Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Активность дилеров растет


Борис Гришин, Леонид Круглов
Клуб руководителей автобизнеса «AutoBoss» работает уже более пяти лет и за это время превратился в привычное место для встреч и общения топ-менеджеров российского автобизнеса.


На более чем сорока заседаниях обсуждались, кажется, все мыслимые вопросы и проблемы отрасли – финансы и маркетинг, кадровая политика и продажи, сервисное обслуживание и взаимодействие с государством.

Однако так сложилось, что собрать тех, кто специализируется на работе с коммерческим транспортом, впервые удалось только осенью 2010 года. Конечно, и до этой встречи многие представители данного сегмента принимали участие в заседаниях клуба, но именно своим кругом; с коллегами по цеху для обсуждения своих специфических вопросов им удалось собраться впервые. Так получилось, что поводом для долгожданного заседания стала непростая ситуация, сложившая в коммерческом сегменте автобизнеса в результате кризиса. Дилеры легковых брендов уже дружно рапортуют о его окончании – начался рост продаж, у многих вновь появились очереди за машинами. Правда, стоит заметить, что не все разделяют этот оптимизм, так как очереди появились в результате кризисного сокращения объемов производства, рост продаж во многом обусловлен утилизационной программой. И, тем не менее, подвижки к лучшему есть.

С продажами коммерческого транспорта дела обстоят сложнее, так что на первое в истории заседание руководителей автобизнеса по коммерческому транспорту был вынесен сакраментальный вопрос «Закончился ли кризис для коммерческого транспорта и спецтехники?».


Об интересе к проблеме говорит в высшей степени представительный состав участников заседания, на которое собрались ведущие производители европейских грузовиков, такие, как MAN, Scania, Volvo, IVECO, Sollers, а также их дилеры из разных городов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Нижнего Новгорода и Казани. Активно выступили на мероприятии лидеры рынка прицепов – компании «Бецема», «Когель Рус», «Вельтон», «Шпитцер». Специальная техника была представлена компанией по производству погрузчиков Toyota Tsusho Technic, заводом по производству коммунальной техники «КОММАШ», представительством компании Deutz AG. Кроме того, в заседании приняли участие поставщики запчастей и лизинговые компании. Отечественные автомобильные бренды были представлены компанией «Техинком» - дилером КАМАЗ, ГАЗ и УАЗ.

Для того, чтобы ответить на вынесенный в заголовок конференции вопрос, лучше всего обратиться к данным статистики. Открыл мероприятие доклад руководителя автомобильного маркетингового журнала «Автобизнес» Татьяны Арабаджи, которая на основе данных импорта и регистрации грузовых автомобилей в ГИБДД дала характеристику грузового рынка на сегодняшний день. Всего с января по июнь 2010 года было зарегистрировано 19290 новых грузовых автомобилей и 193537 подержанных. Участникам встречи была предоставлена информация по регистрации новых и подержанных автомобилей по годам выпуска и округам, а также данные Федеральной службы государственной статистики по общему грузообороту в стране.


Обзорно-статистическую часть заседания продолжил генеральный директор российского представительства международной маркетинговой компании GIPA Александр Груздев. Компания GIPA уже 26 лет работает в области исследования рынка послепродажного обслуживания автомобилей в Европе и России, в нашей стране за последние три года собрана серьезная база данных по легковому транспорту. А вот исследования рынка в сегменте российского коммерческого транспорта, как признался Александр, его компания начала лишь полгода назад. На сегодняшний день закончена только первая часть этой работы - исследование малых компаний и опрос «собственников-водителей». Отвечая на главный вопрос встречи - «Закончился ли кризис для коммерческого транспорта и спецтехники», – Александр рассказал о том, что отвечали участники исследования по поводу изменений в использовании грузовиков за последние 12 месяцев. Оказалось, что 80% используют свою технику без изменений, 70 % компаний купили подержанные грузовики, и только 30% приобретали новый транспорт. В список наиболее часто встречающихся проблем, которые назвали представители исследуемых компаний, вошли быстрый износ деталей, большая конкуренция, длительность работ на сервисе, низкая квалификация сотрудников СТО. При этом 80% опрашиваемых покупают запчасти и меняют их самостоятельно. На вопрос «Собираетесь ли вы приобретать грузовую технику в ближайшие 12 месяцев?», 80% респондентов ответили отрицательно.

Дальнейшее заседание клуба руководителей автобизнеса в коммерческом сегменте проходило по «кружковому» принципу – все участники разбились на шесть групп по 5-7 человек, и им было предложено ответить на три вопроса: «Кто и как преодолел кризис, с какими потерями?» и «Что сейчас волнует игроков этого рынка больше всего? Прогнозы и ожидания на 2010 – 2011 годы». Исходя из полученной после докладов статистической информации, собственного опыта и видения рынка, каждый участник заседания делал свои выводы. Все получили возможность высказаться, обменяться взглядами, информацией по рынку, деталями работы. В итоге, представитель от каждой группы изложил общую позицию развития рынка коммерческого транспорта и спецтехники. Некоторые прогнозы были достаточно оптимистичны, но большинство участников говорили о том, что ожидаемые всплески продаж еще могут неоднократно чередоваться с падениями, и говорить о стабилизации рынка пока очень рано. В целом все проблемы грузового сегмента, упомянутые участниками, можно свести к трем ключевым группам: государство, клиенты, и персонал.

Выступающие отметили, что по сравнению с 2009 годом произошло падение объема заказов на 2010 г, рынок непредсказуем, для него характерен низкий грузопоток и, соответственно, низкий спрос на технику. Планировать работу стало очень сложно. Нет понимания емкости рынка, нет отечественных поставщиков компонентов, сдерживает развитие недостаток оборотных средств. Появилась еще одна тенденция – заводы-производители стали забирать рынок у своих дилеров, все чаще реализуя автомобили напрямую. Однако определенное оживление на рынке коммерческой техники все же появилось. Заработали крупные компании и ритейлеры. Растет активность лизинговых компаний, в том числе и за счет государственных инвестиций, однако выделяются они далеко не всем, а только «приближенным» к государственным структурам фирмам. Представители лизингового бизнеса рассказали, что государство постепенно выходит на финансовый рынок и стремится взять под контроль ценообразование в лизинге за счет организации государственных лизинговых компаний. Учитывая действия государства, многие участники встречи говорили о том, что конкуренция на рынке становится неуправляемой. Старые правила выбора клиентов уже не работают, новых нет, ожидания клиентов непонятны. Более того, уже сейчас некоторые дилеры отмечают отток клиентов из СТО.

Множество споров вызвал доклад директора по продажам компании Scania Service Олега Могилевского. Олег Васильевич привел статистику продаж своей компании с 2005 по 2010 год, из которой было видно, что сейчас уровень продаж несколько превышает показатели 2005 г., но ниже показателей 2006 г. и заметно отстает от рекордных продаж 2007-2008 гг. Участники заседания долго обсуждали, по какому году стоит равняться, пытаясь в очередной раз выяснить, что же сейчас происходит с рынком – спад, рост или стабилизация? Стоит ли считать нормой рекорды 2007-2008, или это был противоестественный пик, следствие финансового пузыря в мировой экономике, за которым закономерно последовал кризис?

Нельзя сказать, что участники первого заседания клуба руководителей автобизнеса по коммерческому транспорту пришли к каким-то однозначным ответам на поставленные вопросы, но обмен информацией, опытом и мнениями всеми был признан очень полезным и интересным. В кулуарах представители грузового автобизнеса отмечали, что надо обязательно и в дальнейшем проводить такие встречи, они дают возможность быть в курсе новых тенденций, позволяют оперативно менять направление развития компаний. О том, что это не пустые слова, говорит уже то, что скоро в Москве пройдет второе заседание клуба руководителей автобизнеса по коммерческому транспорту.

Вместе с тем реальная статистика говорит о несомненных успехах большинства дилеров фирм-поставщиков коммерческого транспорта. В первую очередь это касается автомобилей полной массой от 6 до 16 т. и полной массой более 16 т., где рост продаж в III кв. 2010 г. превысил аналогичные показатели прошлого года втрое. В сегменте средних грузовиков продажи выросли с 763 шт. в III кв. 2009 г до 2357 шт. в 2010 г, или на 209%. Сегмент тяжелых грузовиков вырос на 183% – с 814 единиц в III кв. 2009 г. до 2302 ед. в III кв. 2010 г. Продажи легких коммерческих автомобилей III кв 2010 г выросли на 29%, по сравнению с тем же периодом 2009 г. За этот период было продано 37290 ед., в отличие от 28816 машин, реализованных в 2009 г.

Комитет объявил о двух новых компаниях, присоединившихся к нему за вторую половину 2010 г: Hino Motors Sales LLC и FUSO KAMAZ Trucks Ltd.

Председатель Комитета Борис Биллих так прокомментировал итоги III кв. 2010 г:

Третий квартал продемонстрировал впечатляющий рост продаж по сравнению с прошлым годом. Это стало ожидаемым результатом, так как третий квартал 2009 года имел очень низкие показатели. Поскольку динамика по легкому коммерческому транспорту была более стабильной год назад, то рост в этом сегменте сейчас не так высок, как в сегменте грузовиков. Ожидания на конец года также весьма оптимистичны. Рынки сейчас демонстрируют уверенное восстановление.

На докризисные уровни мы пока не вернулись, но продолжающееся восстановление экономики в целом и развитие сектора в частности позволяют надеяться на то, что восстановление продолжится и в 2011 году.

Продажи автобусов также повысились – с 62 шт. за III кв. 2009 г до 78 шт. за аналогичный период в 2010 г, т.е. на 26%. Говоря о такой важной составляющей рынка, как нереализованный склад, Андрей Чурсин, заместитель председателя КПКТ, уточняет:

На складах дистрибьюторов не осталось машин 2008 года. Рынок нормализовался.

Кстати, компания «Скания Русь», коммерческим директором которой является Андрей Чурсин, показала абсолютный рекорд роста продаж в 300%.

Активность дилеров растет

Оцените статью:
1.01.2011, 10:00
5 347
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама