Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

На досуге Отслеживать:

Truck Racing — король автоспорта


Дмитрий ГЛАДКИЙ
Официальный «титул» чемпионата — FIA European Truck Racing Championship. Как видно из названия, проводится он под эгидой FIA. Статус у этих соревнований довольно высокий — ни много ни мало FIA European Truck Racing Championship — это Чемпионат Европы. Трассы, где проходят этапы, до недавних пор находились в шести странах Европы — в Австрии, Германии, Чехии, Франции, Италии и Испании. С 2010 г. этот список пополнила Россия.
Кратко «пробежимся» по истории этого вида автомобильных соревнований.

Truck Racing — король автоспорта

Появление на свет

Truck Racing зародился в середине 1970-х гг. когда водители автопоездов, перевозивших болиды и амуницию команд Формулы-1, после Гран-при шутки ради гоняли по трассам, отстегнув полуприцепы. По крайней мере, именно так гласит легенда.

Первые официальные гонки в Европе были проведены около тридцати лет назад — в начале 1980-х гг. Тогда еще не было ни четких правил, ни технического регламента для автомобилей... Такая ситуация приводила к тому, что побеждал тот, у кого банально был самый мощный мотор. Естественно, все результаты были предсказуемы и, соответственно, не особенно интересны.

Truck Racing — король автоспорта
Этот White в «боевых» заездах уже не участвует и на трассу выезжает только в качестве шоу-трака.

В 1984 г. был обнародован международный календарь и единый технический регламент. В результате этого нововведения соперники сравнялись в силах, зрелищность возросла.

Теперь принять участие в гонках мог любой, кто считал, что его машина способна на нечто большее, нежели, соблюдая все скоростные ограничения, таскать полуприцепы с поклажей по европейским дорогам.

Вписаться в один из утвержденных классов — такой была задача кандидатов. К классу А отнесли грузовики мощностью до 300 л.с., к классу В — 301-360 л.с. и топ-классу С — «монстров» мощностью 361-500 л.с. Ни рабочий объем, ни фактическая мощность, ни использование электроники, к вещей радости «кулибиных от автоспорта», не лимитировались. Только максимальная скорость грузовиков была ограничена на отметке 160 км/ч.

В те славные времена построить свой гоночный грузовик можно было чуть ли не силами соседского мальчишки с талантом механика.

Вторжение гигантов


«Любительский» Truck Racing довольно быстро перерос «планку» «обычного фанатского» спорта, и на него обратили внимание крупные автопроизводители. Весьма заманчивую рекламную идею быстро подхватили менеджеры и пиарщики компаний — производителей грузовиков и... В Truck Racing стали появляться полноценные заводские команды. Начался совершенно новый виток в истории Truck Racing.

В конце 1980-х гг. вновь изменились правила. Теперь машины разделили на классы более объективно — по рабочему объему двигателя и весу. Начальный класс А предусматривал рабочий объем двигателей «болидов» до 11 950 куб. см и полную массу до 5 т; средний класс В начинался уже с 11 951 куб. см рабочего объема, а останавливался на планке в 14 100 куб. см и 5,5 т полной массы; в «высший дивизион» С вошли «супертраки» с рабочим объемом двигателей в 18,5 л и 6 т полной массы.

Truck Racing — король автоспорта
Когда-то в европейском трак-рейсинге гонялись МАЗы. Равно как и КрАЗы, и ЗИЛы, и КАМАЗы. Правда, это было давно. Сейчас «нашемарок» в European Truck Racing Championship нет. А этот МАЗ, ведомый Михаилом Львовым (отцом Александра Львова), открывал смоленский этап ' 2010 в качестве «заслуженного ветерана».

А потом произошла такая ситуация, о которой говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». После очень крупной аварии в африканской пустыне FIA на несколько лет запретила участие грузовиков в ралли-рейдах, и Truck Racing остался единственной гоночной дисциплиной, где грузовики по-прежнему могли вдоволь «порезвиться». Воистину это был «звездный час» явления по имени Truck Racing.

Конфликт на пике популярности

Будучи единственной грузовой автоспортивной дисциплиной, Truck Racing стал сверхпопулярным, но это чуть не сыграло с ним злую шутку. Обилие профессиональных заводских команд с мощной технической и финансовой поддержкой привело к началу «гонки вооружений». Ведущие автомобильные производители на радость восторженным зрителям и в огорчение командам-аутсайдерам развязали на европейских автодромах чуть ли не «войну» за призовые очки.

Такая «погоня за скоростью и мощностью» привела к появлению гоночных «грузовиков-мегамонстров», которые стоили совершенно невероятных денег даже по меркам самих компаний-производителей, не то что по меркам относительно небогатых приватных команд. «Частники» с «заводами» уже ни при каких обстоятельствах не могли бороться на равных со «сверхболидами».

Чтобы хоть как-то уравнять участников в правах, в 1993 г. правила Truck Racing вновь «переписали». Эта была уже третья «великая реформа». Отныне все машины разделили на два класса по степени подготовки. Топовый класс Super Race предназначался для тех самых «мегамонстров». Для всех остальных «простых смертных» частных команд был создан Race Truck, где «катались» «обычные», конечно по меркам «взрослого» автоспорта, тягачи.

Truck Racing — король автоспорта
Команда MKR Technology, поддерживаемая концерном Renault Trucks, — дебютант 2010 года, однако, ее пилоты, Маркус Безигер и Маркус Оестрайх, завершили сезон на втором и четвертом местах соответственно. Для дебютного сезона результат просто отличный!

Стандартов, задаваемых компаниями MAN и Mercedes, не выдерживали даже «заводские» конкуренты из Super Race. Во второй половине 1990-х и начале 2000-х гг. Truck Racing превратился фактически в противостояние двух крупнейших немецких автопроизводителей — согласитесь, не лучший «расклад» для зрелищности.

Дошло до того, что MAN «подумал-посчитал» и в конце 2001 г. покинул Super Race... А еще через несколько лет Super Race упразднили как класс, и заводских команд в FIA European Truck Racing Championship не осталось... Эпоха «частников» вернулась! Но это были уже совсем другие «частники».

Другая эпоха

Сегодня в европейском грузовом кольцевом Чемпионате нет заводских команд. В некотором роде «функцию» заводских команд выполняют несколько профессиональных частных «конюшен», получающих техническую поддержку от автопроизводителей. Они и образуют «высшую лигу» трак-рейсинга. Второй эшелон современного трак-рейсинга — это гонщики-индивидуалы, которые не имеют большой спонсорской поддержки и опираются, в основном, на собственные силы и финансы.

Truck Racing — король автоспорта
«Перевороты» в трак-рейсинге — редчайшее явление. Кстати, за всю историю чемпионата не было ни одного случая гибели гонщика.

Первые, назовем их профессионалами, не особенно любят вторых, которых назовем любителями. Болиды «гоночного пролетариата» заведомо менее технически совершенные, нежели машины топ-команд. Небольшие «любительские конюшни» не могут претендовать на сколько-нибудь серьезные очки в итоговой таблице, поэтому просто катаются по автодромам ради удовольствия, иногда позволяя себе на трассе некоторые пируэты типа бокового заноса или змейки. Поскольку уже через два-три круга профессионалы начинают опережать любителей на круг, то эти самые пируэты действительно мешают профессионалам. В таких ситуациях профессионалы вынуждены снижать скорость, пытаться предугадать действия гонщиков «второго эшелона»... Именно за это профессионалы не любят любителей. Но есть один нюанс: данное мнение профессионалов интересует только их самих, а вот организаторы, и в частности FIA, всячески поддерживают присутствие и такое поведение любителей на трассах.

Почему? Все просто! Любители очень нужны: а) для массовости; б) для зрелищности отдельных моментов гонки; с) для «отвлечения» глаз.

Для увеличения зрелищности организаторы FIA European Track Racing Championship пошли не только на допуск и поощрение частников. Совершенно обычной стала практика, когда некоторые этапы британских и французских чемпионатов по Truck Racing совмещают с этапами чемпионата общеевропейского.

Truck Racing — король автоспорта
Россиянин Александр Львов из команды Allgauer (на переднем плане) завершил свой второй сезон в трак-рейсинге на восьмом месте в турнирной таблице Чемпионата 2010.

Однако истинную зрелищность и массовость европейских этапов наши соотечественники, увы, вряд ли могут представлять в полной мере. Дело в том, что, к сожалению, спортивные грузовики гонщиков «второго эшелона» практически не попадают на страницы отечественной периодической печати, из-за чего порой создается ложное впечатление, что в FIA European Truck Racing Championship «катаются» только разноцветные MAN.

Но, поверьте, это не так! Есть и другие машины! Есть и другие команды!

Теперь несколько слов о практически совсем не известной в наших широтах стороне трак-рейсинга — чемпионатах BTRA и Formula Truck.

BTRA Championship

BTRA (British Truck Racing Association) — Британская ассоциация трак-рейсинга. По сути то же самое, что и European Truck Racing Championship, а гоняются здесь, главным образом, «для себя» и «на интерес».

Truck Racing — король автоспорта
BTRA Truck Racing Championship для фанатов примечателен, прежде всего, тем, что здесь чаще, чем где либо, можно увидеть на трассе гоночные тягачи сугубо британских марок — ERF, Foden, Seddon-Atkinson.

Бюджеты меньше, статус скромнее, машины проще. Соревнования, как нетрудно догадаться, проводятся, главным образом, на территории Великобритании, однако на этапах Чемпионата Европы, совмещенных с этапами BTRA, их же можно видеть нередко.

BTRA для фанатов примечателен, прежде всего, тем, что здесь чаще, чем где-либо, можно увидеть на трассе гоночные тягачи сугубо британских марок — ERF, Foden, Seddon-Atkinson.

Formula Truck

Formula Truck — это бразильская разновидность трак-рейсинга. Как известно, больше, чем автогонки, в Бразилии любят только футбол. Автоспорт здесь в большом почете. Бразилия — родина легендарного Айртона Сенны.

Truck Racing — король автоспорта
Бразильские спортивные тягачи заметно отличаются от европейских, прежде всего формой аэродинамического «обвеса».

Неудивительно, что единственным местом вне Европы, где проводится трак-рейсинг, является Бразилия. «Рулят» здесь, естественно, местные автопроизводители — читай, латиноамериканские филиалы европейских компаний. Например, Volkswagen do Brasil посредством Чемпионата Formula Truck «продвигает» на местный рынок свою модель Constellation.

На наш субъективный взгляд, бразильский чемпионат по зрелищности даже превосходит европейский. Горячий темперамент бразильцев дает о себе знать в полной мере. Здесь на тяжелых грузовиках гоняются даже девушки!

В календаре FIA European Truck Racing Championship' 2011 значатся десять этапов, среди которых вновь есть и российский.

Он второй раз должен будет пройти на «Смоленском кольце» в июле.
Оцените статью:
26.08.2011, 13:14
3 779
2

Материалы по теме

Обсуждение

  1. 27 августа 2011 12:12
    А почему не упомянули о GATR (Great American Truck Racing)??
    0

  2. Дмитрий
    30 августа 2011 16:51
    GATR не затронули в статье по той простой причине, что это совершенно самобытная гоночная серия со своими традициями, сильно отличающимися от европейского и бразильского Чемпионата.

    В США есть еще и кубок Крафтсмана, и ряд других спортдисциплин для коммерческого транспорта. Возможно, когда-нибудь, расскажем о них. Тогда и GATR упомянем.
    0

Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети