Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Реформа транспортного налога


Четыреста относительно честных способов отъема денег придумал знаменитый турецко-подданный Остап, ну и так далее... А кто придумал четыреста первый?


Вы не поверите – Правительство России. Причем, как это принято
«в сферах», персонального автора у него нет. Не верите? Тогда слушайте, то есть читайте.

Выступая в мае этого года на заседании Правительства, В.В. Путин высказал идею отмены транспортного налога, а чтобы государство не осталось внакладе, было предложено увеличивать акцизы, включенные в стоимость топлива на 1 руб. ежегодно в течение трех лет. Все просто и разумно: большинство рядовых автомобилистов почувствовало бы заметное облегчение, а владельцы солидных авто должны были дополнительно раскошеливаться при каждой поездке.

Участники того памятного заседания, как водится «в сферах», единодушно «приняли и одобрили», и в протокол включили поручение Премьер-министра Минфину, Минтрансу, Минэкономразвития и еще кому-то подготовить соответствующий законопроект. Обратили внимание, Минфин в этом списке стоял первым. Там за реализацию указания Премьера взялись, засучив рукава, и вскоре был готов соответствующий документ, вежливо намекавший на то, что Премьер не очень прав. Нет, дополнительные акцизы вещь нужная, но зачем налог-то отменять??? И в окончательную редакцию нового законопроекта включено и то, и другое.


Этим историческим экскурсом открыл Круглый стол на тему «Актуальные проблемы автомобилистов: техрегламент и транспортный налог» член Экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ, лидер движения автомобилистов «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков.
В принципе, избавиться от двойного налогообложения, как это называется на юридическом языке, несложно. Загоняешь автомобиль в гараж, снимаешь с него и по дешевке продаешь колеса, и акцизы вам не страшны. Правда, это в том случае, если вы пользуетесь автомобилем только по выходным. А как быть профессиональным перевозчикам?

Предоставим слово председателю Центрального совета межрегионального профсоюза водителей профессионалов Александру Котову:

Профессиональные транспортники не только не могут поставить на прикол свои «орудия труда», они не могут обходиться без мощных машин.

На сегодня средняя мощность двигателя магистрального тягача примерно 400 л.с. Возьмем эту цифру за базу при расчете транспортного налога. Сейчас он составляет примерно 64,0 тыс. руб. К 2013 году (если законопроект, конечно, будет принят!) при среднегодовом пробеге тягача в 100,0 тыс. км. расходы составят 120,0 тыс. руб. за счет акцизов при приобретении топлива и 32,0 тыс. руб. транспортного налога. Иначе говоря, расходы на один автомобиль возрастут в два с половиной раза! Такая вот «арихметика».



Что последует за этим? Из имеющихся уже машин начнут «выжимать» все что можно, тут уж не до покупки новых. Это уже неизбежно приведет к старению парка и вынужденной экономии на ремонтах и обслуживании. А следом также неизбежно начнет расти аварийность, как следствие вынужденного выжимания максимума из техники.

Игнорировать перспективы развала транспортной отрасли просто преступно. Сейчас износ парка коммерческого транспорта достиг 70%. Но это полдела. В принципе и из этой техники можно было бы еще что-то выжать, если бы не другое, не менее важное обстоятельство. Рентабельность перевозок сейчас едва дотягивает до 0,4% - такое даже представить трудно. Два десятка лет назад существовала общегосударственная сеть УТЭПов, занимавшихся попутной загрузкой транзитного транспорта. Сейчас эта проблема не волнует никого, и часто автопоезд, доставивший в Читу подгузники, в Калининград везет воздух. Чтобы спасти отрасль, в Минтрансе всерьез и детально анализировали пресловутый законопроект, готовили свои предложения. Мнение единодушное – отмена транспортного налога в его нынешнем виде – единственно разумное решение, двойное налогообложение – полный абсурд. Малый и средний бизнес на транспорте можно будет отпевать под колокольный звон.

Времена таких гигантов как «Совтрансавто» или Первый московский автокомбинат давно канули в Лету. По словам В. Лысакова, сейчас более 70% перевозчиков сами являются и владельцами транспорта, при этом большинство «автохозяйств» имеют на балансе до 10 автомобилей. Они двойного налогообложения явно не переживут.


А чем грозит принятие нового законопроекта всему народному хозяйству в целом? Вряд ли кто-то не знает, что такое «принцип домино». Двойной налог запустит его по полной программе. Транспортная составляющая в стоимости товаров народного потребления длительного пользования в Европе менее 3,5%, в России – более 13%, в перспективе – рост до 18%. Кто-нибудь верит в то, что торговые сети согласятся проглотить эти расходы? Нет! И правильно. Следовательно, рост розничных цен практически гарантирован.

Но это только первая фишка домино упала. К числу потенциальных покупателей, пострадавших от роста цен, прибавится армия бывших владельцев автотранспортных предприятий и членов их семей, которым в магазины идти будет просто не с чем. Вот вам и вторая фишка. Недаром же представители профсоюза транспортников вполне обоснованно высказывают мысль о том, что перспектива повышения акцизов на топливо без отмены транспортного налога, то есть двойное налогообложение автовладельцев, может привести к социальной напряженности в обществе в целом. При этом мы пока не занимались таким национальным «эксклюзивом», как «обходные» схемы и «черные перевозчики». По мнению А. Котова в общем объеме перевозок их доля достигнет 80%, а разработка обходных схем уже сейчас идет полным ходом. Вот еще сразу две фишки.

Говорят, что снять ее сможет тезис о том, что каждый субъект РФ сможет сам определять транспортный налог и снижать его по своему усмотрению. Но вот что интересно: в 2009 году 35 регионам предложили самостоятельно определить налог, и ни один из регионов его не снизил.

Не выдерживает критики и тезис о том, что новая налоговая практика буквально перевернет дорожную отрасль. На ближайшие годы, когда уже должно будет работать новое налогообложение, в Росси планируется построить 14,0 тыс. км новых дорог. Для примера в Китае рассчитывают проложить 50,0 тыс. км, а в США – 60,0 тыс. км. Да, наступление светлого будущего для российских транспортников откладывается на неопределенное время. Впрочем им и не привыкать – ведь сейчас всего 8% федеральных дорог предназначены для движения в два ряда и более. Дальше – интереснее: боле 50,0 тыс. российских населенных пунктов вообще не имеют ни внутренних, ни подъездных дорог!


Вкладывать средства, собранные в виде дорожного налога, дорожникам вроде бы никто не мешает и сейчас. Но беда состоит в том, что эти деньги как-то незаметно «растекались» по городам и весям, а то и просто по карманам. Проблема «недоношенного» законопроекта в том-то и состоит, что он не делает систему сбора, а главное – распределения новых налогов – прозрачной, а ведь тогда речь пойдет о цифрах, куда более внушительных.

Вы что-то сказали о роли государства? Вернемся в 2009 год, когда была предпринята попытка регулирования цен на топливо, которые неуклонно стремились в заоблачные выси. Тогда все российские регионы мягко пожурили и сурово предупредили – «ай-яй-яй». Результат не заставил себя долго ждать: 65 регионов подняли цены на топливо, 14 сохранили их на прежнем уровне, и лишь 4 додумались до того, что снизили. Комментарии требуются?

Над попытками вернуть законопроект о новом налогообложении транспортников в русло здравого смысла или вообще избавиться от него ломают голову эксперты, экономисты, юристы, социологи и, что довольно показательно, депутаты Госдумы. Интересно, что у них получится?

Леонид Круглов
Оцените статью:
7.12.2010, 12:30
4 776
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама