На выставке ComTrans’ 2011 совместное предприятие IVECO-AMT объявило, что тема пожарных автомобилей становится для него одной из приоритетных.
Собственно, последние несколько лет шасси этой марки и так все чаще используются для создания различных пожарных машин, в том числе аэродромных, или цистерн с мощными насосами для охраны объектов нефтяной промышленности. Уникальные тоннельные пожарно-спасательные автомобили с реверсивным движением также созданы на шасси IVECO-AMT. А недавно были представлены еще две совершенно новых разработки. В конце января под Москвой на базе спецназа МЧС «Лидер» состоялась презентация отечественных новинок для нужд спасателей. И два пожарных спецавтомобиля на шасси IVECO-AMT стали одними из самых заметных экспонатов.
СеверянинПервая новинка — автоцистерна АЦ(С)-8,0-70 с надстройкой Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования. В ее разработке принимали активное участие специалисты Академии ГПС.
Это уже далеко не первая машина на шасси IVECO-AMT, выпущенная Варгашинским заводом. В прошлом году, например, также совместно с Академией ГПС, был представлен пожарно-спасательный автомобиль ПСА-С 6,0-40/100(6339)-40ВР, предназначенный для работы в условиях низких температур. Так, буква «С» в названии АЦ(С)-8,0-70 тоже указывает на ее северное исполнение. Это означает, что машина имеет дополнительную теплоизоляцию и обогрев всех водопенных коммуникаций (цистерна для воды, пенобак, насос), а также отсеков для пожарно-технического вооружения. Цистерна для воды вмещает 8 000 л, что немаловажно, учитывая суровые условия северной зимы, — ведь все открытые водоисточники скованы льдом и скрыты под толщей снега.
Северная автоцистерна АЦ(С)-8,0-70(633904)-48ВРОбъем водобака — 8 000 лВысота кабины боевого расчета позволяет стоять в полный ростМощный насос способен подать за одну секунду до 70 л огнетушащих веществ. А на крыше машины установлен лафетный ствол, управлять которым можно дистанционно, с помощью радиопульта.
Также машина оснащена выдвижной мачтой с прожекторами, которые позволяют освещать места пожара, и дополнительным переносным электрогенератором.
В кабине боевого расчета с высоким потолком при необходимости можно встать в полный рост, а просторные двери и откидные ступеньки с автоматическим пневмоприводом позволяют быстро входить или выходить в полной выкладке. При этом откидные спинки сидений оборудованы креплениями для дыхательных аппаратов, а под самим сидением расположен мощный обогреватель. Базовое шасси северной автоцистерны — полноприводный трехосный внедорожник IVECO-AMT Trakker. Его турбированный дизельный двигатель Cursor-13 развивает мощность до 420 л.с.
Комплексный подходНасосно-рукавный комплекс НРК «Шквал» от ООО «Велмаш-С», смонтированный также на шасси IVECO-AMT Trakker, — вторая новинка. В основу комплекса положены разработки голландской фирмы Hytrans Fire System. Комплекс предназначен для подачи большого объема воды на большие расстояния. Он одинаково эффективен как при тушении крупных пожаров, так и при устранении последствий наводнений. В состав комплекса входят два модуля — насосный и рукавный, для перевозки которых предназначены два автомобиля с технологическим оборудованием типа «мультилифт».
Насосный модуль оснащен одним основным насосом и двумя гидронасосами, служащими для привода погружных насосов, с которыми они соединены с помощью гидрошлангов. Мощность двигателя, приводящего в действие насосы, — 1 250 л.с. Погружные насосы способны забирать воду с мелководья (от 30 см) или с крутых обрывистых берегов, мостов, эстакад. Насосы могут располагаться на удалении до 60 м по горизонтали и до 15 м по вертикали от самого модуля.
Насосный автомобиль из состава комплекса «Шквал»Погружные насосыАвтомобиль с насосным модулем. Производительность насоса в 350 л/с сегодня рекордная для РоссииПринцип работы следующий. Погружные насосы опускаются в воду, из них вода по магистральным рукавным линиям поступает на основной насос, расположенный в модуле, который гонит ее дальше к месту пожара по магистральным рукавам диаметром 300 мм. Производительность насосной установки не менее 350 л/с при давлении не менее 1,2 МПа. Подобные диаметр рукавов и производительность насоса — невиданные ранее показатели для отечественных пожарных машин!
Рукавный модуль предназначен для вывоза 1 650 м напорных магистральных рукавов диаметром 300 мм, а также для прокладки и уборки магистральных линий на скорости до 40 км/ч. Для уборки рукавов используется специальное устройство, установленное с левой стороны на крыше модуля. Это устройство удаляет налипшую грязь и остатки воды. Далее рукава укладываются в «гармошку», что позволяет быстро собрать линию и произвести ее прокладку на новом месте. При необходимости на шасси могут быть установлены другие сменные пожарные или аварийно-спасательные модули, не входящие в НРК «Шквал».
Длина вывозимых рукавов — 1 650 мНа данный момент АЦ(С)-8,0-70 и НРК «Шквал» являются одними из немногих образцов отечественной пожарной техники, соответствующих современным зарубежным аналогам. И хочется верить, что они не останутся единичными экземплярами.