Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Звено в цепи. Транспортно-экспедиционные компании


Елена БУДРИНА, д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой Экономики и менеджмента на транспорте ИНЖЭКОН
Еще в начале ХХ века транспортно-экспедиционные операции выделились в отдельную сферу бизнеса. Техническое и технологическое развитие промышленности и транспорта способствовало формированию уникального вида деятельности, обеспечивающего и поддерживающего высокий уровень транспортного обслуживания клиентуры.


Формирование транспортной экспедиции берет свое начало на железнодорожном транспорте, где были сформированы малые фирмы, освоившие почтовые отправки, а позднее способствовавшие развитию отправок грузов малыми партиями. Во второй половине ХХ века транспортная экспедиция постепенно поглощается логистическими операторами, роль которых сводится к концентрации масштабов бизнеса в сфере не просто перемещения грузов, а в управлении материальными и грузовыми потоками, где транспортировка и транспортная экспедиция стали лишь одним из обязательных, важнейших звеньев цепей поставок. Изменение места и роли транспортной экспедиции в современной структуре экономики, товародвижении, комплексе услуг сферы обслуживания основано на развитии технологий и техники, стандартизации и унификации услуг транспортировки и транспортной экспедиции, интеграции экономик стран в мировой рынок. Однако во многом это связано и с изменениями отношений между участниками доставки груза, а, следовательно, и с изменениями правовой основы и делового документооборота.

Наиболее знакомой для нас является транспортная экспедиция, осуществляющая посредническую деятельность по организации транспортировки и сопутствующих ей операций, при условии полной безответственности экспедитора или, как часто говорят профессионалы, — распределении ответственности между участниками цепи доставки, где ключевыми фигурами, делящими ответственность, выступают три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Экспедитор выполняет функции стороннего наблюдателя и организатора, выполняющего работу, но не отвечающего за ее качество.

На рубеже 1980-1990-х гг. экспедиционные предприятия растут, как грибы после дождя, на фоне бурного развития международных автомобильных перевозок, чаще всего выполняя простейшие функции «сводничества» перевозчиков и грузовладельцев, не знающих маркетинговой и рыночной деятельности и не умеющих ее осуществлять.

В течение полутора десятков лет такой формат отношений клиентов и транспортных экспедиторов вполне устраивал обе стороны и способствовал формированию и развитию рынка транспортной экспедиции. С приходом в Россию мировых стандартов и требований к качеству транспортировки, новых транспортных технологий, основанных на платформе логистики, большинство экспедиторов были вынуждены выйти из подполья, легализовать свою деятельность. Качество и ответственность определили переход экспедитора из роли посредника в состояние собственника и, соответственно, повышение его ответственности за выполненную работу.

Новое место и роль экспедитора и изменение комплекса услуг, которые экспедитор в этих условиях должен обеспечить не только «честным словом», но и материально, поставило закономерный вопрос — нужны ли экспедиторы в настоящей и перспективной практике?

Традиционная форма экспедирования сводилась к тому, что экспедиторы были необходимы на тех участках процесса доставки, где происходила чаще всего перевалка или передача груза. В одной доставке таких узких мест могло быть несколько, и многие экспедиторы специализировались на выполнении единичных, но хорошо организуемых операций, что позволяло в условиях дефицита всех видов ресурсов экономично вести деятельность, не обременяя себя материальной базой.

Таким образом, в цепи доставки, ее организации могло одновременно действовать несколько экспедиторов на выполнении разных операций, каждый из которых отвечал только за свой участок, и не всегда в полной мере. Качество доставки в целом при этом не рассматривалось вообще, главным критерием качества обслуживания клиента был принцип: «доставили груз — ну и славненько!»

Проникновение в Россию технологии доставки «точно вовремя», «от двери к двери» меняло требования к экспедитору, который развивал комплекс услуг, куда входили информирование клиента о продвижении и операциях с грузами, подбор перевозчиков и прочих участников доставки, и оформление взаимоотношений с ними.

Расширение комплексности транспортно-экспедиционного бизнеса способствовало формированию новой концепции его организации на базе технологий управления, пришедших из западной практики, — на основе построения и управления цепями поставок, где экспедитор стал называться оператором смешанной перевозки грузов (ОСПГ), и выполнять комплекс комбинированных транспортно-экспедиционных, маркетинговых, снабженческо-сбытовых и других услуг, принимая их на аутсорсинг от производителей товаров (грузовладельцев).


Новое положение ОСПГ, или, как их стали позднее называть, логистических операторов, в настоящее время базируется на собственной терминально-складской базе, парке транспортных средств (зачастую нескольких видов транспорта), парке погрузочного и перегрузочного подъемно-транспортного оборудования, парке контейнеров и даже собственных погрузочных фронтов на базе производящих предприятий или терминальных комплексов, транспортных узлов.

В настоящем и ближайшем будущем экспедитор видится не как посредник, «сводник» или безответственная организация, а как необходимое звено в логистических цепях, выполняющее комплекс функций по продвижению товарных и сопутствующих потоков. Причем, возможно, большая роль отводится здесь обеспечению информационно-документального сопровождения этого движения с возрастающим значением материальной и финансовой ответственности экспедитора. Новые названия, покрывающие растущее разнообразие и комплексность функций экспедирования, не снижают, а даже повышают значение экспедиторских компаний, меняя их роль в современной системе товародвижения, как основных координаторов и центров сосредоточения ответственности. Однако если этот бизнес останется не лицензируемым, потери в создании стандартных и унифицированных условий его ведения будут тормозить в целом развитие в России транспортно-логистических систем, интегрируемых в мировую транспортную систему.

Международная практика показывает, что конкуренция на рынке зависит также от степени дифференциации компаний. Наиболее ожесточенная конкуренция возникает как раз среди компаний, предоставляющих одинаковый комплекс услуг. И наоборот, если компания реализует специфические запросы клиентов, предоставляет уникальный высокодифференцированный комплекс услуг, то конкурентов у нее несравнимо меньше.

В отличие от универсальных транспортно-экспедиторских компаний логистические операторы имеют ярко выраженную специализацию по видам товаров: продукты питания; автомобили, запчасти, шины; промышленные товары; оргтехника и пр. Все транспортно-экспедиторские компании и 65% логистических операторов обеспечивают экспедирование грузов, причем только 20% транспортно-экспедиторских и 9% логистических операторов предоставляют одну из основных логистических услуг — интермодальные перевозки. Обработку и упаковку грузов обеспечивают 83% логистических операторов и 68% транспортно-экспедиторских компаний.

Итоги развития рынка транспортно-экспедиционных и логистических услуг показывают, что экспедиторы под влиянием условий хозяйствования и требований клиентуры с учетом развития технологий и техники, изменили свое место и роль, не став рудиментом в схемах доставки, а лидеры российского транспортно-экспедиционного и логистического рынков успешно реализуют стратегии создания инфраструктуры современной транспортно-логистической системы России, приобретая новый статус и меняя структуру традиций транспортной отрасли и комплекса, став своеобразным локомотивом развития.

КОММЕНТАРИИ:

Звено в цепи. Транспортно-экспедиционные компанииАнтон Кривошеев, генеральный директор ООО «КомГруз»:
Сегодня невозможно представить автотранспортный рынок РФ без участия в нем транспортно-экспедиционных компаний (ТЭК). «Экспедиторы» служат надежным ориентиром для перевозчиков-частников, которые не готовы изучать современные тенденции обслуживания клиентов и маркетинговые технологии. Многие ТЭК, осваивая мощные рыночные технологии, в состоянии отвечать самым высоким требованиям клиентов, предлагая в комплексе услуг и качественный сервис, и надежную перевозку, и правильный документооборот.

На мой взгляд, не стоить путать фирмы-диспетчеры, которые просто связывают клиента и перевозчика, не принимая при этом никакой ответственности, и транспортно-экспедиционные компании, которые несут максимальную ответственность за перевозимый груз согласно экспедиторским договорам.

Многие российские предприятия заинтересованы в работе с ТЭК по причине снижения своих налоговых платежей (речь идет об НДС) за счет транспортных услуг, что далеко не всегда могут получить от перевозчиков-частников или транспортных предприятий, работающих на «упрощенке».
Оцените статью:
31.03.2012, 12:30
8 805
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама