Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Перегруз. Проблема весо-габаритного контроля


Максим Сергеев, фото автора
На любом пункте весового контроля или возле постов ДПС можно увидеть очередь из фур «на взвешивание». По статистике профсоюза «Дальнобойщик», 90 из 100 обращений в их юридическую службу относятся как раз к процедуре весо-габаритного контроля.


Труд водителя-дальнобойщика относится к категории тяжелого. Здесь не только постоянные психофизические нагрузки, связанные с огромными расстояниями и ответственностью, но и факторы, не учитываемые официальной медициной и статистикой. Только не надо ханжества, все мы прекрасно знаем, что заработок перевозчика напрямую зависит от того, сколько и как быстро он перевезет груз. Касается это всех – и «частников», и «наемников». Поэтому подавляющее большинство автопоездов в России идут с перегрузом. А это, наряду с контролем габаритов автопоезда, самая главная и лакомая статья доходов «продавцов полосатых палочек». Вот только один из примеров.


Пункт весового контроля на границе Татарстана. При взвешивании выясняется, что полная масса автопоезда – 34 тонны (при разрешенной 38 тонн), но вес распределен неравномерно, и на одну из осей приходится большая нагрузка (превышение 200 кг). Водитель, после оформления протокола административного нарушения – пардон, виноват, исправимся – при помощи подручных средств растаскивает поддоны, перераспределяет груз и едет дальше. Однако на пункте весового контроля в Набережных Челнах выясняется, что полная масса уже 46 тонн! И водителю прямо и недвусмысленно заявляют: «Ты ничего не докажешь! Плати, или лишение прав». Он, бедный, взмолился: «Парни, да вы что? Вот у меня протокол с вашего же татарского поста на въезде, и по нему машина весит 34 тонны». На посту посмотрели на дату протокола, а он «сегодняшний». Тут уже стали извиняться доблестные контролеры, что-то невнятно бормоча, про «ошибку компьютера»… А если бы у водителя не было этого протокола?


У нормального человека волей-неволей закрадывается вопрос: «А откуда, собственно, взялись эти 12 тонн?». Вот здесь-то мы и подходим к интересному допущению: похоже, что государство в лице надзирающих и контролирующих органов ни прямо, ни косвенно не заинтересовано в том, чтобы нормы весо-габаритного контроля соблюдались. Система построена на вымогательстве, и этот правовой беспредел устраивает подавляющее большинство. Во-первых, грузоотправителей и грузополучателей – меньшим количеством машин перевозится то же количество груза, издержки на перевозку и логистику снижаются. Во-вторых, бойцов ГИБДД в содружестве с работниками контроля, обирающих водителей.


«Ошибка компьютера» – так объясняют несовпадения по массе уличенные во лжи контролеры.

Почему? Да просто потому, что «козлом отпущения» за всю цепочку назначен водитель – он отвечает за все грехи грузоотправителя своим водительским удостоверением, то есть, рабочим местом! При этом зачастую водитель даже не знает фактического веса груза. И все это из-за того, что такого привычного всем понятия как «контрольные весы», которые есть на любом рынке, в «грузовом» бизнесе просто нет! И контролеры «накручивают» свои весы, как им вздумается! В нескольких судебных делах профсоюза «Дальнобойщик» высвечивалась формулировка: «Несанкционированное вмешательство в компьютерную программу, искажающее фактические весовые параметры».


К сожалению, протокол, который подписывает водитель, не всегда соответствует действительности.

Разумеется, никто из водителей не хочет оставаться без работы, и существует определенная такса проезда постов взвешивания, в зависимости от места расположения (можно или нельзя объехать), и уровня жадности работников такого поста (на юго-восточном и восточном направлении он, как правило, выше), провезти «перегруз» стоит от 500 до 1500 руб.


Cостояние дорог от произвола на пунктах взвешивания никак не выигрывает – деньги до госказны не доходят.

Однако есть и другая сторона вопроса. Все прекрасно осведомлены о состоянии наших дорог, а машины, идущие с перегрузом, разрушают и те дороги, которые еще остались. Боюсь, что в наших реалиях этот вопрос очень мало заботит дорожные службы и местную администрацию. Всякому понятно, что при нашей стоимости дорожного строительства и ремонта (в несколько раз выше, чем в Европе), «отпилить» от пирога еще ДО начала строительства, а тем более с последующих «обслуживания и ремонта» можно такие деньги, какие не снились не только Рокфеллеру, но и Биллу Гейтсу. А выклянчить эти деньги можно из госбюджета…

Самое интересное, что вся система весогабаритного контроля последние годы не имела под собой нормальной, согласованной правовой базы и существовала, в общем, на основе «подзаконных актов». И вот в декабре 2010 г., как проект приказа Минтранса, наконец, появился документ, озаглавленный «Порядок осуществления весо-габаритного контроля». Как выяснилось, проект сырой, с серьезными изъянами, с колоссальным потенциалом коррупционной емкости. Валерий Войтко, руководитель профсоюза «Дальнобойщик», подготовил разгромные комментарии к проекту, опирающиеся на практику работы автоперевозчиков, и учитывающие все «правовые» и «неправовые» факторы. Эта часть работы совпала с работой над поправками в кодекс административных правонарушений, предусматривающих ответственность водителя за нарушение весо-габаритных параметров. На деле «Дальнобойщик» просто призывает к здравому смыслу: «Водитель не может быть ответственным за все! В области грузоперевозок нет алгоритма, обеспечивающего соблюдение законности». Они предлагают создать такой же алгоритм и систему штрафов для весового контроля, какой уже существует для скоростного режима. То есть в КоАП необходимо ввести дифференциацию ответственности за степень перегруза, и переложить в части случаев ответственность на грузоотправителя (как уже упоминалось, сам водитель не всегда знает фактический вес груза). И, попутно, многократно повысить штрафы. А порядок весо-габаритного контроля должен обеспечить внятный и законный алгоритм действий по выявлению перегруза…

Перегруз. Проблема весо-габаритного контроляЭти предложения вместе с текстом «Порядка осуществления весо-габаритного контроля», профсоюз «Дальнобойщик» отправил в Минэкономразвития. И уже в январе 2011 г., дополнив оба документа своими данными, Минэкономразвития вынес вердикт, что проект приказа Минтранса в предложенном виде «…изымает из прибыли субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих перевозки, около 14 млрд. руб. по отрасли. Вместе с тем, оценить положительный экономический эффект для владельцев дорог от такого снижения максимального норматива загрузки не представляется возможным, так как разработчиками приказа таких данных не предоставлено. Установление недостаточно четко определенной процедуры контроля, предоставляющей сотрудникам соответствующих органов государственного контроля возможности злоупотребления своими полномочиями, а также отсутствие требований к используемому при осуществлении взвешивания оборудованию, отсутствие механизмов, гарантирующих возможности субъектов предпринимательской деятельности по эффективному оспариванию действий контролирующих органов фактически вынуждает добросовестного перевозчика снижать загрузку транспортных средств, то есть равносильно снижению максимально допустимой к перевозке массы.

…выявлены положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.» То есть это пример, как бороться не со следствием, а с причиной: заслон возможной коррупции был поставлен еще на предварительной стадии. Что гораздо эффективнее, чем потом бороться с ней по каждому конкретному случаю…


Кроме того, с учетом соображений и предложений, внесенных «Дальнобойщиком» появился другой документ в ранге федерального законопроекта, озаглавленный: «Проект внесения изменений в Кодекс административных правонарушений и федеральный закон «Устав автомобильного транспорта», который уже находится в Госдуме. Этим законопроектом как раз и предусматривается введение ступенчатой шкалы ответственности за перегруз/негабарит, в соответствие с логикой и здравым смыслом приводится степень вины и степень ответственности водителя. В случае, например, 100-200 кг перегруза он выводится из-под прессинга инспекторов: «Плати, а то прав лишим!». Вводятся повышающиеся штрафы, а по ряду позиций ответственность несет грузоотправитель. В профсоюзе считают, что если грузоотправитель, кто бы он ни был, пару раз по суду оплатит штрафы в 300-600 тыс. руб. за ущерб дорожному покрытию, хочешь - не хочешь, но через кошелек придет понимание того, что «перегруз» просто невыгоден! И что проще, дешевле, а самое главное – безопаснее! – перевезти пятью машинами тот груз, который раньше перевозился тремя. В перспективе это даст создание новых рабочих мест, активизацию рынка перевозок, и, в конечном счете, благоприятно скажется на сохранности дорог. В выигрыше оказываются все, кроме «сборщиков дорожной дани».

Тяга нашего народа к халяве неистребима. Это относится ко всему обществу сверху до низу. Еще два с лишним века назад ситуацию в России описывали одним словом: «Воруют!» Однако если мы хотим жить в правовом обществе, и не унижаться перед властями, нам стоит бороться за свои права, тем более, что это выгодно.

КОММЕНТАРИИ:

Дмитрий Говоров, генеральный директор ООО «АвтоСпецТяж»:

Клиент сдает груз для перевозки с заявленным весом, по этим данным оформляется разрешение на перевозки КТГ. Груз перед погрузкой нигде не взвешивается физически, а на весовой показывает перевес. Здесь два варианта: клиент обманул с весом или весы показывают неправильно. И каждый доказывает свою правоту с документами в руках. Доказать на месте взвешивания ничего нельзя. Либо составляется протокол, либо договариваемся. Клиента же составленный протокол и акт взвешивания автопоезда не впечатляет, и он требует для доказательства акт взвешивания конкретно его груза за счет перевозчика, разумеется, в его присутствии.
Оградить водителя от проблем перегруза невозможно, так как именно он отвечает за расположение груза на ТС. Даже при условии соответствия общей массы развесовка по осям может не соответствовать требованиям.

Константин Ланнэ, директор ООО «Трак»:

Моя компания занимается контейнерными перевозками. Таможенный транзит не дает возможности где-то кого-то обмануть, поэтому у нас таких проблем нет. Однако хочу заметить, что тенденция умышленного перегруза с целью экономии в нашей стране существует. В этом случае единственный вариант – договоренность транспортной компании с грузоотправителями и грузополучателями. Насчет произвола работников на взвешивании утверждать не стану – не сталкивался. Но, думаю, решением проблемы могут стать контрольные весы.
Особое внимание нужно уделить развесовке по осям. Так, в Голландии, например, вообще не существует понятия общего разрешенного веса. Там есть понятие развесовки по осям. И вопросы перегруза решаются там путем увеличения количества осей – вози, сколько хочешь, давление на дорожное полотно все равно не превышает норму.
Оцените статью:
26.05.2011, 12:43
32 828
1

Материалы по теме

Обсуждение

  1. 3 марта 2016 11:58
    Чтобы избежать перегруза осей и штрафов, чтобы оспорить дело в суде и вернуть права, мы применяем программу моделирования погрузки (www.TLrun.com). Вот материал, который подробно описывают оптимизацию расположения груза без превышения нагрузок на оси и случай оспаривания в суде лишения прав за превышения перегрузок: http://tlrun.com/ru/expertise.php
    0

Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама