Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Сервис Отслеживать:

Три пути, три составляющих


Организация сервиса тяжелых грузовиков пока еще имеет альтернативные пути развития и оказывает все большее влияние на объемы продаж.

На Северо-Западе, наиболее развитом, с точки зрения транспортной инфраструктуры, регионе страны, падение объемов автомобильных грузоперевозок в 2009 году составило, по оценкам экспертов, около 30%. Неудивительно, что продажи новых тяжелых грузовиков в прошлом году просто рухнули. Дилеры искали спасения в сервисе, однако спад перевозок сократил и необходимость в услугах сервиса, и финансовые возможности перевозчиков по их оплате. Снижение спроса привело к тому, что некоторые транспортные компании с начала 2009 года даже начали снимать тягачи с регистрации, чтобы не платить хотя бы транспортный налог.



Инфраструктура регионального рынка сервиса тяжелых грузовиков на волне роста продаж в 2006-2007 гг. получила немалое развитие. Было открыто несколько новых грузовых автосервисов, оснащенных по последнему слову техники. Но до сих пор в этой сфере остаются три основных метода организации обслуживания: самообслуживание, причем как индивидульное, так и корпоративное на основе собственной ремзоны, обслуживание на независимых грузовых автосервисах и обращение в дилерские автоцентры. Распределение рынка по этим трем направлениям и динамику его изменения оценить сложно, но основные тенденции этих изменений связаны с ценой обслуживания и платежеспособностью владельцев автомобилей.

Очевидно, что в кризис владельцы грузовиков тоже были вынуждены сокращать затраты. Расценки на перевозки в среднем снизились на 35%, и многие перевозчики работали на грани нулевой рентабельности. Главной задачей стало сохранение штата водителей тяжелых грузовиков. «Если водителю сократить зарплату, он заберет трудовую книжку и в обидевшую его компанию никогда не вернется», — рассуждает гендиректор «Совавто-Петербург» Вячеслав Лазарян. А ведь это, в основном, уникальные специалисты, которых в случае необходимости быстро не набрать.

Одним из направлений экономии стал поиск вариантов обслуживания с более низкой ценой. Дилерские автоцентры в связи с этим потеряли часть клиентов, хотя и не торопятся в этом признаваться. Даже до кризиса, когда дефицит сервисных мощностей ощущался не только для некоторых марок грузовиков иностранного производства, но и для продукции КамАЗа, дилеры часто шли на то, что делегировали право на некоторые виды работ (в основном плановое ТО) ремзонам крупных клиентов. Для многих отечественных транспортных компаний такая схема привычна, а некоторые даже считают ее экономически целесообразной. И хотя большинство дилеров тогда рассматривали этот путь как вынужденную и временную меру, вряд ли перевозчики отказались от этой практики в условиях кризиса.

Нельзя не отметить, что дилеры в кризис тоже боролись за лояльность клиентов, и не без успеха. Генеральный директор «Вольво Восток» — российской «дочки» автоконцерна Volvo Trucks Ларс Корнелиуссон в связи с этим отметил: «Volvo Trucks не продает грузовики, мы продаем транспортные решения. Взять, например, сервисный контракт Volvo. Это своего рода страховка: клиент платит нам каждый месяц определенную фиксированную сумму, а мы берем на себя все обслуживание, включая мелкие и крупные ремонты вне зависимости от их стоимости. В прошлом году около 25% грузовиков было продано с сервисными контрактами, и эта доля растет». Справедливости ради заметим, что аналогичные сервисные контракты предлагаются и другими дилерами грузовых иномарок.

У независимых сервисов тяжелых грузовиков в условиях кризиса тоже поубавилось клиентов. В основном это небольшие компании, которым стало сложно конкурировать за заказы с крупными перевозчиками. Если над компаниями к тому же висели долги или лизинговые платежи, то некоторые сочли за благо вернуть лизинговые автомобили и уйти с рынка. По оценкам специалистов, только в Санкт-Петербурге перевозчики вернули лизинговым компаниям несколько сотен грузовиков.

Однако худшее, судя по всему, позади. На рынке уже заметно оживление. Так, продажи грузовиков иностранных марок в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале 2010 года выросли на 41,3% — до 2888 штук. При этом самый быстрый рост показали продажи тяжелых грузовиков массой более 16 тонн: они взлетели на 87% — до 1995 штук.

И основные игроки рынка грузового автосервиса неплохо подготовились к этому росту. Осенью прошлого года в Петербурге, в Обухово, в автоцентре «Грузомобиля» появился первый авторизованный дилерский центр Mercedes-Benz Trucks. «Команда “Грузомобиля” работает на высочайшем уровне, какого вправе ожидать клиенты Mercedes-Benz, и мы тепло приветствуем новых членов семьи Mercedes-Benz», — сказал на пресс-конференции по поводу открытия дилерского центра Борис Биллих, вице-президент ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» по грузовым автомобилям.

Недавно компания «Росспан» открыла на севере Санкт-Петербурга авторизованный концерном Daimler AG центр обслуживания коммерческих автомобилей Mercedes-Benz. Теперь в северной столице два центра обслуживания Mercedes-Benz Trucks, на подходе еще один, который в следующем году обещает ввести в строй российское представительство марки.

Такая бурная активность Mercedes-Benz вполне понятна. По итогам 2009 года Mercedes не дотянул и до 200 проданных машин (лишь 61 из которых тягачи). В то же время компания Iveco, имеющая в Санкт-Петербурге три дилерских сервиса, продала около 600 тяжелых машин. Даже Ford, продающий турецкие грузовики Cargo, и Sollers, торгующий Isuzu, реализовали больше тяжелых грузовиков, нежели Mercedes.

Так что продавцы автомобилей должны учитывать, что автоперевозчики соображают в экономике и делают свой выбор с учетом многих обстоятельств. Доступность сервиса для автомобилей определенной марки становится все важнее и будет оказывать все больше влияния на выбор потребителя.

Николай Демидов
Оцените статью:
22.08.2010, 09:32
9 163
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама