Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Бизнес Отслеживать:

Заглядывать в будущее. Промышленный дизайн.


Елена Максимова, фото Василий Бахарев
Есть профессии, связанные с умением заглядывать в будущее. Речь пойдет вовсе не о шаманах, астрологах или экстрасенсах. Поговорим мы о профессии дизайнера вообще и промышленного дизайнера в частности.


Более подробно об умении «видеть сквозь время» и не только расскажет декан факультета дизайна Академии имени Штиглица, заведующий кафедрой промышленного дизайна Валерий Георгиевич Бандорин.

– Валерий Георгиевич, Академия имени Штиглица – одно из старейших профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга?

– Да, в этом году нашей Академии исполняется 135 лет. Ее основал барон Александр Людвигович Штиглиц. Он был известным банкиром, промышленником и организатором производств различного направления.

Будучи талантливым предпринимателем, А.Л. Штиглиц понял, что для динамично развивающейся на тот момент промышленности нужны специалисты, которые могли бы делать качественные товары. И он организовал Центральное училище технического рисования – так изначально называлось наше учебное заведение. На основание учебного заведения А.Л. Штиглиц выделил 1 млн рублей.

За время своего существования училище претерпевало различные изменения.

После Великой Отечественной войны и блокады, когда город понес серьезные потери, училище стало готовить резчиков, лепщиков, художников по росписям. Эти специалисты сыграли важную роль в восстановлении Ленинграда.

Уже в конце 50-х годов это учебное заведение получило статус высшего учебного заведения и стало называться Высшим художественно-промышленным училищем имени В.И. Мухиной.


– С чем связано появление в училище кафедры промышленного дизайна?

– В конце 60-х годов появилось так называемое «промышленное искусство». Именно тогда в нашем училище была создана кафедра промышленного дизайна. Она готовила художников-конструкторов – специалистов с художественным образованием, которые работали для того, чтобы выпускать качественную, красивую и конкурентоспособную продукцию.

– Промышленный дизайн отличается от дизайна в широком смысле?

– Специалист промышленного дизайна – редкая и серьезная профессия. При современных технологиях в большей степени популярен дизайн полиграфический, который, благодаря компьютерным технологиям, достаточно быстро и сравнительно дешево реализуется. Промышленный же дизайн требует серьезной материальной базы. Дизайнер – это технический скульптор, и выразительность дизайнерского решения воплощается в пластике и в объеме.

– Что должны уметь ваши выпускники?

– Специалисты промышленного дизайна в нашем понимании – это люди, которые смогут работать в промышленности, выпускающей всевозможные товары – начиная от изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения и заканчивая различными видами транспорта.

Наши специалисты должны уметь разрабатывать дизайн всего, что выпускает промышленность, поэтому обучение происходит в несколько этапов. Сначала преподаются теоретические основы. Затем студенты учатся проектировать простые вещи – игрушки, часы, приемники.

После этого будущие специалисты выходят на более сложный уровень – начинают конструировать механические транспортные средства – например, велосипеды. Только потом они могут разрабатывать дизайн таких сложных изделий как грузовой и промышленный транспорт.

– Как организован у вас учебный процесс?

– Подготовка наших специалистов ведется 6 лет. Наиболее серьезное внимание мы уделяем трем видам дисциплин.

Первая группа – это профилирующие науки с точки зрения формирования культурно-художественного мировоззрения: рисунок, живопись и композиция проектирования. У нас очень сильная художественная подготовка – до 5 курса преподается академический рисунок, и это наше отличие от школ дизайна, которые организуются на базе технических университетов. Также наши студенты изучают сопутствующие дисциплины – конструирование, технологию материалов, материаловедение. Помимо этого, есть еще общеобразовательные дисциплины.


– Востребованы ли ваши выпускники?

– Раньше, в 70-80-е годы, вопрос востребованности решался достаточно органично. Факультет осуществлял плановую подготовку специалистов, которые распределялись на различные предприятия в художественно-конструкторские бюро – они были в каждой промышленной компании. Сейчас такого распределения нет, наши выпускники свободны в выборе рабочего места.

Мы зависим от промышленности – как актеры, которые даже при блестящей подготовке остаются невостребованными, пока не найдется режиссер.

При этом базовое образование, которое мы даем, обеспечивает адаптацию к существующим реалиям жизни. Наши выпускники владеют компьютерными методами проектирования и моделирования.

К сожалению, промышленная реализация – это не компьютерная картинка, которую можно быстро распечатать. Она требует финансовых вложений. Даже чтобы внести несущественные изменения в кабину линейки грузовиков, необходимы серьезные финансовые затраты.

– Демонстрируют ли ваши студенты свои разработки в процессе обучения?

– У нас существует большая база студенческих разработок. Это транспорт различного назначения. Мы достаточно много участвуем в профессиональных конкурсах. В конце 2010 года мы получили из Москвы подтверждение о выигрыше национальной премии конкурса «Российская Виктория» в номинации «Промышленный дизайн транспортного средства».


Наши студенты выполняли проект по моделированию КАМАЗа 2040 года. Им давалась возможность на основе существующих тенденций автомобилестроения и дизайна продемонстрировать свои соображения по поводу представления грузового автомобиля будущего.

Мы второй год работаем с заводом КАМАЗ, отправляем туда студентов на практику, они знакомятся с производством, получают задания и сами инициируют заказы, связанные с грузовым транспортом.

Также наши выпускники по заданию КАМАЗа делали макеты для разработки транспорта, работающего в экстремальных условиях: на крайнем севере, в Сибири, в Тундре.

– С какими еще компаниями сотрудничает ваша кафедра?

– Мы работаем с зарубежными партнерами. В нашу академию приезжал один из дизайнеров Audi и читал нашим студентам лекции. Причем он был заинтересован не только в передаче опыта, но и в том, чтобы получить новые идеи.

По мнению иностранных специалистов промышленного дизайна, русские, благодаря к своему нестандартному мышлению, могут предложить нечто свежее, отличное от устоявшегося европейского.

В марте к нам приедут представители фирмы Volkswagen. Они тоже заинтересовались идеями наших студентов.

Студенты не закрепощены на конкретной деятельности по выпуску какой-либо продукции, поэтому им проще фантазировать. Наши идеи были частично реализованы одной из фирм-производителей морского и речного транспорта при разработке ходовой рубки.


– Расскажите об особенностях дизайна грузового и промышленного транспорта.

– Грузовой транспорт – понятие довольно обобщенное – от малотоннажных грузовиков до промышленной спецтехники. Для дизайнера главное – создание внешнего образа транспортного средства. Поэтому наша задача – получить специалистов, которые понимают нюансы того или иного вида транспорта.

Дизайнер отвечает не только за внешний облик, но и за внутреннее удобство транспорта. Например, нами разработана модульная конструкция КАМАЗа. Первый модуль – это кабина управления. При необходимости более длительного передвижения по магистрали она дополняется другим модулем, который содержит в себе все необходимое функциональное оборудование жизнеобеспечения: кухню, гигиеническое оборудование. Если же поездка должна длиться очень долгое время, то машина может быть оснащена третьим модулем, который связан с возможностью не только краткосрочного, но и достаточно длительного отдыха.

Кроме того, транспорт с экономической точки зрения должен быть рентабельным. Иначе он утратит свою конкурентоспособность.

– Какие еще интересные и необычные разработки предлагают ваши студенты?

– Наши студенты, авторы одной из разработок грузовика будущего, предложили модель, в которой не будет ветрового стекла, поскольку это требует напряжения от водителей на дальних рейсах. Они предлагали заменить ветровое стекло системой камер, которые позволят осуществлять панорамный обзор дороги из кабины.


– Что является самым важным в промышленном дизайне?

– Важно, чтобы наши специалисты умели выражать значение вещи. Чтобы было красиво, комфортно, экономично, эргономично.
Кроме того, мы хотим, чтобы наши дизайнеры не только выигрывали в престижных номинациях конкурсов, но чтобы они внедряли свои разработки в производство. Ведь развитие происходит только тогда, когда идеи воплощаются в жизнь.
Оцените статью:
24.03.2011, 10:02
10 748
1

Материалы по теме

Обсуждение

  1. 30 января 2017 18:47
    Как-то за кадром остался тот факт, что промышленн дизайнеров в Петербурге готовят не только в академии им. Штиглица. Очень качественная школа была создана профессором Дьяченко в стенах Политехнического университета на базе кафедры "Автоматы". Выпускники-промышленные дизайнеры из Политеха работают на ведущих предприятиях города и в частных студиях, делают удивительно качественные проекты, которые реализуются на практике. Например, студия FORMA http://forma.ltd/
    К сожалению, выпускники из Штиглица скорее художники, нежели конструктора, поэтому, в отличие от представителей Политеха, зачастую находят работу за границей или в смежных областях (интерьер, мебель, графика).
    -3

Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама