Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Новости Отслеживать:

Наследство великой империи. Олдтаймер галерея Ильи Сорокина


Максим Сергеев, фото автора
«Ах, какую страну развалили»! Это высказывание стало лейтмотивом «Олдтаймер галереи Ильи Сорокина», прошедшей в конце марта в «Крокус Экспо». Почему? Да потому, что больше половины площади занимала экспозиция «90 лет гаражу особого назначения» и тени вождей бродили по выставке.


Мало кто из сегодняшней молодежи сможет представить себе управление советским ЗиЛ-157, потому что в нем не было ни одного усилителя! Народная молва наградила этот полноприводный армейский грузовик массой прозвищ, самые известные из которых – «Колун» и «Захар». Машину отличали крайняя простота, фантастическая проходимость и страшно холодная кабина.

Выпускался этот агрегат серийно с 1958 г. в основном для вооруженных сил, где ему на смену пришел ЗиЛ-131. Самое интересное, что он выпускался более 35 лет, вплоть до 1992 г., а отдельными сериями из задела деталей – до 1994 г. Массово использовался в колхозах и лесхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости и объема кузова.


А вот моя мечта и боль – ГАЗ-51. Именно на этом грузовике в одиннадцатилетнем возрасте я впервые сел за руль и, пока мой дядька в компании с отцом выпивали «за приезд», я успел укатить километра за полтора, но не справился с управлением, и снес бабке Матрене весь забор и часть бани. Пороли меня, как вы понимаете, совершенно нещадно. Однако подавляющее большинство тех, кому сейчас 40-45 лет, начинало свой путь в автомобилистику именно за рулем этой машины – самого распространенного грузовика СССР.

Проектирование базового автомобиля началось в феврале 1937 г., но помешала война. В мае и сентябре 1944 г. построили два новых образца ГАЗ-51 (прототипом послужил ленд-лизовский International серии КВ), а в июне 1945 г. – еще два, окончательно отработанные (предсерийные). Машина вышла удачной и предельно простой. Грузовик, как повелось в СССР, производили 31 год – достаточно частое долголетие. Последний ГАЗ-51А сошел с конвейера 2 апреля 1975 г. и был отправлен в заводской музей. Общий тираж «газонов» этой серии составил 3 481 033 экз.


Следующий экспонат – откровенный раритет – полугусеничный ЗиС-33.
В 1939 г. по инициативе Н.С. Хрущева для знаменитой трехтонки ЗиС-5 был разработан гусеничный движитель, в таком виде в 1940 г. было выпущено 4539 машины. ЗиС-33 приняли участие в Советско-финской войне, где доказали свою неважную проходимость. Машина использовалась как грузовик и артиллерийский тягач. К сожалению, она отличалась огромным расходом топлива, а сами гусеницы часто выходили из строя; представляете, каково это – менять гусеницу на сорокаградусном морозе под обстрелом бравых финских снайперов?

Неудивительно, что демобилизованные экземпляры были переделаны гражданскими автотранспортниками в обычные ЗИС-5.


Было на что посмотреть и любителям трофейной техники. Самый распространенный грузовик Вермахта, Opel Blitz, появился в апреле 1937 г., и выпускался вплоть до 1944 г. Возможно, этот грузовик стал самым выпускаемым в Германии. За годы производства промышленностью Третьего рейха было изготовлено 82356 грузовиков этой марки. Огромное количество этих машин осело на территории СССР как трофейные. Водители тех времен ценили машину за простоту конструкции, ремонтопригодность и исключительную живучесть.


Полицейский кабриолет для транспортировки персонала на шасси Mercedes-Benz L2500 Polizei 1939 г. воспринимается как курьез. А между тем, с 1932 по 1937 гг. на заводе «Мерседес» в Гаггенау было произведено 1093 ед. шасси L/O 2500 с бензиновыми двигателями, еще 6074 ед. – с дизельными. Вероятно, автомобиль сохранился до наших дней благодаря тому, что не участвовал в боевых действиях. Полицейский полк «Южная Норвегия», которому принадлежал данный экземпляр, состоял из обычных батальонов полиции порядка. На сегодняшний день нет информации о других сохранившихся автомобилях Mercedes L2500.


Машина связи на базе полугусеничного бронетранспортера Hanomag (Sd.Kfz 251/3) до сих пор производит жуткое впечатление. Видимо это наследственное, ведь наиболее массово бронетранспортеры Sd. Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Эти машины использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны — на 1 марта 1945 г. в войсках их имелось 6540 ед. Трофейные Sd. Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как союзниками, так и Красной Армией.

После Второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd. Kfz.251/1 Ausf. D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х гг. под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.


Пройдя под аркой, оказываемся на территории «Гаража Особого Назначения» (ГОН). Удивительно красивый, с точки зрения дизайна, ЗиЛ-118К «Юность», – второе поколение автобусов на базе легковых лимузинов. Автобус получил агрегаты шасси от ЗИЛ-114, а с 1975 г., вслед за легковым аналогом, – трехступенчатую автоматическую коробку передач вместо двухступенчатой. Такие машины в 70-80-х гг. работали в ГОНе, гаражах «Интуриста», Министерства обороны, и других государственных организаций высокого уровня. На базе двух автобусов старой серии и одного – новой, построены автомобили специализированной скорой медицинской помощи, обслуживавшие Четвертое управление Минздрава СССР. Несколько «Юностей» использовалось КГБ в качестве носителей спецоборудования, отдельные машины работали на телевидении. В год ЗИЛ стабильно строил 6-8 автобусов.


Ну, и как апофеоз всего этого великолепия – бронированный ЗиЛ-41052, снаряженная масса – 5255 кг, рабочий объем двигателя – 7,7 л, мощность – 315 л.с., максимальная скорость – 180 км/ч. При этом крайне неудобное водительское сиденье и тонкий, скользкий эбонитовый руль. (Вот и попробуйте мне доказать, что это не грузовик). После смерти Сталина бронированные автомобили были забыты, не разрабатывались и не использовались руководством партии и государства. Хрущев, подчеркивая свой демократизм, предпочитал ездить в открытых автомобилях с кузовом типа «фаэтон». Необходимость бронированного автомобиля для руководителей государства была осознана после неудачного покушения на жизнь Леонида Брежнева 22 января 1969 г., во время которого водитель ЗИЛ-111 Жарков получил смертельные ранения.


В середине зала выстроился нынешний президентский кортеж. Если вы еще не в курсе, то знайте, что кортеж президента сопровождают коммерческие фургоны Volkswagen Transporter T5 и Mercedes-Benz Sprinter 524. А сам президент передвигается, как легко понять, на бронированном Mercedes-Benz S600.

К сожалению, как недвусмысленно высказался начальник охраны президента, все благие призывы пересадить главу государства на отечественную машину остаются утопией – АМО «ЗИЛ» не в силах построить машину, соответствующую современным требованиям по безопасности и комфорту. Нет ни инженеров, ни квалифицированных рабочих…

Вот уж, действительно – «Какую страну мы потеряли»…
Оцените статью:
30.05.2011, 16:41
6 793
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама