Звено в цепи. Транспортно-экспедиционные компании

Еще в начале ХХ века транспортно-экспедиционные операции выделились в отдельную сферу бизнеса. Техническое и технологическое развитие промышленности и транспорта способствовало формированию уникального вида деятельности, обеспечивающего и поддерживающего высокий уровень транспортного обслуживания клиентуры.


Формирование транспортной экспедиции берет свое начало на железнодорожном транспорте, где были сформированы малые фирмы, освоившие почтовые отправки, а позднее способствовавшие развитию отправок грузов малыми партиями. Во второй половине ХХ века транспортная экспедиция постепенно поглощается логистическими операторами, роль которых сводится к концентрации масштабов бизнеса в сфере не просто перемещения грузов, а в управлении материальными и грузовыми потоками, где транспортировка и транспортная экспедиция стали лишь одним из обязательных, важнейших звеньев цепей поставок. Изменение места и роли транспортной экспедиции в современной структуре экономики, товародвижении, комплексе услуг сферы обслуживания основано на развитии технологий и техники, стандартизации и унификации услуг транспортировки и транспортной экспедиции, интеграции экономик стран в мировой рынок. Однако во многом это связано и с изменениями отношений между участниками доставки груза, а, следовательно, и с изменениями правовой основы и делового документооборота.

Наиболее знакомой для нас является транспортная экспедиция, осуществляющая посредническую деятельность по организации транспортировки и сопутствующих ей операций, при условии полной безответственности экспедитора или, как часто говорят профессионалы, — распределении ответственности между участниками цепи доставки, где ключевыми фигурами, делящими ответственность, выступают три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Экспедитор выполняет функции стороннего наблюдателя и организатора, выполняющего работу, но не отвечающего за ее качество.

На рубеже 1980-1990-х гг. экспедиционные предприятия растут, как грибы после дождя, на фоне бурного развития международных автомобильных перевозок, чаще всего выполняя простейшие функции «сводничества» перевозчиков и грузовладельцев, не знающих маркетинговой и рыночной деятельности и не умеющих ее осуществлять.

В течение полутора десятков лет такой формат отношений клиентов и транспортных экспедиторов вполне устраивал обе стороны и способствовал формированию и развитию рынка транспортной экспедиции. С приходом в Россию мировых стандартов и требований к качеству транспортировки, новых транспортных технологий, основанных на платформе логистики, большинство экспедиторов были вынуждены выйти из подполья, легализовать свою деятельность. Качество и ответственность определили переход экспедитора из роли посредника в состояние собственника и, соответственно, повышение его ответственности за выполненную работу.

Новое место и роль экспедитора и изменение комплекса услуг, которые экспедитор в этих условиях должен обеспечить не только «честным словом», но и материально, поставило закономерный вопрос — нужны ли экспедиторы в настоящей и перспективной практике?

Традиционная форма экспедирования сводилась к тому, что экспедиторы были необходимы на тех участках процесса доставки, где происходила чаще всего перевалка или передача груза. В одной доставке таких узких мест могло быть несколько, и многие экспедиторы специализировались на выполнении единичных, но хорошо организуемых операций, что позволяло в условиях дефицита всех видов ресурсов экономично вести деятельность, не обременяя себя материальной базой.

Таким образом, в цепи доставки, ее организации могло одновременно действовать несколько экспедиторов на выполнении разных операций, каждый из которых отвечал только за свой участок, и не всегда в полной мере. Качество доставки в целом при этом не рассматривалось вообще, главным критерием качества обслуживания клиента был принцип: «доставили груз — ну и славненько!»

Проникновение в Россию технологии доставки «точно вовремя», «от двери к двери» меняло требования к экспедитору, который развивал комплекс услуг, куда входили информирование клиента о продвижении и операциях с грузами, подбор перевозчиков и прочих участников доставки, и оформление взаимоотношений с ними.

Расширение комплексности транспортно-экспедиционного бизнеса способствовало формированию новой концепции его организации на базе технологий управления, пришедших из западной практики, — на основе построения и управления цепями поставок, где экспедитор стал называться оператором смешанной перевозки грузов (ОСПГ), и выполнять комплекс комбинированных транспортно-экспедиционных, маркетинговых, снабженческо-сбытовых и других услуг, принимая их на аутсорсинг от производителей товаров (грузовладельцев).


Новое положение ОСПГ, или, как их стали позднее называть, логистических операторов, в настоящее время базируется на собственной терминально-складской базе, парке транспортных средств (зачастую нескольких видов транспорта), парке погрузочного и перегрузочного подъемно-транспортного оборудования, парке контейнеров и даже собственных погрузочных фронтов на базе производящих предприятий или терминальных комплексов, транспортных узлов.

В настоящем и ближайшем будущем экспедитор видится не как посредник, «сводник» или безответственная организация, а как необходимое звено в логистических цепях, выполняющее комплекс функций по продвижению товарных и сопутствующих потоков. Причем, возможно, большая роль отводится здесь обеспечению информационно-документального сопровождения этого движения с возрастающим значением материальной и финансовой ответственности экспедитора. Новые названия, покрывающие растущее разнообразие и комплексность функций экспедирования, не снижают, а даже повышают значение экспедиторских компаний, меняя их роль в современной системе товародвижения, как основных координаторов и центров сосредоточения ответственности. Однако если этот бизнес останется не лицензируемым, потери в создании стандартных и унифицированных условий его ведения будут тормозить в целом развитие в России транспортно-логистических систем, интегрируемых в мировую транспортную систему.

Международная практика показывает, что конкуренция на рынке зависит также от степени дифференциации компаний. Наиболее ожесточенная конкуренция возникает как раз среди компаний, предоставляющих одинаковый комплекс услуг. И наоборот, если компания реализует специфические запросы клиентов, предоставляет уникальный высокодифференцированный комплекс услуг, то конкурентов у нее несравнимо меньше.

В отличие от универсальных транспортно-экспедиторских компаний логистические операторы имеют ярко выраженную специализацию по видам товаров: продукты питания; автомобили, запчасти, шины; промышленные товары; оргтехника и пр. Все транспортно-экспедиторские компании и 65% логистических операторов обеспечивают экспедирование грузов, причем только 20% транспортно-экспедиторских и 9% логистических операторов предоставляют одну из основных логистических услуг — интермодальные перевозки. Обработку и упаковку грузов обеспечивают 83% логистических операторов и 68% транспортно-экспедиторских компаний.

Итоги развития рынка транспортно-экспедиционных и логистических услуг показывают, что экспедиторы под влиянием условий хозяйствования и требований клиентуры с учетом развития технологий и техники, изменили свое место и роль, не став рудиментом в схемах доставки, а лидеры российского транспортно-экспедиционного и логистического рынков успешно реализуют стратегии создания инфраструктуры современной транспортно-логистической системы России, приобретая новый статус и меняя структуру традиций транспортной отрасли и комплекса, став своеобразным локомотивом развития.

КОММЕНТАРИИ:

Антон Кривошеев, генеральный директор ООО «КомГруз»:
Сегодня невозможно представить автотранспортный рынок РФ без участия в нем транспортно-экспедиционных компаний (ТЭК). «Экспедиторы» служат надежным ориентиром для перевозчиков-частников, которые не готовы изучать современные тенденции обслуживания клиентов и маркетинговые технологии. Многие ТЭК, осваивая мощные рыночные технологии, в состоянии отвечать самым высоким требованиям клиентов, предлагая в комплексе услуг и качественный сервис, и надежную перевозку, и правильный документооборот.

На мой взгляд, не стоить путать фирмы-диспетчеры, которые просто связывают клиента и перевозчика, не принимая при этом никакой ответственности, и транспортно-экспедиционные компании, которые несут максимальную ответственность за перевозимый груз согласно экспедиторским договорам.

Многие российские предприятия заинтересованы в работе с ТЭК по причине снижения своих налоговых платежей (речь идет об НДС) за счет транспортных услуг, что далеко не всегда могут получить от перевозчиков-частников или транспортных предприятий, работающих на «упрощенке».