«Кто не работает — тот ест! Учись, студент...» — помните классику советского кинематографа? В те времена существовала хорошая практика доставлять обеды прямо на объекты, удаленные от стационарных столовых — в поля, на лесоразработки, стройплощадки.
Но сценка, обыгранная в классической комедии, конечно, не типовая.
Тунеядцам — пятнадцатисуточникам борщ, шашлык и компот в реальности милиционеры, естественно, не доставляли. А вот рабочим бригадам обеды развозили. Причем привозили их на спецтранспорте — передвижных буфетах.
Реинкарнация идеиКак правило, передвижные буфеты представляли собой автобусы, переоборудованные силами головных организаций. Затем, ближе к развалу Советского Союза, эта практика была забыта. Теперь, похоже, возрождается. Питерская компания «ГРУЗОМОБИЛЬ» поставила питерскому же «Водоканалу» несколько автобусов НефАЗ-5299, переоборудованных под передвижные столовые. Назначение простое — «чтобы рабочих с удаленных объектов было, где кормить». Стремление «Водоканала» облагородить час обеденного перерыва работников заслуживает всяческих похвал.
Внешне передвижная столовая — это стандартный двухдверный пригородный автобус НефАЗ-5299. Вся специфика скрыта внутри. Специфично и наименование машины: официально она именуется «специальным передвижным пунктом питания».
УбранствоКак известно, «театр начинается с вешалки», вот и специальный передвижной пункт питания начинается с нее же. Для посетителей сооружен открытый гардероб с обычными крючками, как в домашней прихожей. Но есть и отдельный шкаф. «Дверцы шкафа с защелками и замками под ключ, для обслуживающего персонала» — гласит техописание. Если честно, то непонятно, почему обслуживающему персоналу положен шкаф под замком, а рабочим — нет. Впрочем, заказчик решил так — ему виднее.
Перед входом в обеденный зал находится гардероб
Умывальник на входе в обеденный зал. Мойте руки пред едойВ этой же зоне установлен умывальник. Слив воды может производиться в общегородскую систему канализации. На случай, если подключиться к городской канализации нет возможности, предусмотрен собственный 125-литровый бак для сбора использованной воды. У него даже есть собственная система электрообогрева, чтобы отработанная вода зимой не превратилась в лед. Грамотно.
Обеденный зал расположен в средней части автобусаОбеденный зал, расположенный в средней части салона, именуется «отсеком приема пищи». Что сказать? Это действительно отсек. Дизайнера интерьеров для его оформления явно не привлекали. Здесь два маленьких двухместных столика и два четырехместных стола. Впрочем, сработаны столы и скамейки вполне добротно. Главное — будут технологичны в уборке. Из увеселительного оборудования предусмотрен 19-дюймовый ЖК-телевизор на поворотном кронштейне.
Кухонный блок, расположенный в «кормовой зоне» автобуса. Здесь обеды будут раскладывать по тарелкам. Зеленые «бочонки» — это термосыЗа «отсеком приема пищи» через перегородку расположены «отсек раздачи пищи» и технический отсек. По сути эти два отсека — единая комната, точнее, кухня. Правда, еду здесь не готовят, а только разогревают привезенные блюда и кипятят воду. Для выполнения этих задач предусмотрены две микроволновки, кулер, четыре 20-литровых термоса, электрочайник и… кофеварка! Неужели кофе здесь будут варить, а не размешивать из порошка? Если так — то это явный плюс.
Там, где у стандартных высокопольных автобусов обычно расположены ступени заднего выхода, у автобуса-столовой под полом размещен генератор.Кресла для сотрудников оснащены ремнями безопасностиВо время движения ручки навесных шкафчиков «утоплены». Очень грамотное решение! Видно, что над вопросами травмобезопасности конструкторы думали. Достаточно нажать на «кнопку» и «Кнопка» станет удобной ручкой дверцыВ обеденном зале на стене смонтирован телевизорЕсть здесь и собственный водонагреватель, и насос для подачи воды, и, естественно, холодильник. Энергию для всего этого хозяйства вырабатывает собственный автономный дизель-генератор мощностью 12 кВт. Если в зоне доступа находится внешняя электросеть, то автобус-столовая может подключаться к ней.
Достойно подражанияОсобым изяществом передвижная столовая не блещет, но она и не задумывалась таковой. Это технологическое транспортное средство. Его главная и единственная задача — «обеспечение процессов проведения различных видов работ методом снабжения работников своевременным питанием». И для решения этой задачи переоборудованный пригородный автобус НефАЗ-5299 весьма хорош, а сама идея создания на его базе передвижной столовой заслуживает всяческого уважения, подражания и распространения.
Так что говорить о том, что все советские хорошие традиции забыты, — не верно. На данный момент один прецедент возрождения идеи уже есть. Надеемся, последуют и другие.
Архивная полка
Рожденные в СССРТема передвижных столовых в нашей стране не нова. Еще в ранние послевоенные годы в небольших количествах выпускались прицепные вагоны-столовые для обеспечения горячим питанием вахтовиков и строителей на объектах вдали от населенных пунктов.
Партию таких автобуфетов, оснащенных газовыми плитами, московский завод «Аремкуз» выпустил в 1955 г.
Передвижная столовая на 22 места — также изделие завода «Аремкуз» 1950-х гг
В 1960-х гг с развитием автобусного движения в городах и пригородах потребность в таких «передвижках» появилась и у транспортников, чтобы обслуживать водителей автобусов на конечных остановках. Так родилась идея мобильных столовых и кафе, созданных на базе обычных автобусов. Первое время их мастерили сами автопарки, потом к этому делу подключились предприятия Минавтотранса РСФСР.
Первым выпуск передвижных столовых на базе автобусов ЛиАЗ-677 освоил Апшеронский авторемонтный завод. Работали такие машины во многих крупных городах страны. В конце 1980-х гг были предприняты робкие попытки создать и запустить передвижные столовые в серию непосредственно на предприятиях автомобильной промышленности.
ЛАЗ-4969 — первый кафе-мобиль, мелкосерийно выпускавшийся Львовским автобусным заводом. 1988 г.ЛиАЗ-5256.05 — опытный образец кафе-мобиля, созданный НТЦ ЛиАЗа. 1990 г. Так появились первые в полном смысле заводские кафе-мобили ЛАЗ-4969 и ЛиАЗ-5256.05. Первый был разработан в 1988 г. львовским институтом «ВКЭИавтобуспром» и впоследствии выпускался на ЛАЗе мелкосерийно. Второй был результатом работ НТЦ ЛиАЗа по расширению семейства новых автобусов, но так и остался лишь опытным образцом, изготовленным в 1990 г.
С распадом СССР эта тема была закрыта в отсутствие финансирования, хотя актуальность таких машин и сейчас на лицо. Появление на свет НефАЗовской передвижной столовой только подтверждает это.