Среди бесконечного разнообразия грузов, перевозимых автотранспортом, существуют объекты, требующие особых условий транспортировки. Свежие цветы и молочные продукты нуждаются в специальном тепловом режиме, радиоаппаратура и хрусталь – в бережном; и так почти до бесконечности.
Однако среди них есть совершенно особая категория, перевозка которой включает эти, а также многие другие условия, причем на высшем уровне. Это – произведения искусства.
Любой крупный музей устраивает в год десятки выставок в разных городах и странах. На каждую из них нужно перевезти ценнейшие культурные объекты, а затем возвратить обратно.
Мало кто задумывается, что представляет собой перевозка ценной картины или скульптуры. Ценной не только в культурном отношении, но и в буквальном – стоимость страховки иногда достигает запредельных величин.
Об интересных аспектах специфичной работы увлекательно рассказал генеральный директор ООО «Хепри» Виталий Валерьевич Калабуш: – Наша компания не просто транспортная, мы обеспечиваем полный комплекс услуг, связанных с выставочной деятельностью музеев, художественных галерей и салонов. Перевозка – это один из основных, но не единственных этапов. Ей предшествуют длительные подготовительные операции. Оставив «за кадром» юридические и формальные тонкости, упомянем только упаковку. Каждый экспонат замеряется, для него определяется тип упаковки (в соответствии с видом транспортировки, страховой оценкой, предполагаемым бюджетом). Чаще всего, выглядит «скафандр» как обычный ящик. Конечно, это не просто коробка – он двойной, изготовлен из самых современных и высококачественных материалов, и обеспечивает объекту оптимальные и безопасные условия.
Так же серьезно выглядит и погрузка - такелажные работы производятся с соблюдением всех принятых в музеях правил. Например, ящик с картиной закрепляется у стены кузова строго продольно по ходу движения автомобиля. Иначе при торможении возникает «парусность», холст будет прогибаться, а это нанесет вред слою краски.
И, наконец, перевозка. Понятно, что главная цель – сохранность груза. Для этого и специализированные машины, и обязательно два водителя в каждой – даже на короткие дистанции. Плюс представитель владельца в сопровождении – в том числе, и для контроля за соблюдением формальностей. Ведь фирма гарантирует доставку не только безопасную, но и точно в срок – с точностью до часа.
Примечательно, что зачастую большегрузный фургон везет ящик весом…в 150 килограммов. А там, где достаточно двух машин, перевозка осуществляется восемью!
Дело в стоимости объектов и, соответственно, распределении рисков. Страховые компании снижают таким образом их вероятность. Даже одним паромом (а объекты переправляются, где возможно, морским путем) нельзя пользоваться двум машинам одновременно.
Неудивительно, что одним из ключевых факторов безопасности и пунктуальности перевозки становится собственно машина. Слишком дорог груз, чтобы им рисковать, перевозя малонадежным транспортом.
Автопарк компании состоит из пяти большегрузных автомобилей и четырех вспомогательных фургонов. Три года назад, в разгар бума на рынке «Хепри» понадобился очередной большетоннажник. Учитывая жесткие требования заказчиков, ждать около года возможным не представлялось, и компания приобрела в Германии подержанный MAN TGA.
Качество поработавшей уже на родине машины настолько понравилось, что, когда речь зашла о покупке нового грузовика, выбор производителя оказался очевиден.
– Несмотря на то, что у нас были к тому времени грузовики других марок, - говорит Виталий Валерьевич, – мы сознательно решили приобрести MAN. К тому же, представители ООО «МАН Автомобили Россия» очень внимательно отнеслись к нашим необычным требованиям. Невзирая на единичность заказа, они помогли составить нужную спецификацию, взяли контроль над поставщиками оборудования. И что для нас как для коммерческой организации немаловажно, предложили оптимальную цену при надлежащем качестве.
В результате, в начале сентября компания приняла в парк новехонькую машину – MAN TGX. Неброский снаружи фургон (таково желание заказчиков, по соображениям безопасности) ослепительно белого цвета с колесной формулой 6х2 имеет полную массу 26 тонн. Современный двигатель D2066LF38 развивает 360 л.с. и обеспечивает экологический уровень Euro-4, ведь машина будет постоянно ходить в Европу. С другой стороны, емкость топливных баков – 1000 литров, что позволяет уменьшить количество остановок в пути по России. Само собой, машина оснащена пневмоподвеской всех осей, для наилучшей плавности движения. Кроме того, для удобства загрузки подвеска способна «приседать». Для уменьшения рывка в момент трогания служит опционный старт-пилот. Естественно, кабина оборудована важными для комфортной работы водителей элементами интерьера – пневмоподвеской сиденья, кондиционером, отопителем, двумя спальными местами и прочим. Под стать и электронная начинка, начиная с электронного тахографа по требованиям ЕС и заканчивая спутниковой системой наблюдения в он-лайне.
Кузов производства «ИнтерПайпВан» также специальный, с уменьшенным коэффициентом теплоотдачи, оборудован всем необходимым: климатической установкой Carrier, контролируемой из кабины водителя, грузоподъемным бортом Zepro и, конечно, многофункциональной системой крепежа груза внутри фургона.
Всего этого, разумеется, с запасом хватает для поставленных задач, но ключевое слово здесь – «с запасом».
– Ведь новая, качественная машина, – говорит Виталий Калабуш, – это прежде всего гарантия для нас и заказчика, что ценнейший груз будет доставлен точно в срок и без ущерба для него.
Доказательством правильности выбора в политике компании служит ее многолетнее сотрудничество с главным музеем страны – государственным Эрмитажем.
Антон Михайлов, фото автора