Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Сервис Отслеживать:

Масляные кодексы


В прошлом номере журнала мы начали разговор о сертификации масел и, в частности, затронули подходы, используемые в США. Сегодня рассмотрим систему сертификации масел в Японии и странах Западной Европы.

Масляные кодексы

Самурайский кодекс

Не только масла имеют различия, двигатели также отличаются. Особого разговора заслуживают моторные масла для дизелей японского производства. Это связано с конструкционными особенностями двигателей из Страны восходящего солнца.

В отношении масел там обычно использовался стандарт API. Необходимость в отдельной спецификации масел объясняется несколькими причинами. Во-первых, высокой степенью износа деталей клапанного механизма при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах, соответствующих спецификации API CG-4). Во-вторых, проблемой высокотемпературных отложений на поршнях. На японских двигателях верхнее кольцо обычно располагается ниже, чем у европейских и североамериканских моторов, в результате этого максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже, а это ведет к образованию отложений.

В связи с этими проблемами в 2000 г. такие японские организации, как Automobile/Lubricant Joint Committee (ALJC) совместно с Petroleum Association of Japan (PAJ) и Japan Automobile Manufacturers Association, рекомендовали национальному органу по стандартизации в автомобилестроении Japanese Automobile Standarts Organization (JASO) создать собственную спецификацию на моторные масла для дизелей японского производства. Такой стандарт был принят 1 апреля 2000 г.

Короткий срок принятия стандарта объясняется тем, что еще в апреле 1994 г. подкомитет по моторным маслам Общества автомобильных инженеров Японии (JSAE) в сотрудничестве с Обществом смазочных материалов Японии разработал метод тестирования моторного масла для дизелей с применением низкосернистого топлива (содержание серы 0,05%). В марте 1998 г. с применением двигателя Nissan Diesel Motor модели TD25 был введен метод тестирования моющих свойств моторных масел (JASO M336:1998). А в апреле 1999 г. с использованием двигателя Mitsubishi Motors Corp. модели 4D34T4 был разработан метод тестирования износа клапанного механизма (JASO M354:1999).

Эти методы легли в основу национального стандарта. Для проверки на соответствие требованиям стандарта предусматривалось 4 моторных и 7 лабораторных тестов. Моторные испытания на детергентность поршней (JASO M336:1998) и износ клапанов (JASO M354:1999) разработали в самой Японии. Другие тесты предписывалось проводить по методикам ASTM. JASO M336 включил в себя испытания на двигателе Nissan TD-25, а JASO M354 – на Mitsubishi 4D34T.

В 2008 году была принята последняя редакция стандарта Automotive Diesel Engine Oil Standard JASO M 355:2008.

Для японских четырехтактных дизелей предусмотрены три класса масел: DH-1, DH-2 и DL. Масло класса DL предусмотрено для дизелей легковых автомобилей. Масла DH-2 применяются в двигателях с фильтрами частиц (Diesel Particulate Filter – DPF) и катализаторами. Масла DH-1 могут использоваться для двигателей, работающих на низкозольном топливе (содержание серы не превышает 0,05%).

Масляные кодексы

Европейский стандарт

В 1991 г. была организована European Automobile Manufacturers Association – AСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). В фокус внимания этой организации попали вопросы стандартизации смазочных материалов.

В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, Volkswagen, Daimler, MAN, Porsche, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, Ford Europe, PSA Peugeot Citroеn, DAF, GM-Europe, Jaguar Land Rover, Toyota Europe. Эта организация предложила свою систему классификации смазочных материалов – ССМС.

В 1995 г. была принята новая, более жесткая, европейская классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам – ACEA European Oil Sequences for Service Fill Oils. В настоящее время действуют нормы стандарта редакции 2008 г.

Предусматриваются требования для масел, предназначенных для бензиновых двигателей легковых автомобилей и дизелей легких фургонов (А/В). Выделяется класс масел, совместимых с катализаторами (С).

Для двигателей тяжелых грузовиков предусмотрен класс масел Е. В последней версии требований предусмотрены группы Е2, Е4, Е6, Е7 и Е9.

Масла Е2 предназначены для атмосферных и турбированных дизелей тяжелых грузовиков, работающих в условиях средних нагрузок, в большинстве случаев с нормальными интервалами замены масла.

К группе Е4 относятся масла со стабильной вязкостью, обеспечивающие отличные показатели по чистоте поршней, защите от износа, удержанию сажи и стабильности. Они рекомендованы для быстроходных дизелей, спроектированных для соответствия экологическим требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4, работающих в тяжелых условиях. Допускаются увеличенные интервалы замены масла в соответствии с рекомендациями производителей. Масла пригодны для двигателей без фильтров частиц, для некоторых двигателей с EGR и для некоторых двигателей с системами понижения NOx типа SCR. Тем не менее допускаются различные рекомендации для двигателей разных производителей. При сомнении следует обратиться к руководству по эксплуатации или получить консультацию у дилера.

Масляные кодексы

Масла Е6 также должны иметь стабильную вязкость, обеспечивать отличные показатели по чистоте поршней, защите от износа, удержанию сажи и обладать высокой стабильностью. Они тоже рекомендованы для быстроходных дизелей, спроектированных для соответствия экологическим требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 и работающих в тяжелых условиях. В соответствии с рекомендациями производителей допускаются увеличенные интервалы замены масла. Они пригодны для использования в двигателях с системой EGR, с фильтрами частиц или без них, и для двигателей с системами понижения NOx типа SCR. Масла качества Е6 строго рекомендованы для двигателей с установленными фильтрами частиц и разработаны для использования в комбинации с низкосернистым топливом (max 50 ppm). Тем не менее допускаются различные рекомендации для двигателей разных производителей. При сомнениях следует получить уточнение.

Предпоследнюю группу составляют масла группы Е7. Они должны быть эффективными в обеспечении чистоты поршня и предотвращении шлифовки цилиндра. Масла группы Е7 способствуют также чистоте поршней, защите от износа, удержанию сажи и обладают высокой стабильностью. Эти масла рекомендованы для быстроходных дизелей, спроектированных для соответствия экологическим требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3, Euro 4 и Euro 5, работающих в тяжелых условиях, например, при увеличенном интервале замены, в соответствии с указаниями производителя. Масла группы Е7 подходят для применения в двигателях без фильтров частиц, для большинства двигателей с системой EGR и двигателей с системами понижения NOx типа SCR, в соответствии с рекомендациями производителя.

Последняя группа масел – Е9. Введена в редакции стандарта 2008 г. дополнительно к требованиям для масел группы Е7. Масла группы Е9 подходят также для двигателей с фильтрами частиц. Они строго рекомендованы для двигателей с фильтрами частиц и разработаны для применения вместе с низкозольным дизельным топливом, но, как и раньше, последнее слово остается за производителем грузовика.

Для масел категории Е предусмотрено 14 лабораторных тестов и 6 моторных испытаний. Это свидетельствует о самых высоких требованиях к маслам в Европе. Производители автомобилей, кроме того, выдвигают собственные требования к маслам. Они закреплены во внутренних стандартах компаний. Это в первую очередь связано с моторными испытаниями. Испытание масел не на предписанном общими стандартами двигателе, а непосредственно на одном из двигателей производителя, безусловно, даст самые достоверные результаты по применимости масел.

Андрей Карасев, фото фирм-производителей техники
Оцените статью:
8.10.2010, 10:04
2 919
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети