Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

СпецтехникаОтслеживать:

Степень свободы. Конструкции КМУ


Сергей ЛИПСКИЙ, фото автора
Каждый, кому доводилось заниматься перевозкой грузов, сталкивался с проблемой организации погрузочно-разгрузочных работ. Одно дело, когда грузы перевозятся между складами, оборудованными грузоподъемными устройствами, совсем другое — когда конечным пунктом является, например, небольшой строительный объект в чистом поле. Классическая схема «грузовик-автокран» оправдывает себя не всегда. Да, автокран рассчитан на частую перебазировку и отлично справляется со своей работой, но это плюс еще один автомобиль со своим водителем и своими эксплуатационными расходами…


Альтернатива автокрану существует — это краноманипуляторные установки (КМУ) на шасси грузового автомобиля. Первые механические (тросовые) модели появились в конце 40-х гг. прошлого столетия в Швеции (HIAB), а в 60-х гг. с внедрением гидропривода они быстро завоевали популярность в Европе и сегодня представляют целый класс грузоподъемного оборудования.

КМУ предназначены для погрузки груза в кузов автомобиля, последующей разгрузки груза, его укладки, а также для выполнения других погрузочно-разгрузочных и монтажных работ. Они устанавливаются на раму автомобиля как между кабиной и кузовом, так и в заднем свесе. Последний вариант позволяет обслуживать и прицеп, не расцепляясь с тягачом.

В рамках данного материала мы не будем рассматривать гидроманипуляторы для работы с бревнами и металлоломом, остановимся на моделях, предназначенных для установки на бортовые автомобили и седельные тягачи для работы с широкой номенклатурой грузов.

Основной характеристикой, от которой отталкиваются при выборе КМУ, является ее грузовой момент, т.е. произведение массы груза на вылет стрелы (традиционно в тоннах на метр). Выпускаемые модельные ряды насчитывают десятки моделей и сотни модификаций и подразделяются на несколько типоразмеров, например, у Palfinger — это «малый» (0,8-3,9 т/м), «легкий» (4-10 т/м), «средний» (11-34 т/м) и «тяжелый» (35-150 т/м). Возможности КМУ наиболее точно иллюстрирует ее грузовысотная диаграмма. При этом нужно учитывать еще габариты и центр тяжести груза, способ строповки и характеристики такелажной оснастки.

Конструкции современных КМУ — это компромисс между максимальными вылетом (до 30 м) и грузоподъемностью (до 40 т), минимальными собственным весом и габаритами в транспортном положении. Здесь несколько слагаемых успеха: грамотная кинематика всех звеньев, тщательно рассчитанные усилия и напряжения в металлоконструкциях, высококачественные материалы.


«Самодостаточный» автопоезд с КМУ Fassi F130, оборудованной захватом для стройматериалов на поддонах


Супермегауниверсал: Unimog на комбинированном ходу с КМУ Palfinger PK7501


Новинка СТТ-2011: Ивановец КМ-100 с грузовым моментом 9,7 т/м и вылетом 10,2 м


Выбор базового автомобиля определяется его характеристиками и экономической целесообразностью установки конкретной КМУ на автомобиль заданной грузоподъемности. Дело в том, что снижается полезная грузоподъемность на величину массы КМУ (100-12000 кг), также уменьшается длина грузовой платформы на монтажную длину КМУ (600-2800 мм), и происходит перераспределение осевых нагрузок. Для компенсации этих явлений в отдельных случаях серийное шасси подвергается значительной доработке: рама удлиняется и усиливается, подкатываются дополнительные оси… В любом случае, изготовитель оборудования четко прописывает требования к полной массе автомобиля. Ведь если при езде КМУ выполняет функцию «балласта», то при ее работе уже автомобиль становится балластом и совместно с аутригерами обеспечивает устойчивость машины в целом.

Стандартный вариант — два аутригера непосредственно под КМУ. Для повышения устойчивости устанавливается дополнительная пара аутригеров в противоположном от КМУ конце автомобиля. Расположение аутригеров на выдвижных консольных балках позволяет расширить опорный контур до 5-9 м. Для сохранения геометрической проходимости автомобиля аутригеры могут наклоняться на 45-50 градусов от вертикали или поворачиваться на 180 градусов вверх. Последний вариант еще позволяет успешно разминуться с агрегатами шасси, перенос которых вызывает определенные трудности.

КМУ поставляется в комплекте с аксиально-поршневым насосом, гидробаком и системой охлаждения (по необходимости). Привод насоса осуществляется через коробку отбора мощности. Функции управления потоками гидравлического масла выполняет гидрораспределитель с электрогидравлическим пропорциональным управлением. На легких моделях устанавливаются простые гидрораспределители с ручным управлением, что, правда исключает возможность дистанционного управления. Безопасная и комфортная работа возможна во многом благодаря тормозным клапанам, установленным на гидроцилиндрах стрелы. Они не позволяют стреле «падать» под действием попутной нагрузки, также выполняют функции гидрозамка и термоклапана. Широко внедряются клапана с функцией регенерации потоков. Максимальные рабочие давления в гидросистеме достигают значений 27-35 МПа, что позволяет реализовывать большие усилия при минимальных площадях поршней гидроцилиндров, а соответственно и минимальных массогабаритных показателях.



Размещение КМУ за кабиной и за грузовой платформой


Опорный контур обеспечивают четыре аутригера


Установка КМУ на автомобиль — дело ответственное, его лучше доверить профессионалам, чем впоследствии ремонтировать треснувшую раму. Крепление КМУ осуществляется посредством шпилек или стремянок обязательно через подрамник, равномерно перераспределяющий огромные усилия от «тонно-метров» поднимаемого груза. Обычно грузовая платформа и КМУ имеют общий подрамник.

Механизм поворота стрелы КМУ обычно реализован по схеме шестерня-рейка с гидроцилиндрами (поворот на угол до 400 градусов). Для среднего и особенно тяжелого класса используют опорно-поворотное устройство с гидромотором, обеспечивающим поворот на неограниченный угол.

По компоновке КМУ можно разделить на два вида: краны-манипуляторы с прямыми телескопическими стрелами и с шарнирно-сочлененными стрелами. Первый вид представляет собой многосекционную (до 7 секций) телескопическую стрелу, установленную на поворотной колонне и оснащенную тросовой крюковой подвеской. Телескопирование секций осуществляется гидроцилиндрами совместно с полиспастной системой. Применение тросовой подвески дает преимущества при выполнении работ ниже уровня земли, а также при выполнении работ из-за препятствий.
В транспортном положении стрела может находиться либо над кабиной, либо над платформой.


Для устранения передней «мертвой» зоны в районе бампера может крепиться еще пара аутригеров


Unic V370 — такие КМУ особенно популярны в Японии и Южной Корее


Второй вид имеет многозвенную шарнирно-сочлененную стрелу на поворотном основании. По аналогии с рукой человека, к поворотной колонне (туловищу) крепится первое звено (плечо), к нему — второе (предплечье).

Второе звено обычно выполняется телескопическим (до 10 секций). На его конце находится крюковая подвеска, которая при наличии лебедки может крепиться к ее тросу. Телескопирование секций осуществляется гидроцилиндрами. Для расширения характеристик предусматриваются телескопические гуськи (до 7 секций), увеличивающие вылет на 10-15 м. В транспортном положении стрела складывается поперек шасси, оставляя грузовую платформу свободной.

Существует несколько способов управления КМУ: стандартный — рычаги с двух сторон грузовика; стойка оператора на уровне платформы; кресло оператора наверху колонны с управлением двумя джойстиками и двумя педалями; дистанционное управление — выносной пульт (радиоуправление).

Необходимым требованием является оснащение КМУ системой безопасности. Она не позволяет превысить допустимые значения, предупреждает оператора при достижении 90% нагрузки и плавно останавливает кран при достижении максимума. Система выполняет постоянный контроль контакта аутригеров с грунтом и контроль полного перевода КМУ в транспортное положение.


Шестигранный профиль имеет повышенную устойчивость к скручивающим нагрузкам


Телескопический гусек открывает для КМУ новые горизонты


Выпуском КМУ занимаются следующие производители: Palfinger (Австрия), Atlas, MKG (Германия), HMF (Дания), Amko-Veba, Copma, Cormach, Effer, Fassi, Ferrari, Pesci, PM, (Италия), XCMG (Китай), ЗАО «ИНМАН», ЗАО «БАКМ», ООО «Велмаш-С», ОАО «Майкопский машиностроительный завод», ОАО «Златмаш», ЗАО «АЗМ-Стройдормаш», ОАО «Автокран» (Россия), Erkin Hidrolik, Hidrokon, Kombassan Acar (Турция), HIAB (Швеция), CS Machinery, Dongyang, Kanglim, Soosan (Ю.Корея), Kato, Maeda, Tadano, Unic (Япония).

В отсутствие крана КМУ можно считать сегодня наиболее оптимальным вариантом погрузки и разгрузки автомобильных грузов, и не только малотоннажных. С ее установкой автомобиль приобретает, по сути, дополнительную степень свободы, позволяющую наладить транспортный процесс на новом уровне эффективности.
Оцените статью:
17.07.2012, 10:04
7 686
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама