Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Бизнес Отслеживать:

Наши за границей: пишите письма. Система «Зеленая карта»


Виктория Загоровская
Прошло два года с тех пор, как Россия вступила в систему «Зеленая карта». Однако, похоже, что вопросов у грузоперевозчиков по-прежнему больше, чем ответов.

Страховая компания «РОСНО» организовала в Петербурге круглый стол «Зеленая карта: ключевые риски российских грузоперевозчиков за рубежом».

Наши за границей: пишите письма. Система «Зеленая карта»
Для Северо-Западной части России как приграничного региона рынок «Зеленой карты» имеет особое значение. Через Северную столицу идет большой грузопоток – только в 2010 году, по данным АСМАП, 61% всех российских грузоперевозок пришелся на СЗФО.

Как рассказал заместитель начальника Северо-Западного представительства АСМАП Константин Шаршаков, через границы Северо-Запада проходит 38% импорта, из которых 51% приходится на скандинавское направление через границу с Финляндией. Начиная с 1993 г., когда через нее было совершено 12 тыс. рейсов, наблюдался непрерывный рост грузоперевозок, который достиг пика в 2008 году – 300 тыс. рейсов. В кризис объем российских грузоперевозок снизился на 38%.

Данный факт оказал опосредованное влияние на стагнацию в продажах полисов «Зеленой карты» в сегменте юридических лиц в 2009 году. По данным эксперта, в прошлом году российские перевозчики совершили 230 тыс. рейсов.

Евгений Дубенский, РОСНО«Продажи полисов «Зеленой карты» на российском рынке страхования постепенно увеличиваются. По итогам посткризисного 2010 года емкость данного сегмента составила 2 млрд руб.», – сообщил Евгений Дубенский, директор Северо-Западной дирекции РОСНО.

Он рассказал, что в 2010 г. в РОСНО было продано более 45 тыс. полисов «Зеленая карта», из которых около 43% рассчитаны на все страны системы, и около 57% – только на страны СНГ. Большинство покупателей – физические лица. В течение года был зафиксирован 151 страховой случай, а общая сумма, выплаченная по убыткам в системе «Зеленая карта» составила порядка 9 млн руб. При этом частные водители за границей оказались осторожнее. Если по юридическим лицам зарегистрировано 96 страховых событий на сумму 6 млн руб., то по физическим – только 55 ДТП на сумму 3 млн руб.

Много отказов в выплатах по ОСАГО за границей случается из-за неправильного оформления документов, причем известны случаи, когда полицейские проявляли «лояльность» к своим гражданам при ДТП, в котором пострадавшими были россияне. Яркий пример привела Наталья Суслина, гендиректор туроператора по Скандинавии «Группа ТТК Галактика»: в Финляндии столкнулись два автобуса и, несмотря на свидетелей-финнов, которые давали показания в пользу русского водителя, вину признали за обоими.

Языковой барьер и непонимание, как вести себя при ДТП в чужой стране, приводят к тому, что в большинстве случаев за границей виновником происшествия признают россиян. По данным Российского союза автостраховщиков, в прошлом году из 3160 ДТП 2178 произошли по их вине.

Директор компании-перевозчика «Вульф» Алексей Ханович рассказал, что труднее всего дождаться адекватных действий полиции в Бельгии и Франции. При урегулировании ДТП в этих странах российская сторона оказывается не виновна только, если в машине нарушившего правила иностранца есть пострадавшие. По его словам, инциденты с имущественным ущербом водители фиксируют самостоятельно в соответствии с «европротоколом», причем российским автомобилистам приходится заполнять документы на иностранном языке, как правило, – незнакомом. Но и визит полиции на место происшествия не гарантирует корректного оформления. Известны случаи, когда наши водители продолжали рейс с уверенностью в своей правоте, а спустя некоторое время страховая компания сообщала им обратное.

Именно поэтому главный плюс отечественной «Зеленой карты» для многих перевозчиков – это возможность получить консультацию на русском языке при ДТП за границей. Если россиянин пострадал в ДТП, он может позвонить в РСА и проконсультироваться, как заполнить документы на иностранном языке. «Страховщик при продаже «Зеленой карты» должен выдать памятку, в которой будут указаны контакты компании для экстренной консультации и телефоны колл-центра РСА, где водителю объяснят, что надо делать в первую очередь», – подчеркивает Евгений Дубенский.

Специалисты рекомендуют сфотографировать место ДТП и повреждения, нанесенные автомобилям, а также записать данные участников происшествия. Прибывшие на место аварии представители дорожной инспекции оформляют протокол или полицейский рапорт в зависимости от страны. Если протокол составлен на незнакомом языке, следует получить его копию или сведения о полицейском, прибывшем на место происшествия.

Если российский гражданин становится виновником ДТП, он должен предъявить потерпевшему оригинал «Зеленой карты». Потерпевший, в свою очередь, направляет претензию в свое национальное бюро, которое оценит убыток. После этого национальное бюро страны, где произошло ДТП, выставляет счет российскому страховщику. Если виновник ДТП – иностранный автовладелец, то россиянину следует звонить по телефонам центра РСА, которые указаны на полисе «Зеленая карта». Оператор направит его в национальное бюро или ближайший филиал партнера, который урегулирует претензию.

Ни в коем случае нельзя отдавать иностранному водителю оригинал сертификата «Зеленой карты» и ее копию – это автоматическое признание себя виновным, предупреждают участники дискуссии. Обязательно нужно выяснить, есть ли у виновника страховой полис гражданской ответственности. Для получения компенсации необходимо взять копию документа или переписать координаты его страховщика.

Как правило, выплату по результатам ущерба производит иностранная страховая компания. Однако даже если виновником признан иностранец, получить денежные средства от зарубежной страховой компании может быть очень непросто. Кроме того, став виновником аварии за границей, наши грузоперевозчики будут вынуждены покрывать ремонт машины за свой счет, если это отдельно не оговорено в полисе (каско за рубежом не действует).

Выплата пострадавшему по страховому случаю будет осуществляться в соответствии с законодательством той страны, где совершено ДТП. Лимит ответственности может устанавливаться по жизни, здоровью и имуществу. Например, в Финляндии и Франции не установлен лимит на пострадавших в ДТП (в России он составляет 4 тыс. евро на человека), по «железу» лимит на все транспортные средства в тех же странах 3,3 млрд евро и 1 млрд евро соответственно (в России – 4 тыс. евро).

Наши за границей: пишите письма. Система «Зеленая карта»

Соглашение о «зеленой карте» в Европе вступило в силу
с 1 января 1953 г. Карта действительна в 45 странах
из Европы, Азии и Африки. Россия присоединилась
к международной системе с 1 января 2009 г.
Сегодня «Зеленую карту» можно купить в офисах
или у агентов российских страховщиков: АЙНИ, «АльфаСтрахование», ВСК, «Двадцать первый век», ЖАСО, «РЕСО-Гарантия», «РГС», РОСНО, «Согласие», «Спасские ворота» и «ЭРГО Русь».


Еще один риск связан с участившимися в 2010 г. случаями выявления таможней фальшивых «зеленых карт» у российских грузоперевозчиков. Как правило, в нелегальных полисах проставлены не те даты или указан номер другого транспортного средства. Бывает, что в соответствующих графах дата не стоит вообще. Получается, что водитель может пользоваться зеленой картой до тех пор, пока не кончатся бланки данной серии. Другой распространенный случай – компании-перевозчики, стремясь сэкономить, приобретают зеленую карту с пустой ячейкой, в которой должен быть указан номер транспортного средства, и передают ее от автомобиля к автомобилю.

Кроме того, участники мероприятия обращают внимание на то, что в последнее время в пунктах продаж на границе часто стали взимать со страхователей плату «за оформление полиса». При оформлении страховки не по месту жительства, а на границе лучше заранее знать тариф, иначе высока вероятность существенно переплатить.

«Количество проблем при ДТП за рубежом можно свести к минимуму, если покупать полис только в официальных точках продаж страховой компании, а не с рук у подозрительных лиц, следовать инструкциям, указанным на обратной стороне карты, а также включить в полис дополнительную опцию – расширение каско за рубежом», – подчеркивает эксперт РОСНО.

«Сегодня можно смело говорить о том, что проект российской «Зеленой карты» состоялся», – уверен Евгений Дубенский. – Большинство компаний справляются со своими обязательствами. Правда, кто-то из игроков может покинуть рынок, кто-то – продать недействующий полис или не обеспечить должный сервис при ДТП. Все эти риски пока еще присутствуют в системе, что лишний раз доказывает, как важно приобретать полис у надежного страховщика».


КОММЕНТАРИИ:


Артем Панас, специалист Управления автострахования ОСАО «РЕСО-Гарантия»Артем Панас, специалист Управления автострахования ОСАО «РЕСО-Гарантия»

Если перевозчик имеет «Зеленую карту», застрахована только его ответственность, имущество не застраховано. Риски по утере и порче имущества не покрываются «Зеленой картой». В компании «РЕСО-Гарантия» страхователь, имеющий КАСКО, может расширить действие полиса КАСКО по странам, указанные риски будут покрываться.

Часто страхователи не понимают, куда им надо обращаться. Поэтому необходимо тщательно ознакомится с памяткой «Зеленой карты», где пошагово описаны все действия, которые нужно предпринять при наступлении страхового случая. В первую очередь страховая компания, оформившая карту, помогает водителю тем, что все расходы в результате ДТП берет на себя. Случаи, в которых не работает страховая защита, указаны в правилах; тогда расходы, которые понес страховщик в результате действий страхователя, перекладываются на последнего.

Так, страховщик вправе предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере осуществленной страховой выплаты и расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая, если вред причинен вследствие умысла причинителя, а также при управлении транспортным средством в состоянии, в котором законодательство страны, где произошло дорожно-транспортное происшествие, запрещает управление машиной (в том числе в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения) или вред причинен лицом, не имеющим права управления транспортным средством, либо причинитель вреда, ответственность которого застрахована по договору, оставил место происшествия, не выполнив обязанности, предусмотренные правилами.

Юрий Синельников, заместитель директора имущественного страхования компании «Гайде»Юрий Синельников, заместитель директора имущественного страхования компании «Гайде»

В нашей практике по обслуживанию полиса «Зеленая карта» были ДТП, кражи, разбойные нападения, мошенничество, пожары. Были случаи с гибелью водителя. Здесь главное – оперативно сработать перевозчику, собственнику груза и страховщику. Сразу же отправить другую машину с персоналом для перегрузки груза и не допустить порчу хищения груза без присмотра.

Роль профессиональных сюрвейеров в урегулирование страховых случаев все время повышается. При наступлении страхового случая нужно незамедлительно сообщить о случившемся в компетентные органы, а также уведомить об этом страховщика или его представителя любым доступным способом и обеспечить документальное оформление происшедшего события. У нас действует онлайн-консультант на сайте, и каждый клиент имеет своего менеджера для решения вопросов.

В ситуации, когда российского водителя признают виновным за рубежом, даже если он в действительности не виноват, мы всеми силами помогаем нашему клиенту при отстаивании своей позиции в суде.

Что касается нелегальной продажи полисов, то решить проблему можно ужесточением контроля за полисами со стороны страховых компаний и государства. Кроме того, не нужно покупать «Зеленую карту» с рук и каждый раз необходимо требовать предоставление лицензии, доверенности. Вплоть до звонка в страховую компанию, чтобы проверить факт работы продавца в СК.


Юлия Тарасова, к.э.н., доцент кафедры Финансовых рынков и финансового менеджмента НИУ – Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге.Юлия Тарасова, к.э.н., доцент кафедры Финансовых рынков и финансового менеджмента Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге.

Страховая компания, которая заинтересована в привлечении и удержании клиентов, приложит к полису подробную инструкцию поведения в ДТП заграницей. Она ограничит от языковых проблем, незнания законов той страны, в которой произошло ДТП.

Страховая организация оплатит ущерб, который произошел по неосторожности водителя. Сумма возмещения может быть существенной, если речь пойдет о человеческой жизни, и не каждый самостоятельно сможет выплатить ее. Самый главный пункт в инструкции: «Не подписывайте документы, смысл которых Вам непонятен!» Причем этот пункт надо соблюдать не только за границей и не только при оформлении акта о ДТП.

Основные сложности по «Зеленой карте» – языковые трудности (при попытке объяснить ситуацию полиции или при заполнении акта о ДТП на иностранном языке), слабая позиция в отстаивании интересов нашими водителями в спорных ситуациях, отсутствие поддержки от недобросовестного страховщика. Их можно избежать. Например, быть внимательным при покупке полиса. Страховщик должен к полису приложить памятку, в которой по пунктам (их, как правило, около 12-14) расписано, как надо себя вести при ДТП; по каким телефонам звонить в страховую компанию, в национальное (местное) бюро «Зеленая карта» и на helpline (горячая линия) в РСА.

Александр КРАВЦОВ, заместитель генерального директора холдинговой компании «Сов-трансавто»Александр КРАВЦОВ, заместитель генерального директора холдинговой компании «Совтрансавто»:

На наш взгляд, главный принцип, который нужно соблюдать при выборе страховщика по любому виду страхования, – это комплексность. Переведя объемы по «Зеленой карте» в СК, в которой ты страхуешь, например, КАСКО или недвижимость, в частности, более низкие тарифы при более качественном обслуживании. В случае с «Совтрансавто» выбор страховщика ОАО «АльфаСтрахование» по «Зеленой карте» (на первоначальном этапе) стал продолжением более чем 4-х летней работы с данной компанией по другим видам страхования.

Ситуация, при которой российский перевозчик – виновник ДТП, урегулируется без участия этого самого виновника. Претензиями о возмещении вреда, причиненного перевозчиком за рубежом, занимаются страховщики и представляющие их интересы национальные бюро.

Но если рассматривать ситуацию, в которой перевозчик – пострадавшая сторона, то тут самое главное неудобство – это то, что урегулирование происходит по законам той страны, где произошло ДТП. В связи с этим непонятно, какие документы нужно предоставить, и в каком виде, как и кем должна производиться оценка повреждений. Поэтому убытки, произошедшие за рубежом, как правило, урегулируются нами, но уже в России по договору КАСКО (если он есть).

Было бы очень здорово, если бы была возможность урегулировать убытки, произошедшие за рубежом, на территории РФ через РСА. В этом случае можно было бы применять положения нашего ФЗ об ОСАГО.
Оцените статью:
29.04.2011, 12:39
4 316
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети