Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

СРОчные перевозки. Проект автотранспортного закона.


Станислав ОРЛОВ, фото автора
Проект Федерального Закона об автотранспортной деятельности обсуждается в нашей стране уже достаточно давно. В этом году его полный текст выставлен для обсуждения профессионалами отрасли, и им нельзя упустить свой шанс повлиять на то, каким будет Закон, регулирующий их бизнес.

СРОчные перевозки. Проект автотранспортного закона.
Дело в том, что одним из основных его положений становится введение обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО), что может привести к кардинальным изменениям на рынке грузоперевозок.

Принято считать, что финансовая система по своему значению в обществе сродни кровеносной в организме. Но, пожалуй, значение транспортной системы еще важнее — ведь деньги можно гонять из кармана в карман сколько угодно, на хлеб их не намажешь. Если кто-то не привезет конкретный товар, все финансовые операции будут бессмысленными.

В нашей стране на долю автомобильного транспорта приходится около 80% общего объема перевозок грузов. Но при этом, если финансовая деятельность в нашей стране детально регулируется множеством законов и положений, в автотранспортной сфере наблюдается запущенная «правовая недостаточность».

Предыстория

Такое положение сложилось после отмены в 2005 г. лицензирования практически всех видов автотранспортной деятельности, кроме пассажирских перевозок в коммерческих целях. При этом каких-либо альтернативных способов регулирования так и не было предложено. В результате рынок автотранспортных услуг неконтролируемо заполнился огромным количеством игроков, которые не обеспечивают соблюдения элементарных условий безопасности дорожного движения и экологической безопасности.

Кроме того, они не платят налогов, так как для осуществления этого вида деятельности сегодня зачастую достаточно иметь лишь водительское удостоверение и автомобиль.

Низкая цена входа в транспортный бизнес, отсутствие законных требований к ее осуществлению породило множество мелких фирм, успешно демпингующих за счет низкого качества предоставляемых услуг.

Это привело к распаду технологически эффективной автотранспортной системы и уходу многих хозяйствующих субъектов в «теневой бизнес», стала разрушаться система учета и контроля автотранспортной деятельности.

Взгляд власть имущих

Российские власти выступают за ужесточение доступа на рынок грузовых автоперевозок. Так, министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая перед участниками пленарного заседания международного форума «Транспорт России» отметил, что в нашей стране необходимо разработать новые подходы для автомобильного коммерческого грузового транспорта. Цитата: «Этот рынок пока нельзя считать эффективным. Выход на него совершенно свободный и не обременен никакими условиями и требованиями. Любой предприниматель – владелец грузового автомобиля — может попасть на него, не имея достаточной материальной базы, финансового обеспечения возможных рисков, технологических навыков и квалифицированного персонала», — считает министр.

СРОчные перевозки. Проект автотранспортного закона.
По оценке Минтранса РФ, сейчас на российском рынке функционирует около 300 тысяч хозяйствующих субъектов с парком более 5,2 млн транспортных средств. Число водителей составляет порядка 6 млн человек, и большая часть из них, по мнению Левитина, «не обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками в области осуществления грузоперевозок».

Правовой вакуум на рынке автоперевозок был немного заполнен лишь в 2007 г., когда был принят новый «Устав автомобильного транспорта», сменивший действовавший Устав аж 1969 г., к современным условиям практически вообще неприменимый. Однако Устав рассматривает лишь взаимодействие участников перевозки, при этом оказание услуг автомобильным транспортом, антимонопольное и тарифное регулирование, вопросы технического обслуживания и ремонта никак не регулируются.

Грядут перемены

Решить стоящую перед российским автотранспортным сообществом правовую задачу призван разработанный Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта проект закона «Об автомобильном транспорте и об автотранспортной деятельности, и о внесении изменений в отельные законодательные акты РФ».

Прежде всего, законодатель предлагает более полно определить само понятие автотранспортной деятельности. Теперь этот термин относится не только к перевозке грузов и пассажиров. Законопроект содержит список видов автотранспортной деятельности из 19 пунктов. Проект впервые предлагает выделить отдельной строкой фирменное техническое обслуживание. Официальным дилерам впервые придается особый статус на законодательном уровне, что выделяет их на фоне независимых СТО.

Представленный проект закона предлагает вернуться к обязательному лицензированию не только пассажирских перевозок, но и к лицензированию деятельности по перевозке опасных, скоропортящихся, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. При этом обязательным требованием для получения лицензии станет подтверждение финансовой состоятельности, профессиональной компетентности и хорошей репутации.

Для других видов автотранспортной деятельности, таких, как грузоперевозки транспортными средствами полной массой менее 12 т, перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, фирменное техобслуживание, вводится допуск на уведомительной основе. Однако «уведомительность» в данном случае не приходится понимать буквально, так как и для этих видов деятельности предусмотрен ряд положений, в том числе соблюдение требований профессиональной компетентности, обеспечение страховой ответственности перед пассажирами, грузовладельцами и третьими лицами, а самое главное — обязательное членство в соответствующей саморегулируемой организации (СРО).

Предполагается также обязательность ведения нескольких реестров, среди которых реестр лицензий, реестр членства в СРО, и реестр недобросовестных субъектов автотранспортной деятельности, своего рода «черный список» тех, кто не будет допущен до работы на транспортном поле.

Кроме того, проект предполагает введение ряда стандартов автотранспортной деятельности, определяющих требования к производственно-технической базе, квалификации персонала, порядку учета сведений об автотранспортной деятельности, и качеству оказываемых услуг. При этом стандарты вводятся двух типов — федеральные, утверждаемые Правительством РФ, и внутренние, которые устанавливаются саморегулируемыми организациями.

СРОдни «крыше»

Как видим, новый закон предполагает отвести очень большую роль будущим СРО. Фактически тех, кто не будет работать под соответствующей «крышей», объявят вне закона, и занесут в те самые «запретительные списки».

СРОчные перевозки. Проект автотранспортного закона.
Первым этапом на этом пути стало образование некоммерческих организаций автоперевозчиков, а вторым этапом должно стать саморегулирование и образование СРО. Будут определены правила, требования и стандарты, которые объединенные перевозчики установят для себя, и по которым будут осуществлять взаимный контроль исполнения. Допуск на рынок автоперевозок получат только те предприятия, которые соответствуют консолидированным требованиям СРО.

Именно это положение и вызывает наибольшие споры в сообществе. Профильные интернет-форумы переполнены скептическими высказываниями. У всех перед глазами не слишком успешный опыт организации СРО в строительной области, который привел только к перераспределению рынка между игроками.

Мнение генерального директора НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков» Вячеслава Лаврентьева: «Ужесточения на рынке грузовых автоперевозок необходимы, но все будут определять конкретные условия. Пока же возникает множество вопросов. Допустим, правила будут ужесточены, останутся монополисты, которые крепко стоят на ногах. Но не приведет ли уход с рынка малого бизнеса к росту цен?»

Вопросов к законопроекту о СРО много. Участники рынка пишут, что «и после введения обязательного СРО для экономных грузовладельцев всегда найдется «грузовичок-левачок», не состоящий ни на каком учете, в то время как настоящий перевозчик лишь наденет дополнительный хомут на шею».

Вызывает недоумение, почему проблему работающих без регистрации, не платящих налогов предпринимателей должны решать СРО — «для чего тогда налоговые службы? Те, кто работает вообще нелегально вряд ли испугается исключения из СРО, в которую даже и вступать не будут».

Резонные опасения

Люди опасаются, что в результате получится лишь дополнительная структура, в которую надо будет перечислять деньги. Поэтому и перед законодателем, и перед руководством СРО встает главный вопрос — что получат члены-автоперевозчики от вступления в саморегулируемую организацию? Ведь пока получается один «кнут» — кто не с нами, тот уйдет с рынка. Но ведь бизнес необходимо не только контролировать, но и поддерживать!


Этот рынок пока нельзя считать эффективным. Вход на него совершенно свободен и не обременен никакими условиями и требованиями.


С текстом проекта закона можно ознакомиться по ссылке http://www.transport.spb.ru/news/7931


КОММЕНТАРИЙ:


СРОчные перевозки. Проект автотранспортного закона.Дмитрий Говоров, генеральный директор ООО «АвтоСпецТяж»:
Пункт об обязательном членстве субъектов автотранспортной деятельности в соответствующей саморегулируемой организации выглядит довольно абсурдно. Он влечет за собой опять же членские взносы и коллективную ответственность. Однако не всем компаниям-перевозчикам это необходимо, некоторые могут расценить это как дополнительные препятствия деятельности.
Положительным моментом считаю введение обязательного страхования ответственности. Это позволит небольшим компаниям увереннее себя чувствовать в условиях рынка, в случае наступления страхового случая будет хоть какая-то защищенность.
Оцените статью:
12.07.2011, 15:05
4 970
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети