Каждый раз, приходя в музей или беря в руки альбом со старыми фотографиями, невольно думаешь: «Сейчас я увижу ТАКОЕ…» И ведь действительно «ТАКОЕ» в лучшем смысле этого слова попадается!
Летом этого года Пожарно-техническая выставка имени Б. И. Кончаева, расположенная в здании действующей пожарной части в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, полностью обновила экспозицию. Теперь экскурсанты, посетив залы, могут в пожарном депо XIX-го века увидеть «живую» технику ушедших времен: пожарную линейку на шасси АМО-Ф15, изготовленную в Ленинграде на ныне снесенном заводе «Промет» (треста заводов массового производства «Тремасс»), довоенный пожарный автонасос на шасси ГАЗ-АА и восстановленную в этом году автолестницу АЛ-18 на шасси легендарного ГАЗ-51. В задумках – восстановить и выставить «на обозрение» еще несколько машин. «Родные» колеса, оптику, пожарное вооружение с каждым годом найти все труднее, надо кое-что «подправить» и на выставленной технике. Война, блокада, тяжелые условия эксплуатации, людское равнодушие, охота за металлом сделали свое черное дело.
Многие образцы пожарной (и не только пожарной) техники былого мы можем увидеть только на фотографиях.
Пожарная охрана в России всегда была еще и спасательной службой, а автообоз медсанслужбы Ленинградской пожарной команды был расформирован только после Великой Отечественной войны. В кадре – машины скорой помощи 1929 года.
На снимке середины 30-х годов – «технический ход» на шасси NAG Ленинградской пожарной команды за работой – вытаскивает грузовик, «уехавший» в Мойку. «Ход» – профессиональный сленг, и сегодня пожарные машины называют «ходами»; «технический ход» – автомобиль технической, вспомогательной службы. Этот NAG поступил в Ленинградскую пожарную команду примерно в 1926 году.
До войны подавляющее большинство пожарных машин было открытого типа, и служили они на всем пространстве от Магадана до Туапсе. Пожарные линейки (с продольными скамьями для бойцов) имели ремни, в которые надо было продеть руку, чтобы на ухабах не слететь в обледеневшей робе с деревянной скамейки.
Дооснащением машин (а зачастую, и переделкой стандартных грузовиков в пожарные) занимались на местах в мастерских и в частях.
Например, почти 40 стандартных линеек ПМЗ-1 с задним расположением насоса в мастерских Ленинградской пожарной охраны дооборудовалась четырехдверной закрытой кабиной, обогреваемым кожухом для насоса, закрытыми ящиками для перевозки рукавов, другими усовершенствованиями.
Вообще, в Ленинграде было сделано много любопытных образцов пожарной техники. «Прожекторный ход» Ленинградской пожарной команды второй половины 30-х годов был предназначен для освещения пожара или места проведения аварийных работ, оснащался электрогенератором, прожекторами, катушками с кабелями и прочим специальным оборудованием.
Съемные выдвижные лестницы использовались в пожарной охране еще на рубеже веков. Они доставлялись к месту пожара конным или автомобильным ходом, при помощи лебедки сгружались на землю и уже на собственных колесах перекатывались бойцами к месту развертывания. Низкие узкие арки ленинградских домов не позволяли въехать в тесные дворы-колодцы обычным автолестницам, поэтому и в 40-х годах ХХ-го века еще делали лестницы съемные.
Мастерские Ленинградской пожарной охраны после войны на новом шасси ЗИС-150 изготавливали автомобили связи и освещения АСО. Назначение таких машин понятно из названия.
Оснащались они телефонным коммутатором, радиостанцией, электрогенератором, прожекторами, кабелями, громкоговорящей установкой, а заодно и электропилами, электродрелью. Вся эта электрика и электроника весили немало (это ведь не современный мобильный телефон), и имела солидные объемы. Такие машины использовались на крупных пожарах, и, хотя сделано их было немного, до наших дней сохранились такие АСО в Мурманске, в Латвии, и в Петербурге. Последняя ждет своего часа занять место в экспозиции выставки.
После войны были попытки сделать пожарный автомобиль не только функциональным, но и красивым (конечно, насколько это было возможно). Так, Миусский завод пожарных машин на перспективных тогда шасси ЗИС-150 и ЗИС-151 стал выпускать ПМЗМ-1, -2, и -3. ПМЗМ расшифровывался как «пожарная машина на шасси ЗИС московская». На фото – автомобиль пенного тушения на шасси ЗИС-151 с «улучшенным экстерьером»: другая светотехника, хромированные элементы отделки. Сделано их было немного, массовыми моделями того времени были обычные пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ-51, ЗИС-150, ЗИС-151 и УралЗИС-5. Для многих пожарных частей страны это были вообще первые автомобильные ходы, сменившие конную тягу.
Статья подготовлена по материалам Пожарно-технической выставки имени Б. И. Кончаева Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу.