Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Техника Отслеживать:

Почем нефтедоллары? Самосвалы Volvo FMX на нефтедобыче


Максим Сергеев, фото автора
Фраза «Россия – сырьевой придаток, мы живем на нефтедоллары» – банальность. Но очень немногие задумываются над тем, кто и как эти нефтедоллары добывает. В трехстах километрах от Нижневартовска, на границе Западной и Центральной Сибири, стоит вахтовый поселок Пионерный – бывшие владения «Юкоса», сейчас они принадлежат «Роснефти».


Разумеется, все стремятся сюда, чтобы заработать. Число подрядчиков и субподрядчиков стремится к бесконечности, на манер периодической дроби. Но большинство из них как возникают, так и исчезают – выживает сильнейший. Эти компании работают на самой разнообразной технике. Пару лет назад здесь было не продохнуть от «китайцев», сейчас большинство из них стоит вдоль дорог. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что несколько компаний не сдаются и пытаются окончательно выработать их ресурс. Больно (и очень холодно) смотреть на людей, в тридцатиградусные морозы пытающихся починить намертво вставшего «китайца». Немногим отличается от них судьба водителей КАМАЗов и немногочисленных «Уралов».

Но больше всего здесь ценятся самосвалы шведских производителей. Кроме Scania и Volvo, из иностранных производителей больше никого нет. И самым большим пиететом пользуются самосвалы Volvo FM. Один из них за три года успел пройти более 720000 км и, несмотря на механическую коробку, сцепление потребовало замены лишь на 680 000 км! Понятно, что такой уровень надежности для машин, работающих вдали от сервисных станций, ценится выше всего. Ближайшие СТО находятся в Сургуте, а это 600 «верст» по зимней тайге.

Компания «Лорри», в основном эксплуатирующая Volvo серии FM, при расширении своего парка приобрела Volvo FMX с колесной формулой 6х6. Прямо скажем, даже для небедных нефтяников это редкая версия. Подавляющее большинство довольствуется самосвалами с колесной формулой 6х4, и блокировкой межосевого дифференциала. Но руководство «Лорри» посчитало, что полноприводная модификация будет выгодна в осенне-весеннюю распутицу, когда буксующие грузовики не могут выбраться из глинистых котлованов, и их приходится вытаскивать при помощи бульдозеров.


А почему именно FMX, когда есть огромный опыт отлично зарекомендовавших себя Volvo FM? Главной причиной является, как раз то, что машина выпускается в России на Калужском заводе. Почему? Нет, патриотические чувства не чужды большинству из нас, но в покупке самосвала они играют далеко не первую роль. Главным приоритетом был и остался 400-сильный 13-литровый двигатель уровня Euro 3!

Он отлично «тянет» во всем диапазоне оборотов и при этом нормально переваривает отечественную солярку. И не надо ханжеских выпадов на тему экологии. Разумеется, забота о ней – дело благое. Но вот двигатели Euro 4 и 5, которые устанавливаются на Volvo, используют технологию SCR (впрыск синтетической мочевины AdBlue в выпускной тракт), и как эксплуатировать такие моторы при температуре ниже минус 30°С, если пресловутая мочевина замерзает при минус 11°С? И даже если поставлять к нам двигатели Euro 4 с рециркуляцией выхлопных газов (технология EGR), то чем эти машины заправлять? Топливо такого класса за Уральской грядой встречается редко. В частности, именно здесь, в Пионерном, оно есть, – поскольку поселок работает для нужд нефтяников и на местной нефти, то проблем с качественным топливом здесь нет, все нужды обеспечивает небольшой нефтеперегонный завод. Но вахтовики работают в самых разных местах и условиях.


Ночь, ветер, температура – минус 32°С. В свете развевающихся факелов, фар и прожекторов, реве двигателей, выплывает огромная лапа и вываливает в кузов два кубометра мерзлого глинозема (около 3500 кг), машина слегка приседает на рессорах и терпеливо ждет, пока кузов заполнится… Честно говоря, обстановка сильно напоминает фантастические фильмы о конце света, что-то подобное можно увидеть в «Терминаторе». Только сейчас мы не на съемочной площадке – это обычная рабочая смена.

«Машины работают круглосуточно, и двигатель не глушится вовсе. Месячный пробег составляет до 30 тысяч км. Мы возим грунт и отсыпаем подушку под будущую нефтяную вышку. Сейчас приходится работать на плече 20 – 22 км. За двенадцатичасовую смену водитель успевает сделать семь – восемь рейсов», – люди, работающие на вахте, говорят о своей работе буднично, как о привычном. Так оно и есть, здесь такие условия эксплуатации.


Залезаем в кабину одного из пяти первых в России полноприводных Volvo FMX. Привычная «вольвовская» дневная кабина, не страдающая от обилия допоборудования, – стеклоподъемники и те механические. Единственное отличие от остальных машин – кнопка подключения переднего моста. Из «излишеств» только кондиционер, сейчас зимой он не актуален, но летом, когда жарко, а открыть окно – значит, напустить полную машину комаров и мошки, переоценить эту опцию будет трудно. Те, кто бывал в этих широтах летом, прекрасно представляют себе, какие здесь комары. Сейчас водители говорят, что кабина теплая, можно работать без куртки даже при самых низких температурах. Ежесуточный пробег – более 600 км. Но на минуту отвлечемся и представим себе, что годовой пробег 200 – 250 тысяч км считается очень неплохим показателем даже для магистральных автопоездов, а здесь самосвалы…

С такими пробегами очевидно, что вопросы окупаемости (хотя машины стоят более 6 млн руб.) не стоят. Разумеется, никто нам точных цифр и сроков не сообщил, но в приватной беседе дали понять, что срок окупаемости полноприводного Volvo FMX – «меньше года»! Круглосуточная работа – две смены по двенадцать часов, водители работают в паре «на общий карман». И так всю двухмесячную вахту. Здесь не продается спиртное и нет ни одного клуба, зато до сих пор можно нормально пообедать в столовке за 100 руб. И все не просто «удобоваримо», но вкусно и питательно, правда, есть придется алюминиевыми ложками и вилками… Вас это смущает? А как вам цена за трехкомнатный люкс «для начальства» с двумя санузлами и кухней – 800 руб./сутки? Разумеется, все дотируется «Роснефтью», и все же…


Когда попадаешь в эти места впервые, волосы шевелятся от того, сколько денег в прямом смысле закапывается в землю! Только представьте себе, что грунт возится за 22 км, а щебень – за все 200! Просто потому, что его больше негде взять! И платят за эти перевозки «по полной» так, что хватает конечному исполнителю, а это, как показывает практика, четвертое или пятое звено в цепи субподрядчиков! Кстати, водители, что едут сюда за «длинным северным рублем», получают не так уж и много – если тебя «не кинут», и ты будешь работать на нормальной, не ломающейся машине в приличной компании, то можно рассчитывать на 60-70 тыс. руб. в месяц. По столичным меркам, прямо скажем, не густо.

Весь этот край живет, пока есть нефть. По разным оценкам, ее хватит на 25-50 лет. А потом цивилизация отсюда уйдет, останется дикая природа и редкие охотники, нарушающие тишину звуком выстрела или игрой на варгане. Но в ближайшие десятилетия заброшенность этой земле не грозит, сюда будут гнать технику, и вливать немыслимые средства – стране так нужны нефтедоллары.
Оцените статью:
25.05.2011, 19:35
10 773
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама