких ввозных пошлин лишь ненамного увеличат стоимость отечественных автомобилей и сделают их более привлекательными для потребителей.


Вступление в ВТО может предоставить российскому автостроению стимулы для повышения производительности труда

Говоря о новых рынках сбыта, мы имеем в виду не США или Евросоюз (кстати, ввозные пошлины в той же Германии составляют почти 30%), российскому автопрому гораздо интереснее небогатые страны, нуждающиеся в дешевой технике, где отечественная продукция, облагаемая небольшими пошлинами, сможет конкурировать с китайской.

По оптимистичным прогнозам, ожидается ежегодное увеличение продаж грузовых автомобилей в 2012-2016 гг. в среднем на 12%. Связано это с общим восстановлением экономики страны, потребностью в обновлении парка грузовых автомобилей, а также расширением кредитного и лизингового рынков.

Потери будут больше

По мнению значительной части отечественных промышленников, большинство наших предприятий имеют устаревшее оборудование и неэффективную систему управления, а между тем им придется сражаться с крупнейшими транснациональными корпорациями, оснащенными по последнему слову техники. Приток дешевого импорта может привести к закрытию ряда слабых производств или их поглощению зарубежными компаниями. Вступление РФ в ВТО приведет к перераспределению долей крупнейших автопроизводителей в пользу компаний из Китая и Южной Кореи, при этом российские автозаводы потеряют конкурентное преимущество в виде более низких цен.

Членство России в ВТО, по прогнозам ряда зарубежных и отечественных экспертов, повлечет значительное падение доли коммерческой автотехники национального производства в общем объеме ее реализации на внутреннем рынке с 65% в 2011 г. до 40-45% в 2015 г. Кроме того, уменьшение таможенных тарифов приведет к увеличению доли подержанных автомобилей на внутреннем рынке до 14-15% в 2012 г. и 25 - 30% в 2015 г. Из-за увеличения импорта недорогих автомобилей из Китая тяжелее придется и местным изготовителям грузовиков, например калужским Volvo и Renault, а также челнинским Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso.

По данным НП «Объединение автопроизводителей России», из-за снижения пошлин на новые грузовики доля отечественной техники в сопоставимом ценовом сегменте упадет в 2-2,5 раза, уменьшится денежный поток с дальнейшей угрозой остановки развития национального грузового автостроения и сворачивания инвестиций и сборочного производства иностранных производителей на территории страны.


Вступление России в ВТО может усилить на нашем рынке позиции производителей из Китая





Беспрецедентное для ВТО снижение пошлин на подержанные грузовики, по оценкам НП ОАПР, уменьшит долю российских производителей коммерческих автомобилей с 70% до 35% с тенденцией к дальнейшему снижению. Рост доли подержанного импорта достигнет 25-30% в сегменте грузовиков и тягачей, в сегменте спецтехники он составит 35-40%. По мнению ряда зарубежных специалистов, меры по защите отечественного автопрома совершенно недостаточны, особенно на фоне более действенных усилий других стран-членов БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), которые в свое время проходили процедуру вступления в ВТО.

Как итог, последует увеличение разрыва в техническом отставании от мировых лидеров отрасли, прекращение модернизации производства и внедрения инновационных технологий, сокращение рабочих мест, значительное снижение налогооблагаемой базы, потеря рынков РФ, СНГ, дефолты предприятий, кризис неплатежей. Следом за этим станет невозможным реализовать стратегию развития автомобильной промышленности до 2020 г., предусматривающей, что к окончанию ее действия 80% всей автотехники, поступающей на рынок России, будет выпускаться на территории страны.

Защитные меры

По заявлению высших чиновников России, правительство готово защищать отечественный автопром и после присоединения к ВТО. В распоряжении властей остаются нетарифные методы регулирования, активно используемые тем же членом ВТО — Китаем. Для поддержки нашего автостроения могут использоваться такие методы воздействия, как технические регламенты, которыми пользуются все страны ВТО.


Защитить российский автопром при необходимости можно методами нетарифного регулирования


Если отечественные предприятия хотят выжить в условиях ВТО, им надо провести глубокую модернизацию производства



Озаботившись защитой нашего автопрома, министерство промышленности и торговли вводит ставки утилизационного сбора, которые заменят прежние высокие пошлины на импортные автомобили. Так, для отечественной техники ставка будет 0 рублей, а для иномарок определяется в соответствии с расчетным параметром. Кроме того, правительство оставит за собой право освобождать от сбора «в иных случаях».

Согласно проекту, сбор рассчитывается при помощи единой базовой ставки и различных коэффициентов, а уплачивается физическими или юридическими лицами, ввозящими автомобили на территорию России, или производящими их в нашей стране. Оплата производится при ввозе автомобиля одновременно с уплатой таможенных платежей (для импортного товара) или до регистрации машины (для продукции, выпущенной на территории страны). Причем, постановление правительства не будет распространяться на машины, ввезенные или произведенные ранее 1 августа 2012 г.

При вступлении в ВТО руководство страны поставило амбициозные задачи — модернизировать экономику, повлиять на систему глобальной торговли, стать ведущей промышленной державой.

А это — переход на новую для России модель экономики, т.е. отход от сырьевой зависимости и развитие реального производства. Цели благие. Но что произойдет на практике, покажет будущее.



КОММЕНТАРИИ:


Российский автопром «въезжает» в ВТОАлексей КИЧАТОВ, генеральный директор City Express

Как показывают результаты опросов вступление России в ВТО может иметь заметные последствия для рынка грузоперевозок. О готовности успешно конкурировать в условиях ВТО на российском рынке заявляют только четверть перевозчиков, а на зарубежных рынках — и вовсе только 9%. Присоединение к ВТО обеспечит увеличение внешнеторгового оборота, соответственно, вырастут объемы международных грузоперевозок и перевалки транзитных грузов. Все это для перевозчиков, безусловно, выгодно.
С другой стороны произойдет унификация тарифов на транспортные услуги. Поэтому можно предположить, что некоторые неэффективные компании с низкой рентабельностью уйдут с рынка, некоторые будут вынуждены интегрироваться с более сильными и крупными игроками. Но в целом вступление России в ВТО должно благотворно повлиять на рынок грузоперевозок.
Наличие современного парка автомобилей, безусловно, конкурентное преимущество в условиях ВТО. Поэтому целесообразно пополнять парк, как иномарками, так и отечественными машинами, но непременно новыми. Все будет зависеть от того, как скажется присоединение к ВТО на стоимости импортных грузовых автомобилей. Пока есть сомнения, что они сильно подешевеют.


Евгения ТУРУТИНА, генеральный директор ООО «Нордленд»

В первую очередь ВТО — это облегчение условий для международной торговли. Плюсы для транспортников — увеличение потока грузов. Сегодня мне трудно определить возможные плюсы. По моему пониманию, при вступлении в ВТО ввозная таможенная пошлина на новые грузовики должна сократиться в течение 3-5 лет постепенно, но при этом стоимость на новые грузовики, скорее всего, увеличится в ближайшее время. «Нордленд» в этом году выполнила план максимум — мы обновили и докупили технику. А дальше война план подскажет. Я думаю, что, скорее всего, мы продолжим покупать новую иностранную технику.


Сергей ПРОШИН, заместитель генерального директора по развитию ООО «Вента»

Пока пошлины на ввоз иномарок меняются не существенно и, вообще, нет оснований ожидать, что иномарки подешевеют.
Ведь первые семь лет будет переходный период, который будет состоять из двух интервалов. Если не ошибаюсь, первые пять лет пошлины будут держаться на уровне 2007 года. Это, конечно, несколько ниже, чем сейчас, но в дополнение к пошлинам на иностранные машины введен утилизационный сбор, который с лихвой компенсирует эту разницу. Только после первого интервала пошлины начнут плавно снижаться до уровня ВТО. Это снижение продлится еще два года. Теоретически, после этого пошлины на ввоз должны оказаться на уровне ВТО. Но это только теоретически, т.к. неизвестно, какой еще сбор или какой-то косвенный налог придумает наше правительство за это время.
Я ожидаю, что государство сейчас по всем фронтам будет бороться за сохранение платежей от импорта. Они будут придумывать всякие сборы, страховки, взносы и прочее. Получается, что нет оснований ждать, что импортные товары существенно подешевеют после вступления в ВТО.


Ягудин АЛЬБЕРТ, генеральный директор ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус»

На самом деле ВТО — это половинка вопроса. Тем, кто производит автомобили в РФ, ВТО невыгоден: для сравнения — падение пошлин для легких грузовиков составит с 25 до 15%, а на СКД — чуть меньше 1%. Но меня сейчас волнует другое — в качестве анти-ВТО меры в настоящее время в РФ вводится утилизационный сбор. Закон об утилизации принят и подписан. Но весь процесс должен быть описан в постановлении Правительства РФ, которое до сих пор находится в разработке, и нет никаких проектов, доступных широкой общественности.
Что там будем написано — это главная интрига дня. Возможно, для российских производителей будут какие-либо преференции, которые восстановят привлекательность производства а/м в РФ.
Оцените статью:
31.08.2012, 17:34
8 071
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама